Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 7

 С Б-жьей помощью

Но в подлинном и прямом пути к нижнему покаянию [возвращению] буквы "гей", как уже говорилось, — два основных аспекта. Один из них — пробуждать в себе высшее сочувствие из источника милосердия по отношению к духу своему [нешама] и к своей Б-жественной душе [нефеш], которая "пала с высокой крыши" — подлинной жизни, благословен Он, — "в глубокую яму", — и это чертоги нечистоты и стороны "ситра ахра", [а также] и по отношению к ее [души] источнику в источнике жизни, а это имя Гавайе, благословен Он, и как написано: "И возвратится ко Всевышнему, и Он смилостивится над ним"[1]. То есть сожалеть о воздействии имени Гавайе, благословен Он, которое спустилось со ступени на ступень и снизошло в нечистые чертоги стороны "ситра ахра", дабы оживить их через действия человека, и его з^хищрения, и его дурные мысли, как написано: "Царь, плененный в потоках"[2] — в потоках [мысли] мозга и т. д., и это изгнание Шхины, как было сказано выше. Этому способствует время совершения "Тикун хацот"[3], как сказано в сидуре, смотри там в замечании подробное объяснение. И написано: "Упал венец глав наших, горе нам, ибо мы согрешили"[4]. И поэтому в книге "Пиркей гейхалот" Всевышний назван "униженным Королем", как пишет раби Моше Кордоверо, благословенной памяти, ибо нет более глубокого оскорбления. А особенно когда человек мыслящий углубляется в размышление о величии Эйн Софа, благословен Он, наполняющего все миры и окружающего все миры, — [если размышляет об этом] каждый в меру своего разума и понятия, он испытывает от этого великую, великую горечь.

Другой [элемент этого пути] — растоптать и покорить [категорию] "клипа" и "ситра ахра", вся витальность которой есть лишь грубость и самовознесение, как написано: "Если вознесешься, как орел и т. д."[5]. Растоптать и покорить [принизить ее] вплоть до самого праха, и это смерть ее и уничтожение. А [делается это] именно "сердцем разбитым и угнетенным", когда "низкий ему отвратителен и т. д."[6], и как комментирует книга "Зогар" слова "жертвы Всевышнему сокрушенный дух, сокрушенное и угнетенное сердце и т. д."[7] — ибо животных приносят в жертву имени Га-вайе, которое есть атрибут милосердия. Имени же Элоким — атрибут суда — не приносят в жертву животных, но [необходимо] сломить и уничтожить дух нечистоты и стороны "ситра ахра", и это — сокрушенный дух. Как же можно сломить дух стороны "ситра ахра"? Разбитым и угнетенным сердцем. В нашем поколении [это возможно] лишь в малой мере путем умерщвлений плоти и постов. У нас нет сил много поститься, как [это делал] царь Давид. Наши мудрецы пояснили [его] слова[8]: "И сердце пусто во мне"[9] — он умертвил его постом[10].

Но основное в покорении сердца, в доведении его до " состояния сломленного и уничтоженного, и в уничтожении духа нечистоты и стороны "ситра ахра" -быть "умельцем отчета"[11] всей глубиной своей мысли. Один час днем или ночью перед совершением "Тикун хацот" [человек должен] углубляться своим познанием и пониманием в размышление о том, как своими грехами он стал причиной изгнания Шхины, как говорилось выше, а также того, что его дух [нешама] и Б-жест-венная душа [нефеш] оказались оторванными от [Источника] подлинной жизни, благословен Он, и низведены в место нечистоты и смерти, а это чертоги стороны "ситра ахра", и стала душа колесницей для них[12], дабы получать от них для своего тела изобилие и жизненную силу, как говорилось выше.

И сказали о том наши мудрецы: "Грешники при жизни называются мертвыми"[13], то есть жизнь их черпается из места смерти и нечистоты (а также написано: "Не мертвые восхвалят и т. д."[14], и это не подобно "смеющемуся над бедным"[15], да сохранит Всевышний, но здесь имеются в виду грешники, которые и при жизни называются мертвыми, так что их смущают посторонними мыслями[16], пока они в состоянии греха и не хотят совершать покаяние, как известно). И даже тот, кто не совершил ни греха, за который следует наказание "карет", ни также греха, за который следует смерть, посылаемая небом, — и это испускание семени впустую и тому подобное. Но остальные, легкие грехи, — так как они наносят ущерб в ступенях нешама и нефеш Б-жественной души, как в сравнении об отсечении и прерывании тонких веревочек, о чем говорилось выше, — при множестве [подобных] грехов ущерб все же может быть таким же, как при нарушениях запретов Торы, за которые следует наказание "карет" или смерть, и даже при повторении того же греха очень много раз.

Так пророк сравнил грехи с тучей, заслоняющей солнечный свет, как написано: "Я рассеял, как тучу, грехи твои"[17], — это тяжкие грехи, (отделяющие) внутреннюю часть воздействия имени Гавайе, благословен Он, от Б-жественной души, как густая и темная туча отделяет Солнце от Земли и живущих на ней, если обратиться к сравнению. "И, как облако, грехи твои"[18] -это легкие грехи, к которым человек относится пренебрежительно. Они разделяют, как легкое тонкое облако, если вернуться к языку сравнений. И, как в этом сравнении, если человек поместит в окне против солнечного света очень много тонких, легких перегородок, они затемнят так же, как одна толстая, и даже сильнее. Точно так же, как в этом сравнении, [происходит] и во всех грехах, которыми человек пренебрегает, и как говорится в известных словах наших мудрецов, что они [эти грехи] совершенно то же, что идолопоклонство, блуд и кровопролитие. Примером может служить грех, когда делают вид, что не замечают нуждающегося, — "Остерегайся, дабы не было в сердце твоем извращенного [блияаль] и т. д."[19], а это слово [бли-яаль] употребляется для указания на идолопоклонство и т. д.[20]. И если кто-либо рассказывает о другом дурное[21] — это злословие, равносильное идолопоклонству, блуду и кровопролитию. И каждый, кто впадает в гнев[22], как бы поклоняется идолам, а также и тот, кто нагл[23]. И много еще подобных утверждений приводится в Гмаре. И изучение Торы равноценно всем [остальным заповедям], как сказали наши мудрецы[24]: "Простил Всевышний идолопоклонство и т. д."[25].

Поэтому предписание читать молитву "Шма" перед тем, как лечь спать, [включает также] принятие на себя четырех [форм] смертных кар, о которых решает суд[26], и т. д. Кроме того, согласно тайной части Торы, наносящему ущерб [на уровне] буквы "йод" [имени Га-вайе] как бы следует кара "скала"; наносящему ущерб [на уровне] буквы "гей" как бы следует кара "срей-фа"; наносящему ущерб [на уровне] буквы "вав" как бы следует кара "герег"; а [на уровне] последней буквы "гей" — как бы следует кара "хенек"[27]. Тот, кто не исполняет заповеди о молитве "Шма", наносит ущерб [на уровне] буквы "йод", [не исполняющий заповеди] тфилин — [на уровне] буквы "гей", цицит — [на уровне] буквы "вав", а не исполняющий заповеди, обязывающий молиться. — [на уровне] буквы "гей" и т. д. Исходя из этого знающий может сделать вывод и в отношении остальных грехов и прегрешений, а небрежение изучением Торы равноценно [неисполнению] всех заповедей.

К главе седьмой

[1]   Йешаягу, 55:7.

[2]   Шир гаширим, 7:6. Эта фраза имеет несколько толкований, связанных с различными значениями слова регатим. Здесь — "бег", "движение". См. также Тания, часть 1, гл. 45.

[3]   Букв, "полуночное исправление". Плач о разрушении Храма, молитва и покаяние, совершаемые в полночь.

[4]   Эйха, 5:16.

[5]   Овадья, 1:4; Ирмеягу, 49:16.

[6]   Тегилим, 15:4. С отвращением ко всему недостойному в себе.

[7]   Тегилим, 51:19.

[8]   Брахот, 616.

[9]   Тегилим, 109:22.

[10]   Полностью уничтожил в нем зло. Ср. Тания, часть 1, гл. 1 и 13. 

[11]   Ср. Зогар, часть 3, стр. 178а.

[12]   Послушным орудием, подобным колеснице, несущей седока.

[13]   Брахот, 186.

[14]   Тегилим, 115:7.

[15]   Мишлей, 17:5. Если бы здесь имелись в виду умершие, это было бы насмешкой над тем, что они уже не могут исполнять заповеди. Но "мертвые" здесь — грешники.

[16]   Во время молитвы.

[17]   Йешаягу, 44:22.

[18]   Йешаягу, 44:22.

[19]   Дварим, 15:9.

[20]   Брахот, 316.

[21]   Ср. Шабат, 33; Бава батра, 1646; Арахин, 15.

[22]   Ср. Шабат, 1056; Авот, 2:10.

[23]   Сота, 46.

[24]   Пеа, 1.

[25]   "…но не простил пренебрежения к изучению Торы".

[26]   В отличие от смертных кар, посылаемых небом.

[27]   Четыре вида смертных кар за особо тяжелые грехи: забрасывание камнями, сожжение, убиение и удушение. Духовные последствия этих грехов параллельны и подобны физическому аспекту этих кар.