Глава 1

 С Б-жьей помощью

ПОСЛАНИЕ О ПОКАЯНИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Сказано в конце трактата Йома: "Есть три вида искупления, и каждое из них связано с покаянием"[1]. Если человек нарушил позитивную заповедь и совершил покаяние, немедленно ему прощается [- наказания более не следует]. Если нарушил запрет и раскаялся, покаяние задерживает [наказание], а Йом-Кипур искупает. (Несмотря на то, что позитивные заповеди, когда речь идет об их исполнении, выше и [в случае, если человек стоит перед выбором], предпочтительнее соблюдения запретов. Причина [этого предпочтения] такова - исполняя позитивную заповедь, человек тем самым привлекает к верхним мирам свет и обилие от отражения света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он[2] (как сказано в книге "Зогар", что 248 позитивных заповедей - это 248 органов Короля[3]), а также к своей Б-жественной душе, как сказано: "[Благословен...] освятивший нас Своими заповедями". Но что касается покаяния, то хотя и прощается человеку наказание за , то, что он восстал против владычества Его, благословенного, и не исполнил слово Короля, все же свет, [который был бы привлечен в случае исполнения этой заповеди действием], отсутствует и т. д. И как наши мудрецы, благословенной памяти, комментируют слова: "Извращенный не сможет исправить"[4] - «это сказано о том, кто пропустил вечернее [или утреннее] чтение молитвы "Шма" и т. д.»[5]. Ибо даже если он впредь будет всегда пунктуально читать "Шма" и вечером и утром, покаяние не может восполнить то, что он однажды не сделал. Тот же, кто нарушает запрет тем, что зло пристает к его душе, причиняет ущерб наверху, в корне и источнике ее происхождения (в одеяниях десяти сфирот мира Асия[6], как сказано в [предисловии к книге] "Тикуней Зогар": "Ты сделал им[7] одеяния, из которых вылетают человеческие души и т. д."). И потому нет искупления его душе также и наверху до [искупления в] Йом-Кипур, как написано [об этом дне]: "И искупит Храм, [очистив его] от нечистот сынов Израиля и от их злодеяний... пред Всевышним очиститесь"[8]. Именно "пред Всевышним". И потому из этого не следует, да сохранит Всевышний, что грех менее серьезен, когда не исполняются позитивные заповеди, а тем более - предписание об изучении Торы. Напротив, сказали наши мудрецы: "Всевышний простил идолопоклонство и т. д."[9], хотя [наказание за] это - "карет" и смертная казнь по решению суда, "но не простил пренебрегающим изучением Торы").

Если [человек] совершает грех, за который полагается "карет" или смертная казнь по решению суда, покаяние и Йом-Кипур задерживают [наказание], а страдания очищают [мемаркин] (то есть завершают искупление. Слово это происходит от слова мерика, которое означает "начшцение до блеска", "мытье до совершенного очищения" души. А капара означает "искупление", "очищение от грязи греха"[10]), как сказано: "Розгой Я накажу их за злодеяния их и язвами за грехи их"[11]. Таковы слова Барайты[12]. Заповедь о покаянии в Торе говорит об отказе от греха (как сказано в Гмаре, в 3-й главе трактата Сангедрин, и в [книге "Шулхан арух", раздел] "Хошен мишпат", конец параграфа 34, где говорится о свидетельстве). То есть бесповоротно решить в душе не повторять более подобной глупости - не восставать против владычества Его, благословенного, не нарушать более велений Короля, да сохранит Всевышний, - как позитивных заповедей, так и запретов. Это основной смысл покаяния -возвратиться ко Всевышнему всем сердцем и всей душой, чтобы служить Ему и соблюдать все Его заповеди, как написано: "Да покинет преступный путь свой и грешник мысли свои и да возвратится* ко Всевышнему и т. Д."[13]. А в главе "Ницавим" написано: "И возвратишься ко Всевышнему, Б-гу твоему, и будешь слушаться голоса Его... всем сердцем твоим и т. д."[14]. [И еще сказано]: "Вернись, Израиль, ко Всевышнему, Б-гу твоему, и т. д."[15], "Верни нас, Всевышний, к Себе и т. д."[16]. А не так, как в народе думают, что покаяние - это пост. Это верно, даже если [человек] совершил грехи, за которые следует наказание "карет" и смертная казнь по решению суда, и завершением его искупления должны быть страдания, - то есть Всевышний посылает ему страдания (как сказано: "Розгой Я накажу и т. д. - именно "Я накажу"). Когда покаяние человека принято Им, благословенным, и человек возвращается к Нему всем сердцем и всей душой из любви [к Нему], тогда при пробуждении снизу "как в воде отражается [лицо человека против лица] и т. д."[17], [возникает и] пробуждение сверху, пробуждение любви и милосердия Всевышнего, чтобы очистить его от грехов страданиями в этом мире, как написано: "Ибо кого любит Всевышний, того и покарает и т. д."[18]. И потому ни у Рамбама, ни в книге "Сефер мицвот гадоль" никакие посты вообще не упомянуты в законах о покаянии даже за те грехи, за которые следует наказание "карет" и смертная казнь по решению суда. [Там упомянуты] только исповедь и просьба о прощении грехов, как написано в Торе: "И исповедают свои грехи и т. д."[19]. И если сказал пророк Йоэль, [передавая слова Всевышнего]: "Возвратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте и в плаче и т. д."[20], - это для того, чтобы было отменено небесное постановление об очищении грехов поколения нашествием саранчи[21]. Таков смысл всех постов - постятся при каждом несчастье, чтобы оно не поразило народ, как об этом говорится в книге Эстер. И если в нравоучительной литературе, и прежде всего в книгах "Сефер гарокеях" и "Сефер хаси-дим" [говорится] о многочисленных постах и умерщвлениях плоти для совершившего грех, за который полагается "карет" и смертная казнь по решению суда, а также для того, кто испустил семя впустую, за что ему следует смертная казнь, посылаемая небом, как сказано в Торе об Эре и Онане, и наказание за этот грех такое же, как для тех, кому следует "карет", [то эти посты и умерщвления плоти даны] для того, чтобы избавиться от наказания страданиями, посылаемыми небом, да сохранит Всевышний, а также чтобы ускорить и приблизить полное искупление души. Кроме того, ведь может быть, что он возвращается ко Всевышнему всем своим сердцем и душой не из любви [к Нему], а только из страха.

К главе первой

[1]   Йома, 86а.

[2]   За соблюдение негативной заповеди также следует вознаграждение, то есть привлечение света, но свет этот не достигает сосудов. Ведь сосуды -это открытое проявление света, связанное с действием, действия же не было, человек только воздержался от нежелательного поступка. Поэтому когда невозможно исполнить одновременно две заповеди, позитивную и негативную, и нужно сделать выбор, предпочтение отдается исполнению позитивной заповеди.

[3]   См. Тания, часть 1, гл. 23.

[4]   Когелет, 1:15. 

[5]   Брахот, 26а.

[6]   Из пяти ступеней души: нефеш, руах, нешама, хая, йехида к греху при-частна лишь нижняя из них - нефеш. Нефеш, руах и нешама в сфере миров соответствуют мирам Асия, Иецира и Бриа. В мире действия, Асия, -корень и источник этой ступени души.

[7]   Им - десяти сфирот.

[8]   Ваикра, 16:16-30.

[9]   Иерусалимский Талмуд, Хагига, 1:7.

[10]   Капара - меньшая степень очищения, чем мерит.

[11]   Тегилим, 89:23.

[12]   Барайта - учение мудрецов периода Мишны, не вошедшее в нее.

[13]   Йешаягу, 55:7.

[14]   Дварим, 30:2.

[15]   Гошеа, 14:2.

[16]   Эйха, 15:21.

[17]   Мишлей, 27:19.

[18]   Мишлей, 3:12.

[19]   Бемидбар, 5:7.

[20]   Йоэль, 2:12.

[21]   О которой говорит пророк Йоэль там же.

Запись опубликована в рубрике: .