Глава 4

 С Б-жьей помощью

Однако все, о чем говорилось, это завершение искупления и очищения души пред Всевышним после покаяния, как написано выше на основании цитаты из Гмары, 1-я глава трактата Звахим, - жертвоприношение "ола" [называется] даром лишь после того, как посредник умилостивил [Небесный Суд] и т. д. Но само начало [исполнения] заповеди покаяния и самое в ней основное - возвращение ко Всевышнему истинно и всем сердцем. Это требует более широкого и подробного объяснения. Начнем с того, что написано в священной книге "Зогар"[1], где объясняется слово тшува ["покаяние"] на основе тайной части Торы [Кабалы]. Покаяние это - глашу в гей [возвращение буквы "гей"]. Нижняя "гей" [в имени Гавайе] - это нижнее покаяние. Верхняя "гей" - верхнее покаяние. Написано также в нескольких местах в священной книге "Зогар", что покаяние не помогает[2] в том случае, если человек нарушает свой союз[3] и испускает семя впустую. Это весьма удивительно, потому что "нет ничего, что устояло бы перед покаянием, даже идолопоклонство и блуд и т. д."[4]. И книга "Рейшит хохма" объясняет, что в книге "Зогар" имеется в виду, что нижнее покаяние не помогает, но помогает верхнее и т. д.

Чтобы все это понять хотя бы отчасти, нужно рассмотреть сначала, как объясняется в Писании и в учении наших мудрецов, благословенной памяти, вопрос о наказании "карет" и о наказании, посылаемом небом.

Человек, совершивший грех, за который следует наказание "карет", действительно умирал не дожив до пятидесяти лет[5]. А если за его грех следовала смертная кара, посылаемая небом, он действительно умирал не дожив до шестидесяти лет, как пророк Хананья бен Азур, согласно сказанному в книге Ирмеягу[6]. (А иногда и наказание, посылаемое небом, осуществляется немедленно, как это было с Эром и Онаном.) Однако в каждом поколении было достаточно много людей, которым следовали наказание "карет" и смерть и которые, несмотря на это, прожили долгие дни (и годы) в свое удовольствие.

Это понятно, однако, в связи с написанным: "Ибо удел [хелек] Всевышнего Его народ и т. д."[7]. [Еврейский народ] - часть [хелек] имени Гавайе, благословен-Он, как написано: "И вдохнул в его ноздри душу жизни"[8]. [И написано также в книге "Зогар":] "Тот, кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его и т. д.". Хотя нет у Него телесной формы[9], не дай Б-г нам подумать подобное, но Тора говорит языком людей. Есть, например, большой разрыв и различие в нижнем человеке[10] между дыханием, исходящим из уст речи, и тем, что. исходит при глубоком вздохе. В дыхание, выходящее при речи, облечена ничтожная доля силы и витальности, и это - внешняя часть живой души, что в нем. Но когда дыхание вырывается при выдохе из глубины, в него облечена сила и витальность глубоко внутренней части его живой души и т. д.

Точно так происходит и творение, хотя необходимо учесть бесконечную разницу при этом сравнении. Все небесное воинство и даже ангелы сотворены и получают жизнь и поддержание своего существования от внешней части жизнетворности и обилия, сообщаемых Эйн Софом, благословен Он, для оживления миров. Эта категория называется по аналогии "дыханием уст Его", как написано: "Дыханием уст Его [сотворены] все их [небес] воинства"[11]. И жизнетворность, облеченная в буквы Десяти речений (они же - сосуды и проистечения и т. д., как объясняется в книге "Тания", часть 2, глава 11).

[Разница в происхождении небесного воинства наверху и человеческой души огромна.] Душа человека сначала произошла от внутренней части жизнетворности и обилия, сообщаемых Эйн Софом, благословен Он, как написано: "И вдохнул и т. д."[12]. Но затем она спустилась в поступенном утаении также и через категорию букв в речении: "Сделаем человека и т. д."[13], чтобы облечься в тело в этом нижнем мире. И потому ангелы называются в Писании Элоким, как написано:

"Ибо Всевышний, ваш Б-г - есть Б-г ангелов [Эло-ким] и т. д."[14], "Восхвалите Б-га ангелов [Элоким] и т. д."[15], "И пришли ангелы [сыны Б-га - дней Элоким], чтобы предстать и т. д."[16], ибо они черпают свою жизненную силу от внешней категории, которая есть только буквы, и имя Элоким - внешнее по отношению к имени Гавайе, благословен Он. Но душа человека, которая [происходит] от внутренней части животворности, есть часть имени Гавайе, благословен Он. Ибо имя Гавайе указывает на внутреннюю часть животворности, которая несравнимо выше категории букв.

Объясняется это, как известно, в соответствии с тем, что сказал [пророк] Элиягу[17]: "Ты произвел десять тикуним [одеяний], которые мы называем сфирот, чтобы управлять через них скрытыми мирами...[18]. Ты мудр, но непостижимой мудростью. Ты понимаешь, но непостижимым пониманием и т. д.". И все десять сфирот включены и подразумеваемы в имени Гавайе, благословен Он. Ибо буква "йод", которая есть всего лишь точка, указывает на мудрость Его, благословенного, не явную и утаенную до того, как она достигает [уровня] распространения и раскрытия постижения и понимания (а острие вверху буквы "йод" указывает на высшее желание Его, благословен Он, которое несравнимо выше категории высшей мудрости, как известно). И когда эта точка достигает уровня распространения и раскрытия постижения и понимания в скрытых мирах, она включена и подразумеваема в букве "гей", в которой есть распространение вширь, указывающее и подразумевающее расширенное объяснение и понимание, а также и распространение в длину, указывающее на проистечение и влияние сверху вниз - в скрытых мирах. Далее это проистечение и влияние продолжается еще ниже - в открытых мирах, что можно сравнить с речью человека, желающего открыть другим свою мудрость с помощью речи. Это проистечение включается и подразумевается в [конечных] буквах [имени Гавайе] "вав" и "гей". Буква "вав" [вертикальная линия] указывает на продолжение [Б-жественного влияния] сверху вниз. Оно также продолжается вниз при участии атрибутов благости и доброты и других Его святых атрибутов, которые в общем перечислены в шести [категориях, упомянутых] во фразе: "Твои, Всевышний, величие и т. д." до "Твое, Всевышний, владычество и т. д."[19], но не включительно, так как атрибут Малхут [царство Его], благословен Он, называется "словом Всевышнего", как написано: "Ибо слово Короля - владычество"[20]. Атрибут Малхут включается и подразумевается в последней букве "гей" имени Гавайе. Ибо внутренняя часть и источник речи - дыхание, поднимающееся из сердца и разделяющееся на пять путей произношения -буквы "алеф", "гей", "хет", "айн", [исходящие] из гортани, и т. д. А буква "гей" произносится только дыханием, как написано: "Легкая несущественная буква"[21]. И хотя Он не имеет телесной формы, не дай Б-г нам подумать подобное, Тора говорит языком людей. В слове Всевышнего также двадцать две буквы, разделяющиеся на пять частей по произношению, и ими создано все сущее (как сказано в книге "Тания", часть 2, глава 11, где объясняется, что такое эти буквы). Точно так же, если говорить языком сравнения и принимать во внимание бесконечную разницу [между атрибутом Малхут и человеческой душой], и в душе человека - Б-жественной душе, которую "Он вдохнул изнутри Себя Самого", - есть категория скрытого разума, которая подразумевается в букве "йод". Он способен раскрыться, понять и постичь истинность Его, благословенного, и Его величие и т. д. - у каждого в меру его возможностей, широты ума и понимания. Когда же человек углубляется разумом и расширяет свое знание и понимание, размышляя о величии Его, благословенного, тогда его понимание подразумевается в букве "гей", в которой есть ширина, а также и длина, указывающие на привлечение сверху вниз, так что его понимание и его размышление о величии Всевышнего порождают в его мозгу и в тайниках его сердца любовь и страх [пред Всевышним] и их производные, а затем [эти чувства] открыто проявляются в сердце. И это дает начало истинному служению [Б-гу] с помощью занятий Торой и [исполнения] заповедей голосом и речью или действием - и это буквы "вав" и "гей" и т. д. И размышление, цель которого понять и постичь истинность и величие Его, благословенного, также проистекает от Торы, ибо "Тора от мудрости исходит", то есть от категории, [обозначаемой буквой] "йод" в имени Гавайе, и т. д.

К главе четвертой

[1]   Раая мегеймана, 122а.

[2]   Не имеется в виду, что покаяние совсем не помогает, ведь в конце гл. 1 уже было сказано, что наказание прощается сейчас же после нижнего покаяния, а завершение искупления - через страдания. Здесь имеется в виду, что само только покаяние недостаточно для полного искупления. Поэтому далее сказанное в книге 3oгар объясняется так: нижнее покаяние' не дает полного искупления, но верхнее покаяние дает немедленное и полное искупление.

[3]   Ср. Сангедрин, 88а; Авот, 3:15.

[4]   Ср. Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1.

[5]   Моэд катан, 28а.

[6]   Ирмеягу, гл. 28.

[7]   Дварим, 32:9.

[8]   Брейшит, 2:7.

[9]   Ср. Рамбам, Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 1.

[10]   У людей, живущих на земле.

[11]   Тегилим, 33:6.

[12]   "И вдохнул в его ноздри душу жизни".

[13]   Брейшит, 1:26.

[14]   Дварим, 10:17.

[15]   Тегилим, 136:2.

[16]   Ийов, 1:6.

[17]   Тикуней Зогар.

[18]   Скрытые миры - миры, находящиеся в полном единении со Всевышним, так что они не обладают отдельным от Него существованием. Существование открытых миров кажется самостоятельным, отдельным от сотворенного. Буква "йод" и первая буква "гей" в имени Гавайе указывают на категорию скрытого разума, единого с субъектом мысли, эти буквы относимы к "скрытым мирам". Буква "йод" и последняя буква "гей" - распространение и раскрытие мысли, они связаны с речью и относимы к "открытым мирам".

[19]   Диврей гаямим 1,29:11.

[20]   Когелет, 8:4.

[21]   "Акдамут".

Запись опубликована в рубрике: .