Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 8

 С Б-жьей помощью

И углубившись мысленно во все сказанное, человек может молить действительно из глубины души: "По великому милосердию Твоему сотри мои грехи и т. д."[1]. Ибо тогда в сердце его в самом деле укоренится великое сострадание по отношению к Б-жественному в его душе и наверху, как говорилось выше. И этим он пробудит высшее милосердие из тринадцати атрибутов милосердия, проистекающих от высшего желания Его, благословен Он, на которое указывает острие буквы "йод" и которое намного выше категории воздействия букв имени Гавайи. И потому тринадцать атрибутов милосердия очищают от всех недостатков, как написано: "Прощающий грех и злодеяние и очищающий"[2]. И нет больше возможности для внешних и для стороны "ситра ахра" черпать жизненную силу от воздействия нижней буквы "гей", как об этом говорилось выше (и тем самым нижняя буква "гей" возвращается на свое место, чтобы объединиться с [буквами имени Гавайе] "йод"-"гей"-"вав", и сведущим достаточно сказанного). И точно так же внизу, в Б-жественной душе человека, нет более преграды, создаваемой грехами[3], и как сказано: "Очищающий" — очищающий возвращающихся[4], дабы омыть и очистить их душу от нечистых одеяний, а это — внешние, о которых говорится в Гмаре: "Облекает его и т. д."[5].

И после того, как дух проник и очистил, душа их способна возвратиться непосредственно к Самому Всевышнему, благословен Он, и подниматься выше и выше к Источнику своему и соединиться с Ним, благословенным, дивным единством, как была она едина совершенным единством с Ним, благословенным, до того, как вышла от дыхания уст Его, благословенного, чтобы спуститься вниз и облечься в человеческое тело (так же как, например, в человеке, выдыхающем из себя: до того, как дыхание вышло из уст, оно едино с его душой), и это — совершенное покаяние. И такое единение и покаяние есть верхнее покаяние, наступающее после нижнего. И как написано в священной книге "Зогар", "Раая мегеймана", глава "Насо" — верхнее покаяние заключается в том, чтобы изучать Тору с любовью и трепетом пред Всевышним и т. д., ибо это —бен ["сын", порожденный буквами] "йод"-"гей", то есть Бина[6] и т. д. (а совершающие покаяние выше совершенных праведников тем, что, как написано в священной книге "Зогар", в главе "Хаей Сара", "они с самым большим сердечным желанием и с великой силой стремятся приблизиться к Королю и т. д."[7]).

К главе восьмой

[1]   Тегилим, 51:3.

[2]   Ср. Шмот, 34:6,7.

[3]   Йешаягу, 59:2

[4]   Йома, 86а.

[5]   "Каждого, кто совершает один грех в этом мире, грех облекает его и идет перед ним в день суда" (Сота, 36).

[6]   Как уже говорилось, буква "йод" — мудрость, это первый проблеск идеи, а буква "гей" — понимание (бина) — это ее развитие, расширение. Бина заключает в себе зародыш эмоциональной реакции, следующей за чисто интеллектуальным познанием, еще до ощутимого проявления эмоций. Эта интеллектуальная стадия любви и трепета пред Всевышним есть век (сын, порождение) "йод"-"гей" (мудрости и понимания), и это буквы, заключенные в слове бина.

[7]  . Зогар, часть 1, стр. 1296; Брахот, 346.