Я последние дни много слышал уроков по философии Ницше.
Похоже что он считает сегодня одним из величайших философов современности - куда "круче" чем Декарт или Гегель - они уже устарели...
А про эту примитивную религию вообще говорить нечего.
Бог умер - сказал великий Ницше.
Или?
А что если "каждый говорит только о себе" (я это слушал у рава Гинзбурга - в конечном счете каждый говорит только о себе)
И тогда если Декарт говорит "Я думаю следовательно я существую" - это его мир, мир прежде всего рацио, мир критического разума
А Спиноза, для которого наряду с разумом есть мораль - это его мир. Это мир человека разума и морали
И тогда - какой он этот мир Ницше?
Ницше говорит об этом ясно - его мир это мир его болезни. Он говорит, что вся его философии была открыта благодаря его болезни
И что это за болезнь?
Болезнь называется, говорят, сифилис.
И если говорить о великих философах как о зеркале его поколения - то это не только один сифилитик. Это итог всего 19 века, и наступающего 20 века - сифилис, отсутствие морали и даже "правил игры" о которых говорили еще в 16 веке как об основе общества.
Что получилось?
С одной стороны педофилический иудаизм (по другой версии - лоботомия иудаизм)
А с другой - сифилическая философия декадентства
Если говорить о современном Израиля - все те, кто так ненавидят Нетанияу, религиозных, традицию, армию, государство - все ультра левые - это же настоящий сифилис.
Что лучше - педафилия и лоботомия или сифилис - вот весь вопрос :)
Или, может быть, добро и зло не сводится к вопрос религия или атеизм?
И там и там есть и добро и зло.
*
на арамейском языке есть такое выражение "ай гавна кеай гавна" - в вольном переводе это означает "это говно и это говно"Другая версия: ты гавно и я гавно, ты недавно я давно :)Это такой хабадский юмор, если что