Наверное этот урок требует комментария. http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/sod-hashem/64-libo-doeg-bekirbo.htm Рав говорит, что можно всю жизнь потратить на изучение каббалы, и это не затронет тебя даже на миллиметр. И соотвествтенно не изменит тебя тоже даже на миллиметр Может бы быть иначе? рав говорит, да. Если в твоем сердце поселилась тревога, которую ничто не может утолить. И только тайны каббалы утоляют эту жажду, этот страх, эту тревогу - то ты, как говорится, "наш клиент". Я не думаю, что это нечто что можно понять "извне". Но человек, которому знакомо это внутреннее ощущение - этот текст просто обьясняет, как это работает. Вс-вышний сначала делает тебя "пустым сосудом". нечто вроде "халаль", первичного вакуума, Он поселяет в твою душу жажду и тревогу (наверное депрессия тоже здесь подходит) которую ничто не может утолить Вместо того, чтобы бежать к психиатру и пить психотропное, можно учить каббалу. Интересно, что рав говорит, что в сущности это "лехатхила" - то есть других вариантов вообще нет. Если горечь и страдание не посетили твою душу, то каббала не способна затронуть ни одной струны твоей души. Если же ты чувствуешь, что ты почти умер, что ты при смерти, что только какой то чудодейсственный эликсир способен вернуть тебе жизнь - то ты приходишь к раву, к праведнику, открываешь его книгу, начинаешь читать, и постепенно жизнь возвращается к тебе.. Еще раз - основной "хидуш" здесь - что по другому не бывает. Может об этом говорит царь Соломон, когда говорит, что голодному сладок кусок черствого хлеба, а сытая душа отвергает самые изысканные блюда. Если ты не чувствуешь крайней степени голода - ты не способен почувствовать смысл каббалы и хасидут Большой вопрос - и открытй вопрос - Ребе тоже так думает или нет? Это "изначально", или это только для тех, кто уже в этом "клубе" депрессантов? Я бы сказал, что вроде бы Ребе говорит о том, что нужно служить в радости. Но как раз в последнем двар малхусе есть фраза на то, что по другому (как об этом рав пишет) не бывает. Или тебя давят как маслину, и тогда есть масло. Или же "маслина" остается нераздавленной, не разбитой, и тогда нет никакого масла