18 тамуза Послание о покаянии Глава 6 Вступление: В четвертой главе Алтер Ребе начал объяснять заповедь Тшува (покаяние) согласно сокровенному смыслу Торы. Из Письменной Торы, а также из высказываний мудрецов мы знаем, что после Небесного приговора «карет» (отсечение души) человек умирал не доживая пятидесятилетнего возраста, а при наказании смертью — он обязательно умирал прежде, чем ему исполнится шестьдесят лет. Однако в каждом поколении было достаточно много людей, которым следовали наказание «карет» и смерть и которые, несмотря на это, прожили долгие годы в свое удовольствие? Чтобы ответить на этот вопрос Алтер Ребе объяснил, что душа — часть Б-жественного Имени Авайе, причем не только внутренний ее уровень, но также и ее внешние аспекты. О душе написано: «И вдунул в его ноздри душу жизни» и объясняет Зоар: «Тот, кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его». Значит Тора сообщает нам, что душа исходит из сокровенной сущности Б-га. Внутренний уровень души происходит из внутреннего, сокровенного уровня Имени Авайе, т. е. из сущность Б-жественного. Внешние аспекты души, которые облекаются в физическое тело человека посредством Б-жественного речения «Сотворим человека» происходят из внутренней сущности Б-жественной речи, «дибур эльйон». Таким образом принцип нисхождения души «И вдунул» («ва-ипах») из сокровенной Б-жественной Сущности включает в себя все уровня нисхождения души: от уровня только привлечения ее книзу и до уровня реального пребывания ВНУТРИ тела еврея. Употребление Торой относительно вхождения души в тело глагола «ва-ипах» не случайно. Когда человек сильно дует воздух по направлению к чему-либо если есть нечто, преграждающее путь и прерывающее течение выдыхаемого воздуха, он совсем не доходит и не достигает того места. Точно так же происходит, если есть нечто, преграждающее и прерывающее связь между телом человека и высшим дыханием «ва-ипах». (В случае же речи, в отличие от выдыхаемого воздуха, слова будут услышаны даже если есть преграда на их пути, они все равно достигнут своей цели). Алтер Ребе объяснил понятие «карет», как отсечение каната, когда отсечен и прерван поток проистечения от имени Авайе — поток, который исходил от нижней буквы Хей Именя Авайе. Ведь «Народ Яакова — это канат», то есть даже внешние аспекты души связаны «канатом», «каналом» по которому жизненность проистекает из души в тело. Однако если появляются помехи на пути, тем более если происходит «карет» (не дай Б-г!) — полный обрыв связующего «каната», то жизненность, исходящая из Высшего Дыхания «ва-ипах» может не достигать души внутри тела, вследствие чего наступала реальная смерть человека. Именно поэтому после Небесного приговора «карет» человек умирал не доживая пятидесятилетнего возраста, а при наказании смертью — он обязательно умирал прежде, чем ему исполнится шестьдесят лет. В этой главе Алтер Ребе отвечает на вопрос поставленный выше, почему в каждом поколении было достаточно много людей, которым следовали наказание «карет» и смерть и которые, несмотря на это, прожили долгие годы в свое удовольствие? Дело в том, сейчас порядок мироздания изменился, но прежде, когда Б-жественное присутствие было явно раскрыто в Храме и в еврейском народе исполнение Б-жественного приговора можно было наблюдать воочию совершенно реально. Тогда вся жизненность души еврейского народа исходила только из области святости, из того потока, который Всевышний Творец изливал к ним из внутренней сущности Имени Авайе. Но с тех пор, как наступило время Изгнания, «галута», когда даже Шхина, Б-жественное присутствие, скрылась из земли в Изгнании, то все поменялось. Отныне жизненность души еврейского народа может проистекать вниз посредством скрывающей Б-жественный свет оболочки «клипа» (т. е. святая Б-жественная жизненность облекается и скрывается в этой оболочке). Поэтому теперь, даже тот, кто наказан Небесами смертью или ему вынесен приговор «карет» может продолжать получать свою жизненность, несмотря на то, что канат (канал), связывающий его с Именем Авайе, полностью оборван. Таким образом в Изгнании не наблюдается реального исполнения небесного смертельного приговора, но вполне возможно, что эти люди будут жить долго. Но, кроме прочего, тем самым Свыше им дается шанс вернуться к Б-гу и исправить заработанный «карет» или смертную казнь ниспосылаемую с Небес и тому подобное. פֶּרֶק ו'. אָמְנָם, זֶהוּ בִּזְמַן שֶׁהָיוּ יִשְׂרָאֵל בְּמַדְרֵגָה עֶלְיוֹנָה, כְּשֶׁהָיְתָה הַשְּׁכִינָה שׁוֹרָה בְּיִשְׂרָאֵל בְּבֵית הַמִּקְדָּשׁ, Но так было в те времена, когда еврейский народ находился на высокой ступени, когда в Храме Шхина пребывала в народе. [Пребывание Шхины, Б-жественного присутствия указывает на высокий духовный уровень еврейского народа. Примечание Любавичского Ребе Шлита]. וְאָז לֹא הָיוּ מְקַבְּלִים חַיּוּת לְגוּפָם רַק עַל יְדֵי נֶפֶשׁ הָאֱלֹקִית לְבַדָּהּ, Тогда евреи получали жизненную силу тела только через Б-жественную душу, [Не только народ в целом, но также каждый человек в отдельности. Примечание Любавичского Ребе Шлита]. מִבְּחִינַת פְּנִימִיּוּת הַשֶּׁפַע שֶׁמַּשְׁפִּיעַ אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא עַל יְדֵי שֵׁם הֲוָיָ"ה בָּרוּךְ הוּא, כַּנִּזְכָּר לְעֵיל. от внутренней части изобилия, уделяемого Эйн Софом, благословен Он, через имя Авайе, благословен Он, как об этом говорилось выше. Тем самым если связующий с Именем Авайе канат обрывался, то жизненность прекращала поступать продолжение жизни было больше не возможно. Как указывалось выше, что если наказание «карет» отсекало жизненность, поступающую к душе от Имени Авайе, то наступала реальная физическая смерть человека, включая смерть его тела. אַךְ לְאַחַר שֶׁיָּרְדוּ מִמַּדְרֵגָתָם, וְגָרְמוּ בְּמַעֲשֵׂיהֶם סוֹד גָּלוּת הַשְּׁכִינָה, После же того, как [евреи] спустились ниже этой ступени и своими поступками вызвали [то, что называется] «тайной изгнания Шхины», Мегила, 29а. «Тайна изгнания Шхины» («сод галут а-шхина») — положение, когда Шхина, Б-жественное присутствие пребывает в изгнании внутри скрывающих Б-жественный свет оболочек, «клипот» и в области «ситра ахра» («изнанка святости»). Присутствием Б-жественной энергии в уровнях бытия, обитатели которых отрицают Его абсолютную власть, считается пребыванием Шхины в изгнании, ибо эта «сосланная» энергия образована излучением, исходящим от сгустка света, порожденного словом Б-га, а оно и есть Шхина. Изгнание это продолжается со времен грехопадения Адама и Хавы, вкусивших плод с Древа познания. Духовная подоплека господства в нашем мире зла объясняется в «Книге о реинкарнации»: Ключ к пониманию изгнания Шхины лежит в словах Торы (книга Коэлет): «Когда человек властвует над человеком во вред ему». В этом стихе содержится тайна пребывания Шхины в изгнании, в среде «клипог»: она должна вызвать их к жизни и дать им власть над добром в период, когда еврейский народ находится в изгнании. Прежде всего власть одного «человека» над другим вредит самому «властителю», ибо пребывающая в изгнании Шхина лишает сферу зла даже тех искр святости, которые были приданы этой сфере изначально; лишившись их полностью, зло вообще исчезнет, и духовный прообраз злого властителя, питающий его жизненной энергией, перестанет существовать. Также теперь понятно почему в изгнании язычники господствовали над евреями, так как души идолопоклонников образуются из «клипот», в которых воплотилась Шхина, находящаяся среди них в изгнании. [Не укладывается в голове, чтобы человеческие поступки могли вызвать изгнание Б-жественной Шхины?! Поэтом тут же Алтер Ребе приводит подтверждение своим словам из Писания и также объясняет: а) этим доказывается, что так оно и есть, б) объясняет, что ключ к пониманию этого в слове «их мать». Примечание Любавичского Ребе Шлита.]. כְּמֹו שֶׁכָּתוּב: "וּבְפִשְׁעֵיכֶם שֻׁלְּחָה אִמְּכֶם", как написано: «И из-за грехов их изгнана их мать», — Йешаяу, 50:1. Так сказал Б-г: где то письмо развода матери вашей, которым Я прогнал ее? Или кто тот из заимодавцев Моих, которому Я продал вас? Ведь за грехи ваши проданы были вы, и за преступления ваши изгнана была мать ваша. Почему приходил Я — и не было никого, звал Я — и никто не отвечал? Разве коротка стала рука Моя, чтобы избавлять, или нет во Мне силы, чтобы спасать? Под «матерью» подразумевается Шхина — «мать сыновей», как сказано в первой части Тании [«Мать», т.е. источник личной жизнетворности для каждого отдельного творения облекается в мирах и творениях, дабы их оживлять. Поэтому назван источник этой жизненности также словом «Шхина», поскольку «шохенет» («пребывает») и облекается в творения и миры, дабы их оживлять. И потому она называется Матерью сыновей, где «сыновья» — это еврейские души и Собранием Израиля («кнесет исраэль») — собрание всех душ евреев до их облечения в тела. Ибо от этого источника эманированы души мира Ацилут и сотворены души мира Бриа и т. д.] Шхина — источник душ еврейского народа, категория Малхут мира Ацилут. В Четырехбуквенном Б-жественном Имени Авайе она представлена последней буквой Хей, «хей татаа» («нижняя Хей), оттуда исходит соединительный канат с Б-жественности с душой. דְּהַיְנוּ שֶׁיָּרְדָה הַשְׁפָּעַת בְּחִינַת הֵ"א תַּתָּאָה הַנִּזְכָּר לְעִיל, то есть нисходит воздействие нижней буквы «хей», о чем говорилось выше, В четвертой главе — в отношении мира в целом, в пятой главе — в отношении души каждого человека в отдельности. וְנִשְׁתַּלְשְׁלָה מִמַּדְרֵגָה לְמַדְרֵגָה לְמַטָּה מַטָּה, עַד שֶׁנִּתְלַבְּשָׁה הַשְׁפָּעָתָהּ בְּעֲשָׂרָה סְפִירוֹת דְּנֹגָּה, воздействие это спустилось и снизошло от ступени к ступени вниз так, что оно облеклось в десять сфирот «клипат нога», См. Тания, часть 1, гл. 7. «Клипат нога» («сияющая оболочка») представляет собой промежуточное звено между тремя совершенно нечистыми «клипот» и категорией и ступенью святости, поэтому она иногда оказывается включенной в три совершенно нечистые «клипот», а иногда присоединяется и восходит к категории святости, а именно когда добро, заключенное в ней, отделяется от зла, побеждает, и восходит, и включается в святость. Это оболочка, скрывающая Б-жественный свет, в которой, однако, присутствует добро в виде десяти Б-жественных категорий «сфирот», в противоположение десяти нечистым «сфирот» нечистых «клипот». הַמַּשְׁפִּיעוֹת שֶׁפַע וְחַיּוּת עַל יְדֵי הַמַּזָּלוֹת וְכָל צְבָא הַשָּׁמַיִם וְהַשָּׂרִים שֶׁעֲלֵיהֶם, которые уделяют изобилие и жизненную силу через созвездия [«мазалот»] и все воинство небесное [«цава а-шамаим»] и через правителей, ими правящих, «Правители», «сарим» (иногда переводится, как князь, «сар») — ангелы, попечению которых поручены различные народы. [Но не через изгнание («галут»), как в нашем случае, но из-за греха древа познания. Был период, когда лишь внешние элементы сферы святости вызывали к жизни небесных властителей, но с тех пор, как евреи оказались в изгнании, рассеявшись среди других народов, ситуация изменилась: народ Израиля сохраняет прочную связь с внутренними аспектами Творца — Высшим ликом, и души их коренятся в нем. Духовная причина того, что евреи находятся под властью других народов, состоит в следующем: небесные властители последних стали получать жизненную энергию из сокровенных элементов сфер святости, и такое состояние суть полное изгнание Шхины. Про это сказали наши учители: «Они были уведены в Эдом, и Шхина отправилась в изгнание вместе с ними». Примечание Любавичского Ребе Шлита]. לְכָל הַחַי הַגַּשְׁמִי שֶׁבָּעוֹלָם הַזֶּה, всем живым телесным существам в этом мире, Жизненность которых поступает к ним из оболочки «клипат нога» посредством «мазалот», «небесное воинство» и ангелов хранителей народов. וְגַם לְכָל הַצּוֹמֵחַ, а также и всему растущему, Поскольку их жизненность, выраженная в их росте, также приходит из «клипат нога» через «мазалот», «небесное воинство» и ангелов хранителей народов. כְּמַאֲמַר רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה: "אֵין לְךָ כָּל עֵשֶׂב מִלְּמַטָּה שֶׁאֵין לוֹ מַזָּל וְכוּ'". как сказали наши мудрецы «Нет внизу ни одной травинки, у которой не было бы звезды [«мазаль»] и т. д.» — Берейшит раба, 10:6. «Нет внизу ни одной травинки, у которой не было бы звезды, мазала Наверху, которая бы ударяла по ней и говорила — расти!». То есть у каждого растения есть свой «мазаль», который наделяет его силой роста. Поскольку все перечисленные творения получают свою жизненность через «клипат нога», поэтому — וַאֲזַי יָכוֹל גַּם הַחוֹטֵא וּפוֹשְׁעֵי יִשְׂרָאֵל לְקַבֵּל חַיּוּת לְגוּפָם וְנַפְשָׁם הַבַּהֲמִיּוּת и тогда может и грешник и злодеи, [которые есть в среде] еврейского народа, получать жизненную силу для своего тела и животной души [из «клипат нога»] Из этого следует, что у того, кто не совершил грехов, за которые следует наказание «карет» и смерть, не прервана и «канат» притока жизненной силы от имени Авайе, и он получает жизненную силу не от «клипат нога», как чистые животные, а через Б-жественную душу от внутренней части изобилия, уделяемого Эйн Софом, благословен Он. См. выше, гл. 4, о происхождении души. [На первый взгляд во фразе «грешник и злодеи Израиля» слово «злодеи» («пошей исраэль») должно было употребляться в единственном числе — «пошеа исраэль». Примечание Любавичского Ребе Шлита]. כְּמוֹ שְׁאָר בַּעֲלֵי חַיִּים מַמָּשׁ, точно так же, как и остальные животные, Которые получают свою жизненность из «клипат нога». כְּמֹו שֶׁכָּתוּב: "נִמְשַׁל כַּבְּהֵמוֹת נִדְמוּ". как написано «Подобен скотам молчащим», Теилим, 49:13. Но человек в ценностях своих не пребудет в ночи, а то — животным он уподобится («нидму» — «уподобиться», можно перевести также «молчащим»). Человек не уверен, останется ли его богатство в сохранности даже до утра. Если же он надеется на свое богатство, то подобен он неразумным животным — примечание Мецудот Давид. Из этой фразы Теилим мы видим, что есть ситуация, когда человек уподобляется животным. וְאַדְרַבָּה בְּיֶתֶר שְׂאֵת וְיֶתֶר עֹז, и даже в гораздо большей мере, Мало того, что он также как и они способен получать свою жизненность из скрывающей оболочки «клипа», подобно животным, растениям и всему тому, что растет и движется в этом мире. Но он получает эту жизненность больше, чем они! עַל פִּי הַמְּבֹאָר מִזֹּהַר הַקָּדֹושׁ פָּרָשַׁת פְּקוּדֵי, שֶׁכָּל שֶׁפַע וְחַיּוּת הַנִּשְׁפָּעוֹת לָאָדָם הַתַּחְתּוֹן בְּשָׁעָה וְרֶגַע שֶׁעוֹשֶׂה הָרַע בְּעֵינֵי ה' בְּמַעֲשֶׂה אוֹ בְּדִבּוּר אוֹ בְּהִרְהוּרֵי עֲבֵרָה וְכוּ' как объясняется в священной книге «Зоар», глава «Пкудей», что всякое изобилие и жизненная сила, уделяемые человеку внизу в то время и в ту минуту, когда он совершает то, что Всевышний считает злом, действием, или речью, или помышлением о грехе и т. д., — Он облекает это зло в три одеяния: мысль, речь, действие. [Возможно «и т. д.» в конце фразы должно означать «А также если человек думает о греховном без намерения так поступить, а просто в нем возникает мысль о физической близости женщины и мужчины, и этим он преступает предостережение Торы: «И избегайте всего дурного», а значит, не следует думать днем и т. д. Или же, располагая временем для занятий Торой, он обращается сердцем к пустому, как сказано в трактате Авот: «Бодрствующий ночью... и обращающий сердце свое и т. д.», как в одиннадцатой главе первой части Тании. Примечание Любавичского Ребе Шлита]. הַכֹּל נִשְׁפַּע לוֹ מֵהֵיכְלוֹת הַסִּטְרָא אָחֳרָא הַמְּבֹאָרִים שָׁם בזֹּהַר הַקָּדֹושׁ. Все [это всякое изобилие и жизненная сила] дается ему из чертогов [от разных ступеней] категории «ситра ахра», что объясняется в книге «Зоар», там же. Существуют разные чертоги («эйхалот») скрывающих Б-жественный свет оболочек «клипот» и категории «ситра ахра» («изнанка святости»). От них исходит жизненность, насыщающая три одеяния: поступки, речи и мысли, источник которых в «клипе». וְהָאָדָם הוּא בַּעַל בְּחִירָה אִם לְקַבֵּל הַשְׁפָּעָתוֹ מֵהֵיכְלוֹת הַסִּטְרָא אָחֳרָא, Человек волен предпочесть воздействие от чертогов «ситра ахра» Такое будет происходить в тот момент, что он начнет думать, говорить или делать запретные вещи אוֹ מֵהֵיכְלוֹת הַקְּדֻשָּׁה שֶׁמֵּהֶם נִשְׁפָּעוֹת כָּל מַחֲשָׁבוֹת טוֹבוֹת וּקְדוֹשׁוֹת וְכוּ', или от чертогов стороны Кдуша, от которых получают воздействие все добрые и святые мысли и т д. И также конечно речи и добрые дела, все что черпает свою жизненность из чертогов («эйхалот») святости. [Здесь Алтер Ребе делает существенное открытие: После того, как евреи своими поступками вызвали «тайну изгнания Шхины», «И из-за грехов их ИЗГНАНА ИХ МАТЬ», и воздействие нижней буквы «хей», спустилось от ступени к ступени вниз так, что оно облеклось в десять сфирот «КЛИПАТ НОГА», тем не менее все еще во власти человека принять решение получать свою жизненность из чертогов святости! И тогда можно сказать, что хотя жизненность уже облеклась в десять сфирот оболочки «клипат нога», но это одеяние полностью подчиняется и аннулируется перед тем, что в нее облеклось и при правильном решении человека полностью обращается к добру и становится частью святости. Подобно тому, что написано на стр. 54б, когда человек произносит слова Торы и молитвы без надлежащей мотивации, все же это святые буквы, и «клипат нога» в животной душе совершенно не представляет собой разъединяющего занавеса, который бы скрыл и заслонил святость Его, благословенного, в них облеченную, как она скрывает и заслоняет Его, благословенного, святость в витальной душе тогда, когда он произносит пустое. Точно так же и отражение и распространение жизненной силы от Него, благословенного, скрывается во многих и сильных одеяниях и заслонах, так что в конце концов оно облекается и скрывается в одеянии «клипат нога». Жизненный свет Всевышнего облекается и скрывается в клипат нога витальной души, когда она занимается пустословием, либо в витальных душах других живых существ, где этот свет облекается в одеяния и занавесы. Однако когда человек произносит святые буквы слов Торы и молитвы. Здесь, напротив, «клипат нога» обращается в добро и включается в эту святость. Также можно отметить, что написанное выше: «После же того, как евреи спустились... своими поступками вызвали изгнание Шхины... человек ВОЛЕН предпочесть и т. д.» учит, что человек обладает свободой выбора получать жизненность из чертогов оболочки «ситра ахра» именно после того, как он спустился со своего изначального уровня. Но не во время существования Храма, как указано выше в главе пятой. Примечание Любавичского Ребе Шлита]. כִּי "זֶה לְעֻמַּת זֶה עָשָׂה הָאֱלֹקִים" וְכוּ'. Ибо «Б-г создал все в противоположении и т. д.». Коелет, 7:14. См. Тания, часть 1, гл. 6. Всевышний сотворил все в противоположении. Ко всему, что есть в стороне святости («Кдуша»), есть противоположность в «изнанке святости» для того, чтобы было возможно проявление свободной воли человека. И так же, как Б-жественная душа состоит из десяти святых сфирот и облекается в три святых одеяния, душа «обратной стороны», происходящая от «клипат нога» и облеченная в кровь человека, состоит из «десяти корон нечистоты». Корона — промежуточное звено между ступенями или мирами. «Клипат нога» — промежуточная ступень между стороной Кдуша, абсолютным добром, и тремя совершенно нечистыми «клипот». Однако «клипот» не могут принять в себя жизненную силу, исходящую от стороны Кдуша, и она лишь окружает их, не проникая внутрь, что также дает основание называть их коронами. И это — семь дурных «мидот», которые происходят от четырех дурных элементов. А именно: гнев и гордость от элемента огня, стремящегося ввысь; стремление к наслаждениям — от элемента воды, ибо от воды произрастают всевозможные вещи, доставляющие удовольствие; бессмысленное веселье, насмехательство, хвастовство и пустые занятия — от элемента воздуха; лень и грусть – от элемента земли. И трояко разделенный разум, порождающий их, — Хохма, Бина и Даат — источник «мидот». И таковы все речи и все мысли человека, не относящиеся к Б-гу, к Его воле и служению Ему, что и выражается понятием «ситра ахра» – другая сторона, противоположная стороне святости («Кдуша»). Сторона, называемая Кдуша, есть не что иное, как пребывание в существующем распространенной на него святости Всевышнего. וְהֵיכְלוֹת הַסִּטְרָא אָחֳרָא מְקַבְּלִים וְיוֹנְקִים חַיּוּתָם מֵהִתְלַבְּשׁוּת וְהִשְׁתַּלְשְׁלוּת הַשֶּׁפַע דְּעֲשָׂרָה סְפִירוֹת דְּנֹגָּה, Чертоги «ситра ахра» получают и черпают свою жизненную силу в результате облечения и поступенного нисхождения изобилия [«шефа»] десяти сфирот «клипат нога», Каким образом поток Б-жественной жизненности спускается со ступени на ступень вплоть до опускания до чертогов оболочки «ситра ахра»? הַכְּלוּלָה מבְּחִינַת טוֹב וְרַע, הִיא בְּחִינַת "עֵץ הַדַּעַת" וְכוּ', כַּנּוֹדָע לְיוֹדְעֵי חֵן. состоящей из добра и зла, категории Древа познания [(смешение) добра и зла.] и т. д., как известно знающим тайное [Каббалу]. «Клипат нога» содержит добро и зло, поэтому, после множества нисхождений, приходит оттуда зло чертогов «ситра ахра». Оттуда человек принимает поток изобилия, если он совершает зло мыслью, речью или поступком. Ниже Алтер Ребе объясняет, почему грешащий человек не только способен получать свою жизненность из «ситра ахра» подобно животным, но еще в гораздо большей степени. Поскольку он привлекает к скрывающей оболочке «клипа» дополнительную подпитку от потока святости. Коль скоро он является тем, кто спускает туда этот святой поток, он же и получает в первую очередь то влияние, которое из них в результате этого исходит. Обратимся к словам Алтер Ребе (подготовил Шаул Полнер)