Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Берейшис

Известно высказывание Рабейим – Руководителей Хабада, что шабос Берейшис (суббота, когда читается недельная глава «Берейшис») касается всего года, и так, как ставят себя в шабос берейшис, так идет весь год. творение само по себе также и сейчас полное ничто, и все его существование лишь потому, что Вс-вышний его постоянно творит, и само собой, его все существование это – Б-жественность.
В будущем будет Иерусалим окружен огненной стеной. Идея стены в Служении в наше время и в будущем мире. Смысл сотворения клипойс — чтобы у человека была свобода выбора. Аспект «черного огня» и «белого огня» в Торе и в душе человека. Раскрытие Сущности Б-жественности в Будущем мире.
Потоп очистил мир, подобно тому, как миква очищает окунающегося в нее человека. Заботы о пропитании подобны «великим водам». Все неприятности, заботы и проблемы могут исчезнуть в одно мгновение, если человек душой своей воспримет то, ради чего они посланы, постигнет внутреннее содержание этих проблем и придет к «нейхо» — успокоению в материальном и духовном вместе.
Первое испытание Авраама, упомянутое в Торе, это «уйди из страны твоей…» эти слова имеют отношение к Служению каждого человека, как «сверху вниз», так и «снизу вверх», а также и к самому по себе Служению «снизу». Когда душа спускается вниз, даются ей силы для того, чтобы выйти — из «арцехо (земли твоей)» — из воли, желаний животной души; — из «мейлад’техо (с родины твоей)» — из того, что подсказывает материальный разум, того, куда толкают материальные и эмоциональные качества; — и из «бейс овихо (дома отца твоего)» — привычек и наклонностей, приобретаемых человеком в результате воспитания, [например, в родительском доме], к сожалению, не всегда правильного. Человеку даются силы на то, чтобы выйти из этого и пойти — «эл оорец ашер ареко (в землю, которую Я укажу тебе) — синагогу, ешиву, туда куда хочет [(эрец — и здесь намекает на «роцейн» — желание, волю)] б-жественная душа.
Сказали в Ялкут Тегилим ремез 736: даже если нет в руках Израиля, но только кивуй, они достойны избавления в заслугу кивуй
«Уйти из твоей страны и из твоей родины и из дома отца твоего в землю, которую Я покажу тебе», выйди из себя и из своих далет амойс, из своей страны и из своей родины и из своего дома, и идти, чтобы работать и изменять мир, чтобы он вел себя по воле Вс-вышнего, посредством распространения еврейства, Торы и ее заповедей ко всем евреям, которых ты можешь достичь
В день своего рождения, 20-го мархешвана, Ребе Рашаб обычно заходил к своему дедушке, Ребе Цемах-Цедеку, чтобы попросить благословения. Возможно, так поступали и другие внуки Ребе Цемах-Цедека. Однажды, когда Ребе вошел (ему тогда было четыре или пять лет, так как он родился в 5651 году, а в 5656 году Ребе Цемах-Цедек отошел в лучший мир), он расплакался. Ребе Цемах-Цедек спросил его: «Почему ты плачешь?». Он ответил, что, как он учил в Пятикнижии (а, может быть, слышал), Всевышний показался нашему праотцу Аврагаму (в ту неделю читали главу Ваера), и он плачет, почему Всевышний не показался ему. Каждый еврей, в каком бы положении ни находился — достоин стремиться, чтобы Все-вышний раскрылся ему, подобно тому, как раскрылся нашему праотцу Авроому. Каждый еврей может достичь уровня Авраама, Ицхака и Якова. Для необходимо осознание необходимости «обрезать самого себя».
«И умерла Сара» означает «когда тело умирает». «В Кирьят-Арбе» (дословно «город четверых») – имеются в виду четыре элемента, из которых состоит тело. «Он же Хеврон» означает, что пока тело жило, четыре элемента в нем были соединены, а когда оно умирает, тогда «и пришел Аврагам» – душа – «справить траур по Саре и оплакивать ее»: душа плачет, ибо и после смерти и отделения души она еще связана с телом. Не следует отчаиваться и падать духом из-за тьмы, окружающей нас в Изгнании. Все-вышний поторопит Освобождение, чтобы мы не остались в Изгнании даже лишней секунды.
Миссия шлухим в нашем поколении вообще, и в особенности обновление, которое добавилось в последнее время в работе шлихус, — встретить Мошиах цидкейну в истинном и полном избавлении. Уже «прошли все сроки, уже сделали тшуву также. — Работа и шлихус сейчас состоит в том, чтобы быть готовыми практически к тому, чтобы встретить приход Мошиаха реально!
Достоинство Ицхака, заключающееся в том, что он был обрезан в восьмидневном возрасте, – это приверженность Всевышнему, которая выше разума и понимания
Общий смысл новомесячья подчеркивается в его названии — «рош хойдеш». «Венифкадто ки йипокейд мойшовехо». В рош хойдеш открывается в каждом и каждом из Израиля искра Мошиаха в нем. «Я молюсь, как этот ребенок молится». …И раньше этого и выше этого — открытие его существования, как оно есть само по себе в момент, что пробудился от сна, что нет здесь ничего, кроме обновления и возрождения его существования после сокрытия во время сна, пробуждается иоткрывается Сущность и Суть в нем.
Яков идет в Хорон, перед тем как построить дом в Израиле. Для того чтобы построить дом в Израиле — еврейскую семью, нужно покинуть Беер-Шеву и прийти в Хорон — символ сокрытия Б-жественности. Только за счет столкновения с испытаниями и преодоления их еврей может построить настоящий еврейский дом, светлый и теплый. В материальной деятельности должны быть задействованы только органы действия — «Труд ладоней твоих». Голова должна свободна для изучения Торы и исполнения заповедей. Человеку следует ощутить себя молчащим камнем, как сказано: «Душа моя пусть будет как прах для всех!»
Смысл «искупления с миром» и его связь с будущим избавлением. Истинное «искупление с миром», когда враг становтся другом. Гилуло — свадьба и гилуло — гисталкус, связь этих двух понятий. Гилуло в духовном служении — битуль. Конечная цель — мциюс.
Каждый еврей должен знать, что даже если окружение, мир, еще не готов к тому, чтобы избавление наступило, так как мир еще не очищен, он со своей стороны должен приготовиться во всех своих делах, «стадах, рабах и рабынях», к полному избавлению.
Материальные вещи этого мира были для Якова «пришельцами» — чуждыми, не затрагивали его сути. Лишь духовное, Тора и ее заповеди были ему близки и родственны. Духовное влияет на материальное, так что сама материальность становится духовностью и святостью. Приход Мошиаха зависит от работы «очищения» мира. Тем, что каждый еврей очищает и исправляет свое тело, животную душу и свой удел в мире и использует их для святых дел – он «притягивает» Б-жественный свет Грядущего мира Даже если его окружение, весь мир, еще не готов к Избавлению, ибо еще не завершено его исправление, он сам со своей стороны должен подготовить себя и свои дела к полному Избавлению.
Кислев — третий месяц — время раскрытия внутреннего смысла Торы. Сиван — Дарование открытой Торы Кислев — дарование скрытой Торы.
Смысл Праздника Освобождения Йуд-Тес Кислев, подчеркивается в посук «подо бешолейм нафши», как понятно из слов Алтер Ребе в его известном письме: «Когда я читал в книге Тегилим посук подо бешолейм нафши, я вышел с миром от Вс-вышнего, дарующего мир.
Смысл освобождения Алтер Ребе в йуд-тес Кислев — это «распространение источников наружу».
Распространение источников хасидизма — это внутреннее содержание прихода Машиаха и освобождения Шехина и Бней Исроэл. Мир будет полностью покрыт знанием Б-га. «Гойу имоди», что каждый из «рабим» он «имоди» — с Довид Малко Мшихо, и с гаКодойш Борух Гу, со стороны аспекта йехидо, который в его душе, которая есть искра от нишмосой шел Довид Малко Мешихо, — аспект йехидо гаклолис. Геуло уже есть, и что все бней Исроэл готовы во всех деталях «подойти и сесть к столу».
Начал Элиягу свои слова так: Владыка миров! когда говорят о тебе, что ты «один», — слово это не имеет числового смысла. Ты превыше любых высот, Ты тайна всех тайн, и разум наш не способен даже прикоснуться к тебе. Ты явил миру десять оболочек, которые мы называем «десять сфирот»
Межиричский Магид так объясняет стих «И поселился Яаков в стране, где жил отец его, в стране Кнаан»: «И поселился Яаков» – Яаков жил в стране (дословно: «в земле»), в земном. Для чего же он это делал? Для того, чтобы собирать искры святости, содержащиеся во всем материальном, и возносить их к Отцу их, Который в Небе.
В начале главы Микец, а также в предыдущей главе рассказывается о снах: о сне фараона (в главе Микец), о сне Йосефа и о снах виночерпия и пекаря (в главе о Египте — корне всех галутов, изгнаний). Так как все происходит в соответствии с индивидуальным Провидением, понятно, что следствие – галут – имеет отношение к своей причине – сну – и подобно ей.
В этом содержится указание для всех отцов и матерей, на которых Всевышний возложил ответственность за каждого из их детей: они должны с полнейшей самоотверженностью заботиться даже об одном ребенке, охраняя его от всего, что не должно случаться с еврейским ребенком
Поскольку мы находимся в последние дни изгнания, после того, как закончены уже все дела, как сказал Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур Носи Дойрейну[1], что не осталось нам, но лишь начистить пуговицы, и сразу же «имду гохейн кулхем»[
«Яков, отец наш, не умер… и разве впустую плакали плакальщики и бальзамировали бальзамировщики и хоронили хоронильщики… посук я учу, что сказано «и ты не бойся, раб мой Яков, Слово Вс-вышнего, и не страшись Израиль, ибо вот, я спасаю тебя из далека и потомство твое из земли пленения их, приравнивает Якова к потомству его, как потомство его – живо, так же он сам – жив», «жив он вовеки». Укрепление сынов Израиля во время изгнания осуществляется через объявление «и жил Яков»,
Два аспекта – быть выше рабства (черта Йосефа) и способность преобразовать изгнание в освобождение (черта Леви). Находясь в изгнании, еврей должен постоянно помнить, что он находится в состоянии, в котором отцовский дом может быть забыт, и то, что еврей напоминает себе об этом, не позволяет в самом деле забыть о нем. Каждый знает что изгнание – это не его место. Йосеф, будучи в Египте находился под влиянием отцовского дома настолько, что был выше сокрытий Египта. Преимущество, которого достигают, пройдя через тьму изгнания. Каждый еврей имеет силы Леви и Йосефа быть выше рабства. И тогда не только изгнание не властно над евреями, но и еврей приобретает власть над изгнанием.