26

Вторая душа, отличающая каждого еврея, – частица безграничной сущности Б-га свыше[1]. Как сказано: "И Ты вдохнул в ноздри его душу жизни"[2], "И Ты вдохнул в меня"[3]. И как сказано в книге "Зогар": "Тот, кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его". Что означает: из наиболее глубокой внутренней части себя самого – ибо глубоко внутренняя частица жизненной силы[4] выходит из человека при выдыхании с силой. Так, обращаясь к сравнению, мы можем себе представить, каким образом души евреев возникли в Б-жест-венной мысли, – подобно тому, как сказано: "Мой сын первородный, Израиль"[5], "Сыны вы Всевышнему, вашему Б-гу"[6]. То есть так же, как сын происходит от мозга отца, так, [все еще пользуясь сравнением], душа каждого еврея возникла в Его мысли и мудрости, благословен Он, а "Он мудр, но непостижимой мудростью[7], но Он и Его мудрость едины". И, как пишет Рамбам*, "Он – Знание и Он – Знающий и т. д."[8].

* Примечание.

С ним согласны и мудрецы Кабалы, как говорится об этом в книге "Пардес" раби Моше Кордоверо. А также, согласно Кабале раби Ицхака Лурии, это верно, если говорить о ступени, на которой свет Эйн Софа[9] после прохождения многочисленных стадий самоограничения облекается в сосуды рациональных категорий Хабад[10] в мире Ацилут[11], но не выше мира Ацилут. И, как сказано в другом месте, Эйн Соф бесконечно выше сути и категории Хабад, которая по отношению к Нему является как бы физическим действием, что выражено в словах псалма: "Ты все мудростью сделал"[12].

И полностью это постичь человек не в состоянии[13]и т. д., как написано: "Разве может Б-га найти испытатель?"[14], а также: "Ибо мысли Мои – не ваши мысли"[15] и т. д.

И хотя существует бесчисленное множество видов и уровней душ, одна выше другой, например, великие души праотцев и Моше, нашего учителя, несравненно выше душ нашего поколения, которое живет в период, предшествующий приходу Машиаха[16], так что по сравнению с первыми они подобны пятам ног в сравнении с головой и мозгом; и подобным образом в каждом поколении есть главы еврейского народа, души которых представляют собой голову и мозг по отношению к массе народа и людям, несведущим в Торе; и таким же образом души относятся к душам, ведь каждая душа заключает в себе ступени нефеш, руах и нешама[17] - все корни всех ступеней нефеш, руах и нешама, начиная с вершины всех ступеней и до самой нижней ступени душ, облеченных в теле несведущих в Торе и самых незначительных людей, как бы происходят от верхнего интеллекта[18], то есть высшей мудрости.

Можно это сравнить с происхождением сына от мозга отца. Даже ногти его ног образовались из той же капли семени вследствие девятимесячного пребывания ее в материнской утробе и поступенного спуска вниз, от ступени к ступени, изменения и образования из нее ногтей. И несмотря на это, она все еще тесно связана и едина удивительным и неразрывным единством со своей исходной сутью и сущностью, которой она обладала, когда была каплей мозга отца. Но и теперь, в сыне, ногти получают питание и жизненную силу от мозга, находящегося в голове. Как сказано в Гмаре (Нида, там же): "Белок, из которого образуются кровеносные сосуды, кости и ногти"[19] (и в книге "Эц хаим", "Шаар гахашмаль", при обсуждении тайны облачений Адама в Ган Эдене сказано, что облачением его были ногти[20], образованные от мозга Твуна[21]).

С помощью подобного сравнения можно себе отчасти представить, как от корня всех нефеш, руах и нешама всех душ евреев, взятых в целом, который находится наверху и спускается вниз, от ступени к ступени, через поступенное нисхождение миров Абиа[22] от Его Б-жественной мудрости, благословен Он, и в соответствии с выражением "Ты все мудростью сделал"[23], образовались нефеш, руах и нешама людей, несведущих в Торе и самых незначительных. Но и теперь они все еще тесно связаны и едины удивительным и неразрывным единством со своей исходной сутью и сущностью – проистечением высшей мудрости. Ибо нефеш, руах и нешама несведущих в Торе людей получают питание и жизненную силу[24] от нефеш, руах и нешама праведных и мудрых глав народа своего поколения.

В связи с этим становится понятным, в каком смысле наши мудрецы утверждают, что в словах "И быть приверженным Ему"[25] приверженность ученым Торы связана с приверженностью самой Шхине[26]. Через приверженность ученым Торы нефеш, руах и нешама людей, несведущих в Торе, вступают в тесную связь и единение со своей исходной сутью и корнем в высшей мудрости, а "Он и Его мудрость едины"[27] и "Он – Знание и т. д.". (А грешники и восстающие против ученых Торы питают свои нефеш, руах и нешама от "задней стороны"[28]- нефеш, руах и нешама ученых Торы.)

Что касается упоминания в книгах "Зогар" и "Зогар хадаш"[29]- о том, что человеку важнее всего освятить себя в момент брачного единения, чего не соблюдают несведущие и т. д., здесь имеется в виду, что нет такой нефеш, руах и нешама, которая не обладала бы одеянием, происходящим от сущности отца и матери[30]. Все заповеди человек исполняет под влиянием этого одеяния и т. д. и даже мера изобилия, даруемая ему небом, – все ему дается посредством этого одеяния. И если человек освящает себя в момент брачного единения, он сообщает святое одеяние душе своего сына. Даже когда речь идет об очень высокой душе, ей также необходимо освящение отца и т. д. Но что касается самой души – может иногда человек, обладающий бесконечно высокой душой, быть сыном человека презренного и низкого и т. д., как пишет об этом раби Ицхак Лурня, благословенной памяти, в своей книге "Ликутей Тора", в главе "Ваера", и в "Таамей мицвот", в главе "Брейшит".

[1] Ийов, 31:2. Ср. также Тегилим 16, 5 и 75, 5; Ирмеягу, 10:6.

[2] Берейшис 2, 7.

[3] Утренние молитвы. Брахот, 60b.

[4] Подобно тому как в цитате из книги Зогар глагол напах говорит о выдыхании глубоко внутренней частицы жизненной силы, вдохновение души в человека (выраженное в Торе тем же глаголом) говорит о происхождении души от самой сущности Б-га.

[5] Шмойс 4, 22.

[6] Дварим, 14:1.

[7] Тикуней Зогар, 126.

[8] В Б-ге нет деления на субъект и объект. И если источник души в мудрости, он и в сущности Б-га (он и Его мудрость едины).

[9] Эманация от сущности Б-га, называемой Эйн Соф (Бесконечный).

[10] См. гл. 3.

[11] Мир Ацилут - последний из эмалированных миров, источник миров сотворенных. Только на этой ступени можно говорить об атрибутах Б-га и о их единстве с Его сущностью.

[12] Тегилим 104, 24.

[13] Законы основ Торы, 2:10.

[14] Ийов, 11:7.

[15] Йешаягу, 55:8.

[16] Приход Мессии.

[17] Ср. Зогар, часть 1, стр. 206а; часть 2, стр. 141b и т. д., а также Йешаягу Гурвиц, Шней лухот габрит, 1:96. Степени души, соответствующие действию, эмоциям и мысли.

[18] Несмотря на огромные различия в духовном уровне людей, поколений и представителей разных частей народа, душа любого еврея, даже, казалось бы, совершенно отдалившегося от Б-га, связана своим происхождением и своей неизменной сущностью с высшей мудростью Б-га.

[19] Нида, 31а.

[20] Здесь также говорится о связи ногтей, то есть самой "примитивной" части тела в том смысле, что она лишена ощущения, с источником - мозгом.

[21] Твуна - часть интеллекта, наиболее близкая к внешнему проявлению, но еще не раскрытая.

[22] Абиа - аббревиатура названий четырых миров: Ацилут - Б-жественный, эмалированный мир, ближайший источник творения; Бриа - преобладание' добра; Йецира - добро и зло в равной мере; Асия - преобладание зла. Последние три мира - миры сотворенные.

[23] Тегилим 104, 24.

[24] Подобно примеру о формировании ногтей эмбриона, даже самая примитивная часть народа через ученых Торы связана непосредственно с высшей мудростью.

[25] Дварим, 30:20.

[26] Ктубот, 111b. Шхина - Б-жественное Присутствие в мире. Последняя ступень Эманации, имеющая отношение к сотворенным мирам и в них облекающаяся.

[27] И потому единение с Его мудростью означает единение с Ним Самим.

[28] Ср. гл. 22.

[29] Ср. Зогар, часть 2, стр. 204б и далее.

[30] То, что от родителей передается душе ребенка, становится одеянием его души - внешней частью ее, через которую она проявляется и действует.

Запись опубликована в рубрике: .