17

Недобрую весть услышал я и глубоко огорчился. Стало известно мне, что народ Б-жий не позволяет быть хазанами людям, которые желают истинной жизни и долголетия всем друзьям нашим, молящимся в этом «малом храме», ибо сказали мудрецы, что три вещи продлевают дни человека[1], в том числе — неторопливость в молитве. И даже тому, у кого совсем нет времени, и нет у него никакой возможности дождаться повторения молитвы этим хазаном, чтобы произнести [вслед за ним] «Кдушу», гораздо предпочтительнее не слушать молитвы «Кдуша» и «Барху», чем делать невыносимой жизнь тех, кто желает жизни. Ведь Всевышний освобождает от ответственности того, кому обстоятельства помешали исполнить закон[2]. И хазан исполняет за такого человека его долг, даже если тот не слышал его молитву, — точно так, как если бы он слышал ее, — а ведь об этом последнем случае сказано, что тому, кто слушает молитву, засчитывается, как будто он сам ее произнес[3]. В Талмуде написано, что людям, которые работают на полях и не могут [присутствовать на общественной молитве], засчитывается молитва хазана точно так же, как тем, которые слышали ее, как будто они сами произнесли всю молитву «Шмо-нэ-эсрэ»[4]; то же верно и в отношении молитв «Кдуша» и «Барху». Все, что сказано выше, верно и для прежних поколений, для времен мудрецов Мишны и Талмуда, когда главным было изучение Торы, а не молитва. Тем более [это верно] в наше время, в преддверии прихода Машиаха, когда Тора не является нашим основным занятием из-за бедственных времен, в которые мы живем. И главное служение в преддверии Машиаха — это молитва, как пишет об этом раби Хаим Ви-таль, благословенна его память, в [своих книгах] «Эц хаим» и «При эц хаим». А если так, то тем более должны мы вкладывать в молитву всю свою душу. И это воистину заповедь Торы для тех, кому известна польза созерцания [величия Всевышнего] и углубленного размышления. [Когда вдумается человек,] пусть даже немного, каждый насколько он способен, в хвалы Всевышнему, содержащиеся в «Псукей дезимра»[5] и в двух благословениях перед «Шма» — «...создающий свет...» и «Любовью...», — пробудит он любовь ко Всевышнему, скрытую в каждом еврейском сердце, и в момент произнесения «Шма» она раскроется в его сердце. Тем самым человек исполняет заповедь, выраженную в [произносимом сразу после «Шма»] стихе «Люби Г-спода... всем сердцем твоим...»[6], — первейшую из 613 заповедей, заповедь, о которой Рамбам пишет[7], что она — одна из основ Торы и источник всех 248 предписывающих заповедей. [И именно в молитве выполняется эта заповедь,] ибо повеление [любить Всевышнего] не может подразумевать скрытую в сердце любовь, по природе присущую каждому еврею. И разумному нетрудно понять, что пока любовь эта скрыта в сердце, она присутствует только в Б-жественной душе, когда же эта любовь охватывает и животную душу, она раскрывается и в левой полости сердца, где пребывает животная душа.

В этом и состоит очищение искр, упоминаемое в «Эц хаим» и «При эц хаим» в связи с молитвой. И поэтому именно она — важнейший вид служения [Всевышнему] в преддверии прихода Машиаха, когда главное — освобождение искр, которое происходит в результате преобразования животной души или подчинения ее Б-жественной душе, как известно. Ведь «кровь — это душа»[8], а новая кровь образуется в человеке каждый день из того, что он ест и пьет, и кроме того, одежда человека и его жилище и т. д. также накладывают на нее свой отпечаток. Однако люди прежних поколений, которые были наделены высокими Б-жественными душами, могли совершать это очищение, посвящая ему немного времени, произнося только молитву «Шма», благословения перед ней и вкратце — «Псукей дезимра». Разумному будет достаточно сказанного.

[1] См Брахот, 322

[2] См Дварим 22 25-27, Недарим 27а

[3] См Шулхан Арух Атгер Ребе разд Орах хаим 124 1

[4] См Рош-Гашана 35а

[5] Включенные в утреннюю молитву отрывки из книги Тегилим в которых прославляется Творец

[6] Дварим, 6 5

[7] Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 2

[8] Дварим 12:23

Запись опубликована в рубрике: .