Стр. 141
Мой дед, раввин и хасид р. Хаим Футерфас, был из хасидов Адмур Цемах Цедека, и в его доме я рос и воспитывался (отец р. Мендела умер до его рождения, и он назван в его честь, реб Менахем Мендел бен Менахем Мендел), имел обычай рассказывать на исходе субботы истории про Баал Шем Това, и однажды он рассказал две истории:
Первая история:
В одном городе был раввин миснагид, который вел отшельническую жизнь, не имея никаких контактов с этим миром. Он был очень осторожен в вопросах Б-гобоязненности, и постился и истязал свое тело. Он имел обыкновение поститься от субботы до субботы, так, что его тело очень ослабло.
Тот раввин имел обыкновение, что накануне субботы он садился на камень у входа в микву, и когда жители города выходили из миквы, они благословляли его "гут шабос", "будьте здоровы, Ребе", "живите долго", и т.п.
Однажды рассказали об этом нашему учителю святому Баал Шем Тову.
Баал Шем Тов сказал, чтобы убрали оттуда камень, на котором сидел "отшельник", так, чтобы он не смог сидеть там в канун субботы по своему обыкновению.
Накануне следующей субботы сделали, как сказал Баал Шем Тов, и убрали оттуда камень, так, что "отшельник" не было на чем присесть.
"Отшельник" повернулся туда и сюда, и когда увидел, что камень исчез и негде присесть, не оставалось у него выбора, и он повернулся и пошел назад.
В ту неделю "отшельник" скончался.
Когда рассказали это Баал Шем Тову, он ответил: "вся жизнь этого "отшельника" не была со стороны святости, а со стороны клипы. Он получал жизненную силу от почета, который он получал каждый канун субботы, когда все знают и почитают его за все его посты и самоистязания и великую праведность.
(…)
- Этот почет превратился в источник его жизни, то, что поддерживает его существование.
Поэтому, завершил Баал Шем Тов, когда забрали оттуда камень, и источник его жизненной силы от клипы иссяк – этот человек сразу умер.