Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шмойс

Каждого новорожденного бросьте в реку…
В наши дни мы вновь и вновь видим повторение древней трагедии. "Фараон, царь Египетский" — это привычный стиль жизни страны, с точки зрения которого следует "бросать еврейских детей в реку" обычаев и законов данной страны, чтобы дети погрузились и утонули в реке, которая дает пропитание. Благополучие еврея напрямую зависит от нашей связи со Вс-вышним. Вс-вышний дает жизнь и пропитание всем. Когда человек делает то, что Он хочет – "учи им своих сынов и говори о них, сидя в доме твоем и идя по дороге, ложась и вставая" – Он сделает то, что у него просят – для этого человека и его детей. "В заслугу праведных жен того поколения наши предки были искуплены из Египта". Дети "первыми узрели Его". Нужно воспитывать еврейских детей как приказал Вс-вышний, и Он позаботится и о сынах, и об отцах
Почему сделал Ты плохо этому народу?!
Несмотря на то, что есть необходимость в рабстве, которую испытывают евреи в Изгнании, как приготовлении к раскрытиям будущего [- времен Мошиаха], — это порабощение может быть заменено "порабощением" духовным (т.е. Изучением Торы). "множество мыслей в сердце человека"Сделать так, чтобы тело перестало быть "ослом", — "перевернуть" его [из животной] в человеческую природу работа по "переворачиванию." Надо стегать лошадей до тех пор, пока они не перестанут быть лошадьми!" [или, как известно, из] другого варианта [этой истории] "…до тех пор, пока лошади не поймут, что они лошади".
Шмот
Святой, благословен Он, называется Жизнь
Холодность — противоположность Святости, поскольку Святость — это жизненность. "Святой, благословен Он, называется Жизнь". Жизненность влечет за собой тепло. Холодность, являющаяся противоположностью тепла, — в то же время противоположность и жизненности, [проистекающей] со стороны Святости. В первую очередь, [человеку следует] разбить [собственную] холодность, к тому, что связано со Святостью.
Ваэра
Сущность шлихус Ребе
Все Рабейим — одно целое, и каждый из них делал все. У каждого есть мицва, которая называется "ворота его души". Первым делом давать добро, благословение и успех, и тогда упрекать. "Освещает глаза обоих Вс-вышний"
Служение Ребе — «И взывал там ко Все-вышнему Б-гу мира»
С самого начала правления ребе его святое Служение [было основано] на самопожертвовании. Его Служение строилось на "взывал там ко Все-вышнему Б-гу мира" — на распространении Торы и заповедей, внутренней Торы, ее обычаев и путей. Это был его иньян, и во имя его осуществления ребе не отступал ни перед какими препятствиями и продолжал свое Служение вплоть до самопожертвования. "Люби людей и приближай их к Торе". Когда найдется один еврей (в самой книге приводится выражени, который будет вести себя таким образом, как необходимо, он приведет Мошиаха и удостоится раскрытия внутренней Торы, которую Мошиах будет раскрывать. "И проснутся и воспоют лежащие в прахе") и предыдущий любавический ребе среди них, который поведет нас навстречу Мошиаху — "бехесед уверахамим" — в доброте и милосердии.
Отличие войны с Амолеком от войны с фараоном
Две войны: с фараоном и с Амолеком. Про войну с фараоном сказано: "Все-вышний будет воевать за вас, а вы молчите". Про войну же с Амолеком: "Выйди воевать с Амолеком". Амолек встал между евреями и горой Синай. Война с Амолеком происходила во имя принятия Торы, эта война во всех ее деталях была связана с Мейше-рабейну. "…Имя неполно и Престол неполон до тех пор, пока не уничтожено семя Амолека". Заповедь вспоминать об Амолеке ежедневно. Война с духовным "Амолеком". "…который охлаждал тебя…"
Бешалах
Необходимость изучения хасидизма
Подобно тому, как есть различные болезни и, [в соответствии с ними, различные способы] оздоровления тела, так есть различные болезни и, [в соответствии с ними, различные способы] оздоровления души.
Итро
При всякой пропаже, — когда скажет, что это — она
В каждом еврее есть доверенное ему Святым, благословен Он, душа. Ее он должен охранять для того, чтобы она осталась в своей полноте и не понесла, не дай Б-г, изъяна. "Охрана", которую еврей обязан обеспечить душе, связана с клятвой. Должно быть так, чтобы еврей, в каком бы месте он ни находился, руководил (духовностью, которая представляет из себя истинное существование [всего)] всем городом, всем окружением и всем государством. "Овцы, отбившейся от стада".
Мишпатим
И возьмут мне труму
Исправление греха тельца. Грех тельца того же типа, что и грех древа познания. В начале "мир был сотворен в его полноте" и "сущностное Б-жественное присутствие было внизу". Грех тельца вновь пробудил в совокупности мира осквернение, [порожденное] грехом древа познания. "Каждое место, где сказано "Ли [Мне]", — никогда не сдвигается со своего места!"
Трума
«Затруднился Мейше. Приказал ему Святой, благословен Он, бросить золото в огонь, и оттуда вышла менора».
Из материальных вещей создается жилище и Святилище для Все-вышнего. Каким образом [вообще] возможно изготовление Святилища из материального? Б-жественность, раскрывавшаяся, "почивавшая" в Храме, относилась к чрезвычайно высокому аспекту, — еще более высокому, нежели свет, раскрывающийся в мирах. Человек не способен сделать это, но только один Все-вышний. Человеку же необходимо лишь взять золото и бросить его в огонь, а когда человек кидает золото в огонь, Все-вышний делает из него менору, которая будет светить в Мишкане!"
Глава Тецавэ Пурим-Катан
Ки тисо
«До каких пор вы будете сидеть на двух стульях?»
"До каких пор вы будете сидеть на двух стульях?" "Сидение на двух стульях" хуже, нежели "авейдо-зоро" (идолопоклонство).
Тиса
Шесть дней будет делаться работа…
‘Трудом рук твоих будешь питаться, — счастлив ты и хорошо тебе!" Человек не должен быть погружен в занятия, [направленные на удовлетворение материальных нужд] мозгом и сердцем, но лишь силой действия. "И благословит тебя Все-вышний, Б-г твой, во всем, что ты будешь делать". Чтобы Суббота была такой, как должна быть, — в обязательном порядке она должна предваряться шестью будними днями, которые будут наполнены работой в аспекте "тейасе" — работы, выполняемой "походя". С помощью этой работы произойдет сооружение Третьего Храма вскоре в наши дни.
Ваякгель
Мишкан снизу, Мишкан сверху
Мишкан, который Святой, благословен Он, описал Мейше, — такой, каким он описан в главах "Трумо" и "Тецаве" и Мишкан, [про который говорят] главы "Ваякель" и "Пекудей", — два отдельных Мишкана. "Мишкан снизу, Мишкан сверху". Обещание "и поселюсь я в вас" было осуществлено только в материальном Мишкане [глав] "Ваякель-Пекудей". "Возжелалось Святому, благословен Он, чтобы было у Него, благословенного, жилище в НИЖНИХ [мирах]"
Пкудей