Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 1 (2)

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

והא דאמרי’ בעלמא
ве-hо дэамринон беолмо
И если принято говорить,
и то, что мы говорим всюду,
דמחצ’ על מחצה
дэмэхцо ал мэхцо
что тот, кому в равной мере присущи достоинства и недостатки,
половина мицвойс и половина авейройс
מקרי
микрей
должен быть назван
называется
בינוני ורוב זכיות מקרי
бейнони, веройв зхийойс микрей
средним, тот же, в ком достоинства преобладают,
называется
צדיק הוא שם המושאל לענין שכר ועונש
цадик, hу шейм hамушъол леиньон схар веойнеш
называется праведником — это всего лишь образное выражение, говорящее о воздаянии.
название, которое не выражает истинный смысл вещи, но «одалживают» это слово из другого места, для того, чтобы объяснить какой-то определенный аспект. Также и имена «бейнони» и «цадик» — это «одолженные» имена, в отношении награды и наказания
לפי שנדון אחר רובו
лефи шенидойн ахар рубой
Обычно человека судят по тому, что в нем преобладает,
различие между праведниками, средними и грешниками, объясняются здесь лишь в отношении суда человека, а человека судят по большинству его поступков,
ומקרי
умикрей
и его называют
и называется
צדיק בדינו מאחר שזוכה בדין
цадик бединой мейахар шезойхе бадин
праведником в связи с тем, что он получил оправдание [Небесного] Суда.
относительно того аспекта, что он вышел оправданным на суде, он называется «цадик», т.е. «цойдек» — «правый»
אבל לענין אמיתת שם התואר והמעלה של מעלת ומדרגות חלוקות צדיקים ובינונים ארז»ל צדיקים יצ»ט שופטן שנא’ ולבי חלל בקרבי שאין לו יצה»ר כי הרגו בתענית
авол, леиньон амитас шейм hатойар веhамаало, шел маалас умадрейгойс халукойс цадиким увейноним, омру рабойсейну ЗаЛ: «цадиким йецер тойв шойфтон, шенээмар, велиби холал бекирби, шеэйн лой йецер hо-ро, ки hарогой бесаанис
Что же касается подлинной природы и возвышенного достоинства различных ступеней и видов праведников и средних, наши мудрецы сказали[19]: «В праведных преобладает доброе начало», как сказано: «Сердце пусто во мне»[20] — в нем отсутствует все дурное, оно уничтожено постом[21].
царь Давид убил свое дурное начало посредством постов. Однако, ясно, что возможно убить йецер hо-ро также другими способами. Так или иначе, из этой Геморы ясно, что истинный смысл слова «цадик» — что у него нет более йецер hо-ро .
אבל כל מי שלא הגיע למדרגה זו אף שזכיותיו מרובים על עונותיו אינו במעלת ומדרגת צדיק כלל
авол кол ми шелой hигиа лемадрейго зу, аф шезхийойсов мерубим ал авойнойсов, эйной бемаалас умадрейгас цадик клол
Любой же человек, не достигший такой ступени, даже если добродетели в нем преобладают над недостатками, не имеет совершенно отношения к возвышенной ступени праведника — ни как к ступени, ни как к категории.
даже не на уровне бейнони.
ולכן ארז»ל במדרש ראה הקב»ה בצדיקים שהם מועטים עמד ושתלן בכל דור ודור וכו’
велохейн омру рабойсейну ЗаЛ бемидраш: роо hакодойш борух hу бацадиким шеhем муотим, омад ушсолон бехол дойр водойр ве-хулей,
Поэтому сказали в мидраше мудрецы: «Увидел Всевышний, благословенно Его имя, что праведные немногочисленны, — взял и поместил их в каждом поколении и т. д.»[1],
т.е., в каждом поколении есть праведник, который является основой мира. Это понятно только в соответствии с тем, что мы выучили, что цадик — это тот, у кого совершенно отсутствует дурное начало. Ибо если цадик — это тот, у кого больше мицвойс — почему же тогда говорится, что праведников мало? Есть много евреев, у которых больше заслуг!
וכמ»ש וצדיק יסוד עולם:
ухмой шекосув: вецадик йесойд ойлом
и как сказано: «Праведник — основа мира»[2].
אך ביאור הענין
ах биур hоиньон,
Все сказанное находит объяснение
чтобы понять, что представляют собой ступени цадик, и бейнони, и каким образом среди собственно цадиким есть несколько и несколько ступеней,
על פי מ»ש הרח»ו
ал пи ма ше-косав hорав Хаим Виталь
в свете того, что пишет раби Хаим Виталь,
рабби Хаим Виталь
ז»ל בשער הקדושה [ובע»ח שער נ’ פ»ב] דלכל איש ישראל אחד צדיק ואחד רשע יש שתי נשמות דכתיב ונשמות אני עשיתי
ЗаЛ, бешаар hакдушо [увеэйц хаим шаар нун перек бейс], дилехол иш Йисроэйл эход цадик ве-эход рошо, йеш штей нешомойс, ухдихсив: «у-нешомойс ани осиси»
благословенной памяти, в книге «Шаар гакдуша» (и в книге «Эц хаим», врата 50, раздел 2): у каждого еврея, как праведника, так и грешника, есть две души, как сказано: «И души Я сотворил»[3],
нешомойс — во множественном числе, несмотря на то, что посук говорит об одном еврее, как сказано перед этим «ки руах милфонай йаатойф «,
שהן שתי נפשות
шеhейн штей нефошойс
что означает две души.
נפש אחת מצד הקליפה וסטרא אחרא
нефеш ахас мицад hаклипо веситро охоро
Одна из них связана со стороной мира, называемой «клипа» и «ситра ахра»[4].
как кожура плода, скрывающая внутреннее его содержание, так сотворил Вс-вышний силы, скрывающие внутренюю Б-жественную жизненность, которая есть в каждой вещи. «Ситро охоро» — означает, «другая сторона», не сторона Святости, но противоположная святости, и это есть одна душа со стороны клипы и ситро охоро,
והיא המתלבשת בדם האדם להחיות הגוף וכדכתיב כי נפש הבשר בדם היא
ве-hи hамислабешес бедам hоодом леhахйойс hа-гуф, ухдихсив: «ки нефеш hабосор бадом hи» —
Эта душа облекается в кровь человека и оживляет тело, как написано: «Ибо душа человека в крови».
душа, дающая жизнь физическому телу человека — это кровь
וממנה
умимэно
И от нее
от этой души
באות כל המדות רעות מארבע יסודות רעים שבה
боойс кол hамидойс роойс, мейарба йесойдойс роим шебо
берут начало все дурные свойства, происходящие от четырех имеющихся в ней дурных элементов.
основания этой души дурны, ибо, она приходит от клипы и от зла, и их четыре, ибо, подобно тому, как каждая материальная вещь составлена из четырех основ — эйш руах маим и офор , подобно этому также каждая духовная сущность, включая также существование этой души, составлено из четырех духовных оснований, из которых происходят дурные мидойс ,
דהיינו כעס וגאוה מיסוד האש שנגבה למעלה.
дэhайну: каас вегааво мийесойд hоэйш шенигбаh лемаало
А именно: гнев и гордость от элемента огня, стремящегося ввысь;
природа огня — тянутся вверх, и поэтому происходят от него дурные мидойс гнева и гордости: гнев — это результат гордости, ибо, когда человек не гордится, он, само собой, не гневается, когда кто-либо делает что-то против него.
ותאות התענוגים מיסוד המים כי המים מצמיחים כל מיני תענוג.
весаавас hатаанугим мийесойд hамаим, ки hамаим мацмихим кол миней таануг
стремление к наслаждениям – от элемента воды, ибо от воды произрастают всевозможные вещи, доставляющие удовольствие;
т.е., все вещи, приводящие к наслаждению, и поскольку воды выращивают вещи, приводящие наслаждение, следовательно, в воде скрыт аспект наслаждения, и стремление к наслаждению приходит, следовательно, из основы «маим».
והוללות וליצנות והתפארות ודברים בטלים מיסוד הרוח.
веhойлелус велейцонус веhиспаарус удворим бетейлим мийесойд hоруах
бессмысленное веселье, насмехательство, хвастовство и пустые занятия – от элемента воздуха;
подобно тому, как в ветре нет «реальности», также нет в hойлелус , лейцонус , hиспаарус и дворим бтейлим , никакой реальности, и в них совершенно отсутствует внутреннее содержание.
ועצלות ועצבות מיסוד העפר.
веацлус веацвус мийесойд hоофор
лень и грусть – от элемента земли.
подобно тому, как в прахе по самой его природе есть квейдус , и он тянется вниз, также и ацлус, что это, по сути, тяжесть в органах человека, грусть и меланхолия, которые приводят человека к нмихус руах и квейдус .
וגם מדות טובות שבטבע כל ישראל בתולדותם כמו רחמנות וג»ח באות ממנה
вегам мидойс тойвойс, шебетэва кол Йисроэйл бесолдойсом, кмой рахмонус угмилус хасодим, боойс мимэно
От нее происходят также и те добрые свойства, которые от природы присущи каждому еврею,
от этой души из клипы, но задается вопрос — если эта душа из клипы и из зла, каким образом приходят от нее добрые качества?
На это он говорит:
כי בישראל נפש זו דקליפה היא מקליפ’ נוגה שיש בה ג»כ טוב
ки бейисроэйл, нефеш зу диклипо, hи миклипас нойгаh, шейеш бо гам кейн тойв
такие, как сострадание и помощь ближнему, ибо эта душа, связанная с «обратной стороной», происходит от так называемой «клипат нога», в которой отчасти есть и добро
и из этого блага, которое есть в этой душе, происходят в еврее добрые природные качества
והיא
веhи
и происхождение
эта клипа происходит
מסוד עץ הדעת
мисойд эйц hадаас
которой связано с тайной Древа познания
в котором есть
טוב ורע:
тойв воро
добра и зла.
משא»כ נפשות אומות עובדי גלולים הן משאר קליפות טמאות שאין בהן טוב כלל כמ»ש בע»ח שער מ»ט פ»ג וכל טיבו דעבדין האומות עובדי גלולים לגרמייהו עבדין
ма шеэйн кейн нефошойс умойс hоойлом, hейн мишаар клипойс тмейойс, шеэйн боhейн тойв клол, кмой шекосув беэйц хаим шаар мем тес перек гимел. Ве-кол тиву дэавдин hоумойс легармайhу авдин
Однако души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых «клипот», в которых нет добра совершенно, как сказано в книге «Эц хаим», врата 49, глава 3: «И все добро, что творят язычники, творят они лишь ради себя».
все доброе, что делают народы мира — это для собственного блага, поскольку их души они из такой клипы, в которой нет добра совершенно.
וכדאיתא
ухдэисо
И как комментирует
как мы находим
בגמרא ע»פ וחסד לאומים חטאת שכל צדקה וחסד שאומות עובדי גלולים עושין אינן אלא להתייהר כו’:
бигморо ал посук «вехесед леумим хатос» — ше-кол цдоко вохесед шеумойс hоойлом ойсин, эйн ойсин эло леhисйаhейр ве-хулей
Гмара выражение «Милосердие народов – грех»: «Все справедливые и милосердные деяния народов мира совершаются лишь из тщеславия и т. д.».
еврей, когда он делает добро, даже если это происходит из его доброй природы, его намерение в этом — помочь другом. Доказательство на это — даже если другой человек не нуждается в его помощи, он рад и доволен, но у народов мира — нет у них намерения помочь другому, но они хотят исполнить собственное желание, чтобы увеличить свое имя и возгордиться.
Однако, также среди народов мира есть исключения, и они называются хасидей умойс ойлом, в которых есть добрые качества, и делают добро другому для того чтобы помочь ему, а не для собственного блага, ибо, их душа не из совершенно нечистых клипойс, но из клипас нойгаh [примечание Квойд Кдушас Адмур: поскольку происходят из нойгаh, как известно в шаар хаг hамацойс в книге Ликутей биурим р. Гилель из Парич, 47, 2]
Рассказывают про хасида р. Гилеля из Парич — из самых больших хасидим, гаон в открытой Торе и в каббале, и составил книги по хасидизму и ответы в ниглэ, и поскольку он был чрезвычайно одарен — уже в молодости он изучил много книг каббалы — что сначала он считал себя на ступени цадик, но когда стал хасидом — и начала изучать первую главу книги Тания — сказал по-русски: цадик — точно нет, хорошо если средний.



[1] Ср. Йома, 38б (Шамир)
[2] Мишлей, 10:25. Мир существует в силу существования праведников (Шамир)
[3] Йешаягу, 51:16 . Эти слова — конец фразы. Им предшествует: «Дух от Меня объемлет, и души Я сотворил». Слово «дух», которое употреблено в единственном числе, должно относиться к отдельному человеку. К нему же относится и слово «души», хотя оно имеет множественное число. И это означает, что каждому человеку даны две души (Шамир)
[4] С сотворением физического мира неминуемо возникает возможность позиции, противоположной предназначению творения, стремление к самоутверждению, разрывающее единство с Творцом, сторона святости, и «обратная сторона» (ситра ахра — арам.), называемая еще клипа — скорлупа, скрывающая плод (Шамир)