Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

О воображаемых проблемах и обетах, которые не следует на себя брать…



Предисловие переводчика (который воображает, что он понимает, о чем здесь идет речь…)

Тема «димйонот», «воображения», воображаемых проблем, которые мы зачастую склонны решать, концентрируя на них всю свою энергию (за счет других, куда более реальных и важных проблем, которые, как правило, остаются нерешенными) — одна из важнейших у рава.

Мне этот урок напоминает письмо Ребе о том, что дурное начало склонно преувеличивать одни проблемы, и преуменьшать другие. Возможно, у человека есть какая-то проблема. У кого их нет? Однако, как правило, вопрос не в том, есть ли у меня та или иная проблема или нет, а в том, какое место она занимает в моей жизни? Готов ли я уделить этой проблеме 99.9% своих жизненных ресурсов? Если да — это скорее всего проблема, которую я сам себе придумал.

Зачем? Чтобы не скучно было жить на свете. Чтобы чувствовать «тонус» от решения нерешаемой задачи. Кстати, в том, чтобы ощущать себя законченным грешником, тоже есть известный кайф (слова рава где-то). Жизнь проходит мимо? Да, бывает такое тоже! Но я же обязан решить эту проблему!!!

**

Рабби Нахман, как известно, называл йецер-а-ра (дурное начало) не иначе, как «коах-а-медаме» (сила воображения). Другими словами, йецер[1] — это игра воображения. Это те картины, которые йецер нам рисует, и которые зачастую далеки от реальности. Но что же делать, если эти воображаемые проблемы выглядят реальнее, чем реальные?

Делать нужно только одно: найти «мудреца», психолога и праведника, который поможет тебе разобраться в себе. Поможет понять, что заслуживает внимание, а на чем лучше вообще не «фиксироваться».

Силы и ресурсы человека ограниченны, и поэтому вопрос, какие проблемы я решаю в первую очередь — это, по сути, основной вопрос жизни человека.

Еще раз: полезно понимать, что как правило — почти без исключения — высший приоритет в нашей жизни получают (с любезного согласия нашего йецера…) проблемы, отнюдь не являющиеся приоритетными. Или не являющиеся проблемами вообще. Так тоже бывает…

Далее текст самого рава.

***

«Человек, когда возьмет на себя обет перед Вс-вышним». Большая часть проблем с воображением, люди, о которых принято говорить, что у них есть «жук в голове», откуда они приходят? Корень в Торе для всей этой темы находится в трактате Недарим, и важно и полезно, чтобы каждый изучил его как положено. Это трактат, который больше всех других связан с душой человека. Что приводит человека взять на себя обет? — Душевная проблема!

Все обеты связаны с тем, что человек предпринимает какое-то действие, чтобы укрепиться или наоборот, отдалиться от чего-либо. Этот обет может быть настоящим, но может быть также воображаемым.  Обет, правда, он взял на себя, и он обязан его исполнить. Однако причина, которая привела его взять на себя этот обет, как правило, у большинства людей, есть чистая игра воображения. Поэтому следует отдаляться от того, чтобы брать на себя обеты.

Только праведник — так говорит рабби Нахман — который очистил и исправил свою силу воображения, может брать на себя обеты (кстати, сам рабби Нахман брал на себя обеты, хотя написано, что в наше время это не следует делать. Это была одна из причин, почему Алтер Ребе не поддержал его, в известном «махлокет» (споре), когда остальные праведники выступили против него. В принципе, Алтер Ребе был на его стороне, но не хотел говорить это открыто, из-за нескольких странных вещей, которые рабби Нахман делал. (Сам рабби Нахман говорил, что то, что он делает — это только для него, и тем не менее). Одной из таких «странных» вещей у рабби Нахмана были обеты, которые он на себя брал).

Сила воображения — это идея обетов в святости, и тот, кто не исправил свое воображение, его обеты являются результатом игры его разнузданного воображения. Шулхан Арух приводит на это пример мужа, который гневается на жену, потому что он подозревает, что она бьет его сына. Он берет на себя обет, что она ничего от него никогда не получит. Потом выясняется, что никто никого, собственно, никогда не бил.

Это то, что называется в психологии «фиксацией», когда воображение «фиксирует» человека на некоей воображаемой проблеме, и он не способен избавиться от нее. В духовности это аспект обетов.

Как излечить эту проблему? Тот, кто взял на себя обет, должен прийти к мудрецу, который разрешит ему этот обет. Мудрец — это больше, чем муж, который лишь объявляет обет недействительным на будущее. Мудрец, разрешающий обет, разрешает его с самого начала. Он разрешает ту душевную проблему, которая вызвала к жизни этот обет.

Приходят к мудрецу, и он открывает возможность раскаяться во взятом на себя обете. Он раскрывает шифлут, и посредством этого он способен разрешить обет изначально, решить проблему фиксации, вытащить «жука», который застрял в голове у пациента. Это настоящий психолог. Он говорит и говорит с пациентом, пока не находит «вход»: если бы ты знал, в тот момент, когда брал на себя обет, что дела обстоят так-то и так-то, взял ли бы ты на себя этот обет?

Это источник в Торе для работы психолога, кто-то, кто ведет беседу с пациентом, для того, чтобы решить его душевную проблему.

Мудрец, который находит «вход» идет дальше с ним, идет навстречу ему. Он не говорит своему пациенту: «ты шванц, ты дурак» и т.д. Он идет по кругу снова и снова, пока не находит «вход» данной душевной проблемы. Что означает «вход»? Он находит нечто, где сам человек соглашается покинуть эту свою воображаемую проблему, находит некую точку, в которой он не является грешником.

У каждого есть некая точка, некий момент, где он не «мешуга» (сумасшедший), подобно тому, как рабби Нахман говорит о «добрых точках» в учении 282 (в первом учении в Ликутей Моаран рабби Нахман говорит, что мешуга и грешник, это, в сущности, это одно и то же, ибо «человек не грешит, иначе как охватывает его дух безумия»).

В тот момент, когда он находит эту точку опоры, он хватает ее крепко, показывает человеку, и тем самым он открывает весь обет, уничтожает все его воображение, что все, что он себе нарисовал — этого никогда не существовало в действительности.  Это тайна разрешения обетов



[1] Слово «йецер» похоже на «циюр», «рисунок», «картинка» окружающей действительности, которую нам рисует наш йецер. Только зачастую эта картинка весьма далека от действительности.