Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Что делать?

Куми Ори стр. 210

И следует обратить внимание: есть такие, кто чувствуют, что работа «hафоцо», как раньше, так и сейчас — это единственная арена, на которой следует действовать, и также нет в нем разочарования от того, что он не может «перевернуть мир сегодня». Такой человек еще не удостоился достичь ступени «hахнаа» в душе (и он также действует добровольно внутри существующих структур, идя по пути ложного услащения, как далее будет объясняться, и как объясняется в другом месте, что неисправленное подчинение стремится сразу перепрыгнуть к неисправленному услащению, минуя ступень отделения). Напротив, тот, кто чувствует hахнаа от того, что он бессилен, тем самым внутренне идентифицирует себя с Машиахом, начало пути которого в распространении пнимиют Торы в качестве подготовки к избавлению – в исполнении предзнаменования «йафуцу майанотеха хуца», но ото дня ко дню возрастает в нем разочарование от этого абстрактного занятия, он стремится к практическим горизонтам деятельности по приведению геула, и в особенности – когда он видит, как народ Израиля переживает тяжелые кризисы. До сих пор, это был путь нашей деятельности, как и самого Машиаха, однако, возрастающее разочарование заставляет нас продвигаться ко второму пути, пути отделения, который объясняется далее (и тот, кто ощущает, что все еще нет в нем силы продвигаться, пусть продолжает идти по прежнему пути, и добавляет света и добра, все углубляясь в чувстве разочарования и подчинения, пока не будет против своей воли вытолкнут вперед, к отделению).

Второй путь выражает hавдала, по простому смыслу – это путь отрыва и отделения от всего зла. Важно снова подчеркнуть, что не речь не идет об отделении ради отделения, выражающего отчаяние и замыкание на себе (тогда это – путь «боязни», боязни за собственную душу быть замешанным в несправедливости и зле, но не предлагающем истинной альтернативы). Напротив, это hавдала, приходящая как предисловие к hамтака, когда ясно, что мотивация для всех его действий – это любовь и ответственность за всех, и процесс отделения так важен именно как ступень самоочищения и усиления перед новым строением, чистым и исправленным. Этот, второй, путь, это то, что требуется нам сегодня. Во всяком исправленном строении, основная новость, которую указывает нам Тора, это именно ступень отделения (также сегодня, можно видеть, что это «новый путь», и лишь немногие осознают его необходимость), и к этому новому этапу мы должны обратиться сегодня.

Нам следует сознавать, что все духовные опасности и великие кризисы (как в еврейском народе, так и среди других народов) — это результат преждевременной попытки «hамтака» («услащение») — попытки прийти к «hамтака», минуя ступень «hавдала».

Сегодня это опасное явление относится к тому, кто думает, что возможно изменить «изнутри» (посредством создания новой партии, или подчинения своему влиянию существующей партии и т.д.), и «усладить» существующий строй, без того, чтобы создать прежде ясное разделение между ищущими Вс-вышнего и поколением Мошиаха и между теми, кто желает быть как все народы

Искаженный разум стремления к преждевременному услащению — это доверие существующему строю, и мысль, что «в конце концов мы все с одной стороны баррикады» (и уверенность, которую дает ощущение причастности к Системе и гордость ей, вместе со страхом от отсутствия экономической уверенности, укрепляют это настроение). Тем самым «жертвы» играют на стороне «охотника», который желает поймать их на свою сторону — в рамки мышления и рамки деятельности, в которых он властвует. Мысль о соучастии с этими «разрушителями и опустошителями» в форме нашла свое абсурдное выражение в извращенных картинах «братания» изгоняемых со своими изгонятелями, и в сегодняшнем стремлении стереть пропасть между насильником и его жертвой, и снова найти утешение в горячих медвежьих объятьях строя, воюющего с нами, и тем самим размыть и сокрыть жуткую несправедливость, которая была совершена.

Ошибаются те, кто считают, что поскольку все мы — евреи, и в каждом еврее есть святая душа, то посредством одной только любви и приближения мы сможем пробудить еврейскую искру в сердцах тех, кто стоит напротив нас. Но это не так, ибо «пленено стадо Вс-вышнего» чуждыми и ненадежными идеологиями, и строем, ненавидящим Тору, — очень трудно еврейскому сердцу преодолеть рамки, окружающие его, если он не обнаружит, что действительно идет речь о клипе, которую следует сломить. Любовь к людям Системы и к людям в форме, все время пока не срамят со всей силой и однозначностью их действия, подчеркивая свою отчужденность от их Системы, и упрекая за их личный дурной выбор, лишь кормит и развивает их личный образ, как людей честных, законопослушных и праведных (ведь они, как они сами считают, относятся к «тем, кто никогда не грешит», как объяснялось в другом месте). Любовь к ближнему, проявленная в отношении этих «детей плена» (на различных ступенях) должна выражаться сегодня именно в отделении от них, и в создании новых жизненных рамок, в которые мы можем пригласить – в качестве частного лица, а не в качестве «лица при исполнении» или «человека в форме» — каждого из наших любимых братьев. Другими словами: любовь к ближнему и приближение к нашему пути могут осуществляться в отношении отдельных людей, каждого из них отдельно, но, когда человек идентифицирует себя как часть Системы, общества грешников, такой подход лишь вредит ему, и отдаляет его от собственного исправления (и в действительности, любовь, которая не уравновешена критикой, и относится ко всем одинаково, это лишь поверхностная любовь, без какой бы то ни было чувствительности к силам, движущим душу другого человека).