Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

211-240

211-я заповедь — запрещение подбирать при сборе урожая упавшие колоски. Но их необходимо оставлять бедным. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Упавшее при твоей жатве не подбирай» (там же). И это тоже запрет, обусловленный выполнением заповеди «Делай», подобно запрету собирать урожай с края поля (НД 210).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Пеа (4:10).

212-я заповедь — запрещение собирать все грозди с виноградной лозы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Виноградника твоего не обирай дочиста» (Ваикра 19:10). Но необходимо оставлять мелкие грозди для бедных.

Этот закон не распространяется на другие плодовые деревья, даже подобные винограду. К ним относится иной запрет, выраженный в речении Ашема: «Когда будешь обивать маслину твою, то не обирай за собой оставшихся плодов: для гера, сироты и вдовы пусть будет это» (Дварим 24:20). Это запрет обирать забытые плоды (шкхеха). Запрет распространяется не только на плоды оливкового дерева, но и на забытые плоды любых плодовых деревьев (НД 214).

Заповедь «Виноградника твоего не обирай дочиста» также обусловлена выполнением соответствующей заповеди «Делай».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Пеа (7:4-8).

213-я заповедь — запрещение подбирать ягоды, упавшие на землю во время сбора винограда. Но необходимо оставлять их бедным. И об этом Его речение: «Опавших ягод в винограднике не подбирай — бедняку и геру оставляй это» (Ваикра 19:10). Этот запрет также обусловлен выполнением заповеди «Делай».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Пеа (7:3).

214-я заповедь — запрещение подбирать снопы, забытые при сборе урожая. И об этом Его речение: «Когда будешь жать на своем поле и забудешь на поле сноп, то не возвращайся, чтобы его взять» (Дварим 24:19).

Этот запрет распространяется не только на забытые снопы урожая зерновых, но и на забытые плоды плодовых деревьев (НД212).

Нарушение этого запрета также можно исправить выполнением соответствующей заповеди «Делай», и тот, кто преступив запрет, подобрал забытый сноп, обязан возвратить его бедным, согласно речению Ашема, да будет Он превознесен: «…Для гера, сироты и вдовы пусть он будет» (там же).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Пеа (гл.4-7).

И знай, что, согласно существующему у нас принципу, если нарушение заповеди «Не делай» возможно исправить, выполнив заповедь «Делай», нарушитель, совершивший такое исправление, не карается бичеванием. Однако нарушитель, не воспользовавшийся возможностью исправить свой проступок, подвергается бичеванию.

Например, тот, кто нарушил запрет о крае поля и сжал весь урожай, не карается бичеванием, поскольку он может отдать бедным уже сжатые колосья. А если он уже перемолотил пшеницу, смолол зерно и замесил тесто, он может отдать бедным соответствующее количество своего теста. Но если получилось так, что снятый урожай пшеницы совершенно испортился или сгорел, — тогда преступивший запрет карается бичеванием, поскольку он уже не может выполнить заповедь «Делай», исправляющую его проступок; и уж тем более, если он сам лишил себя возможности исправления — например, проел весь свой урожай пшеницы до конца.

В трактате Макот (16а) приводится следующее изречение мудрецов: «Тот, кто взял птицу вместе с ее птенцами (преступив тем самым повеление Торы (Дварим 22:6-7): «Не бери мать вместе с детьми, отпустить должен ты мать»), должен отпустить птицу, а за нарушение запрета он не наказывается. И это общее правило: не наказывают за нарушение заповеди «Не делай», если его можно исправить, выполнив соответствующую заповедь «Делай». Сказал раби Иоханан: «Такое возможно только в этой заповеди и еще в другой». И объясняется (там же 16б), что «еще другая» заповедь — это запрет «дожинать до края своего поля» (НД 210).

Но не подумай, что имеется в виду только сама заповедь о крае поля. Нет, здесь подразумеваются все заповеди, подобные запрету собирать урожай с края поля, к которым применим подобный закон. Ведь и нарушение запретов подбирать ягоды в винограднике, подбирать упавшие колоски, подбирать забытые снопы, собирать все гроздья с виноградной лозы — нарушение всех этих запретов возможно исправить, так же, как и нарушение заповеди о крае поля, — выполнив соответствующую заповедь «Делай»; и точно так же нарушитель может отказаться от исправления или даже создать ситуацию, при которой исправление станет невозможным (или же такая ситуация может сложиться независимо от него).

То, что нарушение заповеди «дожинать до края своего поля» может быть исправлено выполнением заповеди «Делай», мы выводим из речения Ашема, да будет Он превознесен: «…Бедняку и геру оставляй это» (Ваикра 23:22). Но ведь это речение относится не только к запрету дожинать края поля, но и к запретам подбирать упавшие колоски, подбирать ягоды в винограднике, собирать все гроздья с виноградной лозы. Ашем сказал: «Не дожинай до края своего поля, и упавшее при твоей жатве не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и опавших ягод в винограднике не подбирай — бедняку и геру оставляй это». И еще Он сказал относительно забытого в поле снопа: «не возвращайся, чтобы его взять, — для гера, сироты и вдовы пусть он будет».

И поскольку мы находим в Талмуде указание на то, что нарушитель закона, сжавший свое поле до края, может исправить проступок, выполнив предписывающую заповедь «Бедняку и геру оставляй это», мы можем сделать вывод: все эти пять запретов (НД 210-214) в равной степени обусловлены выполнением заповеди «Делай». И до тех пор, пока остается возможность выполнить предписывающую заповедь, нарушитель этих запретов, как мы уже упоминали, не карается бичеванием. Но как только нарушитель лишается возможности выполнить предписывающую заповедь, он подлежит наказанию.

И все время, пока остается возможность выполнить предписывающую заповедь, он не наказывается, даже если практически не выполняет ее, — до того момента, когда выполнение заповеди становится абсолютно невозможным. Только тогда окончательно выясняется, что он бесповоротно преступил запрет Торы и подлежит наказанию. Пойми это.

215-я заповедь — запрещение засевать поле одновременно разными видами семян (килаим). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Поля своего не засевай двумя родами семян» (Ваикра 19:19). Этот запрет действует только в Земле Израиля, и нарушитель, согласно закону Торы, карается бичеванием.

Вне Земли Израиля засевать поле разными видами семян разрешено.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Килаим (гл. 1-3 и 8).

216-я заповедь — запрещение высевать зерновые культуры, а также овощи, в винограднике. Такой тип запрещенной смеси называется килей акерем. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не засевай в своем винограднике семян злаков, а то запрещены будут и урожай посева, который посеешь ты, и плоды виноградника» (Дварим 22:9).

Разъясняется в Сифри: «Не засевай в твоем винограднике семян злаков» — зачем сказано об этом? Ведь уже написано: «Поля твоего не засевай двумя родами семян» (Ваикра 19:19), — и этим речением, вне сомнения, запрещено также засевать зерновые в винограднике. Но сказано отдельно: «Не засевай в твоем винограднике семян злаков», чтобы научить: тот, кто засевает в винограднике зерновые, преступает тем самым две заповеди «Не делай».

И знай, что согласно закону Торы, этот запрет действует только в Земле Израиля; и тот, кто нарушает его, карается бичеванием — но только в том случае, если одним броском одновременно он посеял семена пшеницы, ячменя и виноградную косточку.

Однако по постановлению мудрецов запрещено засевать килей акерем также и вне Земли Израиля; и тот, кто вне Земли Израиля высевает одним броском семена пшеницы, ячменя и виноградную косточку, карается бичеванием.

А тот, кто прививает один вид дерева к другому — как в Земле Израиля, так и вне ее, — карается бичеванием согласно закону Торы. Предостережение об этом включено в Его речение: «Поля своего не засевай двумя родами семян».

Законы, связанные с выполнением заповеди о килей акерем, также разъясняются в трактате Килаим (гл. 4 и 8).

217-я заповедь — запрещение скрещивать два вида животных. И об этом Его речение: «Скота своего не своди с иным видом» (Ваикра 19:19).

И тот, кто скрещивает два вида животных, карается бичеванием — но только в том случае, если он своей рукой ввел мужской орган животного в женский орган самки другого вида — пусть лишь на самую малость.

И ясно сказали мудрецы (Бава меция 91 а): «Если люди, вступившие в запретную связь, подлежат наказанию даже тогда, когда свидетели видели их в позе, обычной при интимной связи (но не видели саму близость), то те, кто скрещивают разные виды животных, подлежат наказанию только в том случае, если свидетели видели, как они вводили мужской орган одного животного в женский орган другого — хотя бы на самую малость».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Килаим.

218-я заповедь — запрещение использовать для работы разные виды животных вместе. И об этом Его речение: «Не паши на быке и осле вместе» (Дварим 22:10).

И тот, кто использовал разные виды животных для одной работы — например, для пахоты или молотьбы, или впряг их в одну упряжку, — карается бичеванием. Ведь в Торе сказано «вместе», чтобы запретить объединять разные виды для любой работы.

Согласно закону Торы, нарушитель запрета подлежит наказанию только в том случае, если одно из использованных им животных чистое, а другое — нечистое, как бык и осел, упомянутые в стихе. И тогда, если нарушитель использовал два таких животных для пахоты или для перемещения грузов, или в упряжке, он карается бичеванием.

Однако по постановлению мудрецов бичеванию подлежит каждый, кто использует два любых вида животных для совместной работы.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Килаим.

219-я заповедь — запрещение препятствовать рабочему скоту есть тот корм, с которым производится данная работа. Например, когда мы молотим с помощью быка или перевозим на нем сено, нам запрещено лишать его возможности есть в час работы. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Не заграждай рта быку, когда он молотит» (Дварим 25:4).

И разъясняется, что этот запрет касается не только быка, но и любого животного — просто Тора приводит характерный пример. И не только при молотьбе, но и при любой другой работе запрещено препятствовать скотине есть тот корм, с которым работа производится. И тот, кто препятствует, карается бичеванием, и даже если он препятствует только окриком.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Бава меция (886-93а).

Двести двадцатая заповедь — запрещение обрабатывать землю в субботний год (год шмиты). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «А в седьмой год — отдых, покой пусть будет для земли, шабат Ашема: поля своего не засевай» (Ваикра 25-А).

Нарушающий этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Швиит.

221-я заповедь — запрещение совершать в субботний год работы по уходу за плодовыми деревьями. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И виноградника своего не обрезай» (там же).

Нарушивший этот запрет также подлежит наказанию бичеванием.

В Сифре (Беар) говорится: «Посев зерновых и обрезание виноградной лозы уже были включены в более общий приказ Ашема, предписавшего «покой… для земли» в седьмой год. Почему же два этих вида работы названы отдельно? Чтобы сопоставить с ними все остальные: как запрещены эти два вида работы, связанные с обработкой земли и уходом за плодовыми деревьями, так запрещены все виды работ, связанные с обработкой земли и уходом за плодовыми деревьями.

Законы, касающиеся выполнения этой заповеди, разъяснены в трактате Швиит.

222-я заповедь — запрещение собирать урожай, выросший в субботнем году в результате самосева, тем же способом, как собирают урожай каждый год, поскольку, как мы упоминали, нам запрещено обрабатывать землю и выполнять любые сельскохозяйственные работы в этот год.

Плоды, которые вырастают в течение седьмого года в результате самосева, называются сфихин (прибавки), и, согласно закону Торы, их можно употреблять в пищу. Однако их запрещено собирать обычным способом. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай» (Ваикра 25:5). В этом речении не имеется в виду, что вообще запрещено собирать урожай — ведь уже сказано: «И да будет урожай субботнего года вам в пищу, тебе и твоему рабу, и твоей рабе, и твоему наемному рабочему, и поселенцу твоему, которые живут у тебя, и твоему скоту и зверям, которые на земле твоей, пусть будет весь урожай земли в пищу» (там же 25:6-7).

Но имеется в виду, что запрещено собирать урожай субботнего года так, как это делают в прочие годы. А нужно собирать так, как берут плоды, выросшие на ничейном поле — без специальных приготовлений и особых приспособлений.

223-я заповедь — запрещение собирать в субботний год урожай плодовых деревьев, как это делают каждый год. Но надо собирать плоды таким образом, как срывают их с бесхозных деревьев. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «…И винограда с охраняемых тобою лоз не снимай» (там же 25:5).

И объяснено (Сифра, Беар): «И винограда… не снимай» — так, как снимают обычно. Отсюда мы учим, что в субботний год не высушивают фиги на специально приспособленных для этого сушилках, а просто на пустыре; и не давят виноград в специальной давильне, а просто в корыте; и не толкут маслины в специальном давильном кувшине, а просто в маленькой ступке».

Законы, связанные с выполнением этой и предыдущей заповедей, разъясняются в трактате Швиит (8:6).

224-я заповедь — запрещение обрабатывать землю в йовель («юбилейный год». См. Д 136-138, 140). И об этом Его речение: «Йовелем пусть будет у вас этот пятидесятый год: не сейте…» (Ваикра 25:11). Это Его речение подобно речению, посвященному субботнему году: «…Поля своего не засевай» (Ваикра 25:4). Так же, как в субботний год, в йовель запрещено и обрабатывать землю, и совершать работы по уходу за плодовыми деревьями. Поэтому Писание использует по отношению к йовелю более общее выражение: «…Не сейте», (не упомянув слово «поле»), — чтобы распространить этот запрет и на обработку земли, и на уход за плодовыми деревьями.

Преступивший этот запрет тоже карается бичеванием.

225-я заповедь — запрещение собирать урожай, выросший в йовель в результате самосева, тем же способом, как собирают урожай каждый год. И этот запрет также подобен запрету, разъясненному нами относительно плодов субботнего года (НД 222).

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «…И не жните того, что само вырастет на земле» (Ваикра 25:11).

226-я заповедь — запрещение собирать в йовель урожай плодовых деревьев, тем же способом, как это делают каждый год. И об этом Его речение: «…И не снимай винограда с охраняемых лоз» (там же).

И это также подобно тому, что мы разъясняли относительно субботнего года (НД 223). Объясняется в Сифре (Беар): «Не жните… и не снимайте винограда» — как сказано по отношению к субботнему году, точно так же сказано и по отношению к йовелю». Т.е. законы, связанные с выполнением этих запретов в йовель и субботний год идентичны.

Все законы, связанные с субботним годом и йовелем, обязательны к выполнению только в Земле Израиля.

227-я заповедь — запрещение продавать земельные участки в Земле Израиля безвозвратно (Д 138). И об этом Его речение: «А земля не может быть продана навеки, ибо Моя земля; вы же пришельцы и поселенцы у Меня» (Ваикра 25:23).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Арахин (гл. 9).

228-я заповедь — запрещение продавать принадлежащие левитам поля для выгона. И об этом Его речение: «А поля для выгона при их городах не могут быть проданы, ибо это – их вечное владение» (Ваикра 25:34).

Ты знаешь, что в Торе указано (Бемидбар 35:2-3): «Повели сынам Израиля, чтобы дали они левитам из уделов владения своего города для жительства, и угодья вокруг этих городов дайте левитам. И будут города им для жительства, а угодья при них будут для скота их и для имущества их, и для всех их жизненных потребностей» (см. Д 183). Угодья отмеряются «от стены города снаружи на тысячу локтей кругом» (там же 35:4), а затем от этого рубежа отмеряются еще две тысячи локтей — для их полей и виноградников, как разъяснено в трактате Coma (276).

И левитам запрещено изменять эти границы, занимая угодья городскими постройками или отдавая территорию города под угодья, устраивая на выгонах сады или выделяя сады под выгоны. Мудрецы поясняют (Арахин 336), что в Его речении «…Не могут быть проданы» подразумевается и «не может быть изменено (их назначение)».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Арахин (336).

229-я заповедь — запрещение лишать левитов поддержки и уклоняться от предоставления им установленных даров во всей полноте. А необходимо обеспечивать их, чтобы они могли радоваться вместе со всеми евреями в праздники. И об этом Его речение: «Остерегайся, чтобы не лишать левита поддержки во все дни твои на твоей земле» (Дварим 12:19).

И сказано в Сифри (Реэ): «Остерегайся, чтобы…» — это заповедь «Не делай».

Двести тридцатая заповедь — запрещение взыскивать долги в субботний год; долговые обязательства должны быть полностью аннулированы (Д 141). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Отказ от долгов (шмита) заключается в том, чтобы каждый заимодавец… простил и не взыскивал с ближнего своего… » (Дварим 15:2).

Согласно Торе этот запрет действует только в Земле Израиля и только в период, когда законы иовеля и седьмого года имеют силу. Но мудрецы постановили, что взыскивать долги в субботний год запрещено в любой стране и в любую эпоху — все долги должны быть аннулированы.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Швиит.

231-я заповедь — запрещение отказывать в ссуде из-за того, что в субботний год долг будет аннулирован. Писание предостерегает от подобной мысли, говоря: «Остерегайся, чтобы не было в твоем сердце злого умысла и не подумал бы ты: «Приближается седьмой год, год прощения…», и чтобы не озлилось твое око на нищего брата твоего и ты не дал бы ему — он же возопит на тебя Ашему и будет на тебе грех» (Дварим 15:9).

И сказано в Сифри: «Остерегайся, чтобы…» — это заповедь «Не делай». Т.е. два этих слова, соединенные вместе, усиливают друг друга и указывают на то, что в данном речении содержится запрет Торы.

232-я заповедь — запрещение уклоняться от оказания материальной помощи и поддержки нашим неимущим братьям, в случае, когда нам известно их стесненное положение и когда мы располагаем средствами, чтобы поддержать их. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не ожесточи своего сердца и не сожми своей руки перед нищим братом твоим» (Дварим 15:7). Это запрет вести себя скаредно и уклоняться от предоставления материальной помощи нуждающимся.

233-я заповедь — запрещение отсылать с пустыми руками раба-еврея, выходящего на свободу по истечении шести лет работы. Но необходимо наградить его подарками (Д 196). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпускай его с пустыми руками» (Дварим 15:13).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, которая называется аанака (одаривание), разъясняются в первой главе трактата Кидушин (14б-17б).

234-я заповедь — запрещение требовать возврат долга, если заимодавцу известно, что должник не в состоянии его вернуть. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если ты ссужаешь деньгами Мой народ, бедняка, который с тобой, то не будь ему притеснителем» (Шмот 22:24).

В трактате Бава меция (756) сказано: «Откуда мы учим, что заимодавцу, которому известно, что должник не в состоянии возвратить деньги, запрещено напоминать ему о долге? Тора говорит: «Не будь ему притеснителем».

А в Мехильте поясняется: «Не будь ему притеснителем» — старайся не попадаться ему на глаза (чтобы даже своим видом не напоминать бедняку о долге, который он не в состоянии отдать).

И знай, что этот запрет распространяется и на того, кто требует возвращения долга с процентами; и тот, кто ссужает в долг под проценты, преступает также запрет Ашема, да будет Он превознесен: «Не будь ему притеснителем», как мы разъясним в дальнейшем (НД 237).

235-я заповедь — запрещение давать взаймы под проценты. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Серебра своего не давай ему в рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба» (Ваикра 25:37). Два этих запрета дополняют и усиливают друг друга, и ссужающий под проценты преступает оба запрета. Тем не менее это не две отдельные заповеди, ведь понятия «рост» и «лихва» равнозначны.

Сказано в трактате Бава меция (60б): «Не бывает «роста» без «лихвы» и не бывает «лихвы» без «роста». Почему же Писание употребляет оба этих выражения? Чтобы научить нас, что ссужающий под проценты преступает два запрета». И еще там сказано: «В Торе нет различия между «лихвой» и «ростом».

И там же (61а) поясняется: «Поскольку написано «Серебра своего не давай ему в рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба» — можно прочитать: «Серебра своего не давай ему в рост и за лихву» и можно прочитать «В рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба».

Таким образом, каждый ссужающий под проценты деньги или продукты преступает оба запрета — в дополнение к прочим запретам, обращенным к заимодавцу (НД 237).

Кроме того, данный запрет повторен в Торе в несколько иных выражениях. Писание говорит (Ваикра 25:36): «Не бери с него лихвы и роста». В трактате Бава меция (61 а) указывается, что этот запрет также относится к заимодавцу, но он служит лишь для усиления, как мы разъясняли в «9-ом принципе»

— это не иной запрет, но лишь повторение запрета ссужать деньги и продукты питания под проценты.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 5-ой главе трактата Бава меция.

236-я заповедь — запрещение брать в долг под проценты. Если бы не существовало запрета занимать под проценты, мы бы могли подумать, что ссужающий под проценты совершает грех, поскольку он наживается на должнике, но должник никакого проступка не совершает — ведь он всего лишь соглашается на то, чтобы на нем наживались. Это было бы подобно мошенничеству, когда преступление совершает только мошенник, но не тот, кого обманули. Но Писание обращается с особым запретом и к должнику — ему также запрещено участвовать в сделке, подразумевающей возвращение долга с процентами. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Не давай лихвы брату своему: ни лихвы серебра, ни лихвы съестного» (Дварим 23:20). Т.е. не бери взаймы под проценты.

И указано в трактате Бава меция (75б): «Должник преступает запрет «Не давай лихвы брату своему» и запрет «Перед слепым не клади препятствия» (Ваикра 19:14)», как мы разъясним, когда будем комментировать эту заповедь (НД 299).

237-я заповедь — запрещение способствовать заключению сделки, подразумевающей выплату долга с процентами. Запрещено быть поручителями и свидетелями такой ссуды, а также составлять договор о заключении подобной сделки. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не возложите на него лихвы» (Шмот 22:24).

И сказано в трактате Бава меция (75б): «Поручитель и свидетели преступают запрет «Не возложите на него лихвы». И там же разъяснено, что и софер (составитель договора) нарушает этот запрет. И хотя запрет обращен к пособникам такой сделки, он распространяется также и на заимодавца (поскольку он тоже способствует выдаче ссуды под проценты).

Таким образом, ссужающий под проценты преступает шесть запретов Торы. Первый — «Не будь ему притеснителем»

(Шмот 22:24. НД 234); второй — «Серебра своего не давай ему в рост» (Ваикра 25:37); третий — «И за лихву не ссужай ему своего хлеба» (там же); четвертый — «Не бери с него лихвы» (там же 25:36); пятый — «Не возложите на него лихвы» (Шмот 22:24); и шестой — «Перед слепым не клади препятствия» (Ваикра 19:14).

И там же (Бава меция 756) сказано: «И заимодавец, и должник, и поручитель, и свидетели, и составитель договора — все они преступают запреты Торы при заключении сделки о предоставлении ссуды под проценты. Преступаются запреты «Не давай ему в рост», «Не бери с него лихвы», «Не будь ему притеснителем», «Не возложите на него лихвы» и «Перед слепым не клади препятствия».

И вслед за этим разъясняет Абае (там же): «Заимодавец преступает все эти запреты, должник преступает запрет «Не давай лихвы брату твоему» (Дварим 23:20) и запрет «Перед слепым не клади препятствия», а поручитель и свидетели — запрет «Не возложите на него лихвы».

У заимодавца, который преступил эти запреты и дал в долг под проценты, изначально определив, какую именно лихву должен присовокупить должник, изымают эту лихву и возвращают должнику.

238-я заповедь — запрещение притеснять наемного работника, задерживая его заработную плату. И об этом речение Ашема: «Не притесняй ближнего своего… и не задерживай выплаты наемному работнику до утра» (Ваикра 19:13).

Что здесь имеется в виду? С нанятым на день расплачиваются до истечения следующей ночи, как сказано: «Не задерживай… до утра»; а с нанятым на ночь расплачиваются или в течение всей ночи, или в течение всего последующего дня — в любом случае, до захода солнца он должен получить свой заработок. И об этом Его речение: «В тот же день отдай его плату — прежде, чем зашло солнце» (Дварим 24:15).

И сказано в мишне (Бава меция 9:11): «С нанятым на день расплачиваются до истечения следующей ночи, а с нанятым на ночь расплачиваются до истечения следующего дня».

И это не две самостоятельные заповеди, но одна. И два этих запрета (запрет задерживать плату нанятому на день «до утра» и запрет задерживать плату нанятому на ночь до того, как «зашло солнце») дополняют друг друга, указывая крайние сроки выплаты.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (110б-113а). И там (111б) указано, что этот запрет действует только в отношении работника-еврея (ведь в стихе сказано «ближнего своего»), и тот, кто задерживает выплату такому работнику, преступает заповедь «Не делай». Но тот, кто задерживает выплату наемнику-нееврею, преступает только заповедь «Делай», выраженную в Его речении «В тот же день отдай его плату» (Д 200).

239-я заповедь — запрещение брать у должника залог силой.

Залог, гарантирующий возвращение долга, может быть получен только по решению суда и через судебного исполнителя. Но заимодавцу запрещено приходить в дом должника и брать залог против его воли. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Если ты ссужаешь ближнего своего… не входи в его дом, чтобы взять у него залог» (Дварим 24:10).

И сказано в мишне (Бава меция 9:13): «Заимодавец может получить залог только через суд, и ему запрещено входить в дом должника и брать залог, как написано: «Не входи в его дом, чтобы взять у него залог».

Нарушение этого запрета может быть исправлено выполнением заповеди «Делай» (Д 199) — и об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Верни, возврати ты ему залог» (Дварим 24:13). И разъясняется в последней главе трактата Макот (16а), что если заимодавец не возвратил должнику залог и заповедь «Делай» уже невозможно выполнить (например, залог испорчен или утерян) — нарушитель карается бичеванием и должен возвратить должнику стоимость залога.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (113а-116а).

Двести сороковая заповедь — запрещение заимодавцу удерживать у себя залог в час, когда он необходим должнику. Но он должен возвращать на день предметы, необходимые днем, и на ночь предметы, необходимые ночью, как написано в мишне (Бава меция 9:13): «Возвращай ему подушку на ночь, а на день — плуг».

Этот запрет содержится в Его речении, да будет Он превознесен: «Не ложись спать с залогом его» (Дварим 24:12). И объяснено в Сифри (Ки теце): «Не ложись спать, пока его залог у тебя» — но заимодавец обязан возвратить должнику то, без чего он не в состоянии обойтись из-за своей бедности, как разъяснено в Его речении: «Ведь это единственный покров его, одеяние его тела — в чем он будет спать?» (Шмот 22:25).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (113-114б).