Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Врата пятнадцатые. ВРАТА РАСТОРОПНОСТИ

ВРАТА РАСТОРОПНОСТИ

Расторопность /зризут/ — это великое достоинство в деле Учения и заповедей; также касается она благоустройства в этом мире. Это качество праведников, стараясь быть расторопными, праведники достигают совершенства в служении Создателю. И сказали мудрецы: «Расторопные стараются как можно раньше начать исполнение заповедей» (Псахим 4а). Вот смотри, что сказано об Аврааме, когда речь идет о жертвоприношении Ицхака: «И поднялся Авраам рано утром, и запряг» и так далее (Берешит 22; 3): ему было тяжко принести в жертву своего единственного сына, но он исполнял волю Всевышнего с расторопностью и встал рано утром. Кто исполняет свои обязанности с расторопностью, убедительно доказывает, что он любит своего Создателя; так раб, который любит своего господина, торопится, исполняя его волю и совершая свою работу. Расторопность зависит от человеческого сердца, ибо освобождая свое сердце от других мыслей и забот, человек сердцем избирает единственно важную мысль о единственно важной заботе, — вот когда он, несомненно, торопится. Так же поступал Авраам: он отвлекся от любви к сыну и думал о воле Создателя, и любовь к сыну истаяла пред любовью к воле Творца, благословен Он. Потому-то Авраам и поторопился встать рано, что его душа и мысли были прилеплены к великой любви к Создателю. Поэтому Всевышний обещал Аврааму в его потомках помнить о жертвоприношении Ицхака. Случается, что для любимого человек делает нечто трудное, но сердце его несогласно с этим. Но Авраам и Ицхак, оба по желанию сердца, исполняли волю Всевышнего. Ибо праотцы были на весьма высокой ступени праведности, и они оба прилепились ко Всевышнему в своем знании до того, как воссоединились с Ним великим единением. Ибо великим их намерением и великим стремлением было возгласить и оповестить весь мир о едином Создателе и обратить людей к любви к Нему. Исполняя служение Всевышнему и Его заповеди, праотцы как бы лишались своей телесной оболочки, и разум их стремился к любви к Создателю, Творцу мира. И потому они исполняли все расторопно.

И тебе следует знать, что качество расторопности есть начало всех достоинств. Не может человек постоянно и непрерывно сидеть за книгой, — ему нужно есть и пить и спать, и так далее. А потому требуется расторопность — быстро и скоро вернуться к книге и продолжать учиться. И да не думает человек, что день еще велик и год велик, мол, успеется, — ибо об этом сказали мудрецы: «Не говори «на досуге поучусь» — может, досуга не будет» (Авот 2; 5). И да не скажет человек: «Уже вечер, и если я начну учиться, придется сразу же начинать молитву». Потому что один час учения и даже одно слово важнее всего в мире. И об этом сказано: » Кто не слушает Тору, — и молитва его отвратительна» (Мишлей 28; 9) А также написано: «Лучше мне Тора Твоих уст, чем золото и серебро» (Теилим 119; 72), и написано: «Ибо лучше день в дворах Твоих, чем тысяча» (там же 84; 11). Всевышний сказал Давиду: «Один день, когда ты учишь Тору, приятнее Мне тысячи жертвоприношений /»ола.»/, которые Шломо, твой сын, принесет Мне на жертвенник» (Макот 10а). Сказал рабби Пинхас бен-Яир: «Расторопность ведет к чистоте, чистота ведет к отделению, отделение ведет к наивысшей духовной чистоте /таара/, таара ведет к святости, святость ведет к смирению, смирение ведет к боязни греха, боязнь греха ведет к благочестию, благочестие ведет к пророчеству, пророчество ведет к воскрешению мертвых, воскрешение мертвых ведет к Элияу а-нави, да будет помянут к добру» (Иер. Шкалим 3;3). Взгляни же, как велика сила расторопности, ведущая к стольким достоинствам! Да будет человек осторожным и расторопным в исполнении всех заповедей, да стремится к книге, дабы учиться с раннего утра до позднего вечера!

Качество расторопности украшает все достоинства, оно же все достоинства улучшает!

А теперь необходимо напомнить тебе о вещах, исполнять которые люди обычно ленятся. Если тебе нужно посмотреть что-нибудь в книге, принеси же книгу расторопно и так же расторопно ищи то, что тебе нужно найти. И будь расторопен пойти и спросить того, кто знает. Если бедный придет к тебе просить хлеба, не говори: «я не могу пойти принести тебе хлеба», — но быстро пойди и принеси. Если ты собираешься вымыть руки, а воды немного или она испорчена, или сосуд негоден, с трещиной, а ты голоден, — да не приведет тебя твой голод к желанию «облегчить себе жизнь»! — принеси же расторопно воду и сосуд, годные для мытья рук. Необходима особая расторопность, чтобы не сдерживаться по надобности, даже на минуту, дабы не преступить сказанное: «Не делайте себя отвратительными» (см. Макот 16б). Ибо кто не ходит вовремя по нужде, наводит на себя серьезные болезни. И потребны осторожность и расторопность содержать себя в чистоте, чтобы тело и одежды были чистыми, мыть ректум после отправления естественных надобностей, поскольку невозможно без воды вытереть как следует. И следует расторопным быть тому, кто справляет нужду ночью возле своей постели, чтобы встать и вымыть руки, затем пойти в чистое место, чтобы сказать благословение «Ашер яцар». Если хочешь пить, то встань и умой руки, и пойди в чистое место, и возьми воду, и произнеси благословение до и после питья. Если ты лежишь в постели и слышишь гром или видишь молнию, встань, умой руки и благослови.

И также потребна расторопность, чтобы встать рано утром, прогнать сон со своих век и отправиться учить Тору. И нужно расторопно удалиться от своих дурных мыслей, от зависти и ненависти и от мыслей о женщинах и склонить свои мысли по воле Всевышнего, — все это требует наивысшей расторопности. Если же настигнет сожаление — о смерти друга или о потере имущества, или о страдании, — весьма потребно пересилить себя расторопно: изгнать горе из своего сердца, дабы сердце было чистым, и направить свои мысли к любви ко Всевышнему. Следует уяснить себе, что суд и приговор Всевышнего справедливы, принять с любовью, стремиться к Учению, молитве и добрым делам и обратить все свои намерения во имя Всевышнего.

Надлежит человеку проверять себя, — какой проступок он совершает ежедневно, и поторопиться оградить себя, дабы остеречься и оберечься от того проступка. А также надлежит проверить себя: в исполнении какой именно заповеди слаб. И следует прежде всего понять, что привело его к этой слабости. Бездельник, например, пусть уяснит себе, что безделье происходит от пустых разговоров, и кто принимается за пустые разговоры, лишает себя Учения, молитвы и всяческого блага. Поэтому пусть расторопно избегает любителей пустой болтовни, пусть не водит с ними компанию, — и тем обретет лекарство от этой хвори. И так же пусть поступит со всеми своими дурными качествами: сначала постарается понять их основу и разрушить ее, — так он снимет со своих глаз тьму, застилающую свет его души. Для всего этого необходима расторопность, ибо если полениться выкорчевать дурные качества, они распространятся и расцветут в сердце настолько, что и невозможно будет от них избавиться.

И пусть расторопно ищет мира и стремится к нему, как сказано: «Ищи мира и стремись к нему» (Теилим 34; 15). И пусть расторопно ищет знания Учения и знания Создателя, как написано: «И будем стремиться познать Всевышнего» (Ошеа 6; 3). А также сказали мудрецы: «Переселись туда, где процветает изучение Торы» (Авот 4; 13). И да будет расторопен в поисках справедливости, как сказано: «К справедливости, к справедливости стремись» (Дварим 16; 20), и написано: «Слушайте меня, идущие за справедливостью, ищущие Всевышнего» (Ишая 51; 1). И следует расторопно переписывать книги, нужные для учения, а услышав или увидев нечто новое, расторопно записать, чтобы не забылось.

Сказал рабби Иеуда бен-Тейма: «Исполняя волю Отца небесного, будь дерзок, как леопард, и легок, как орел, быстр, как олень, и могуч, как лев» (Авот 5; 20). Взгляни же, как мудрецы наставляли быть легкими, быстрыми и могучими, исполняя заповеди! И сказал Давид: «Спешил я и не медлил хранить заповеди Твои» (Теилим 119; 60). И также толковали мудрецы — «Храните мацот» (Шмот 12; 17) — не читай «мацот», но читай «мицвот» /заповеди/: если выпадает тебе исполнить заповедь, «не заквашивай» ее, но исполняй тотчас (Мехильта).

Легкость, расторопность и мощь необходимы также, чтобы бороться со злодеями. Быть храбрым, подобно Моше, который сказал: «Вооружитесь мечами» (Шмот 32; 27), и подобно Пинхасу, о котором сказано: «И увидел это Пинхас бен-Элазар, бен-Аарон, а-коэн, и встал он из общины, и взял копье в руку свою» (Бамидбар 25; 7). Старайся же расторопно покидать компанию злодеев, чтобы не быть с ними в совете и согласии.

Но более всего потребна расторопность на пути возвращения ко Всевышнему. Будь расторопен и не медли на путях раскаяния, и да не будешь ты даже минуту злодеем пред Всевышним. Взгляни, как слуги царей и вельмож расторопны в исполнении своих обязанностей, в своей службе! Тем более следует расторопно исполнять служение Царю царей над царями, Пресвятому, благословен Он!

Хотя расторопность хороша сама по себе, следует все же уберечься от излишней торопливости в своем служении. Ибо скачущий быстро может упасть. И бегущий излишне быстро тоже падает. При исправлении дела нельзя торопиться, все дела исправляются не торопясь. А также сказали мудрецы: «Не торопитесь, когда судите» (Авот 1; 1). Расторопность состоит в том, чтобы сердце бодрствовало, мысль была восприимчива и члены легки, исполняя дело, а торопиться не следует ни в чем. Все эти вопросы требуют большой мудрости и разумения, когда следует торопиться и когда медлить.

И хотя качество расторопности весьма хорошо, не будь расторопным, гонясь за исполнением своих желаний и удовлетворением своих страстей, не гонись за дурными поступками. Ибо как расторопность в делах Торы приводит человека к высшему достоинству, так же расторопность в преступлениях приводит человека в преисподнюю. И так же, как необходима расторопность в делах Торы, нужна расторопность в делах житейских, расторопность в своем ремесле. Того, кто делает свое дело расторопно, ожидает большой успех.

Поэтому, человек, будь расторопен в делах обоих миров! Расторопно делай работу своего ремесла, которая есть надобность этого мира, чтобы скорее освободиться для работы духовной, для служения Всевышнему.