Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

161. Последние прокураторы

161. ПОСЛЕДНИЕ ПРОКУРАТОРЫ

АГРИППА II

С преждевременной смертью царя Агриппы пришли к концу его благородные попытки всесторонней реорганизадии политической и религиозной жизни в еврейском государстве. Не было больше никого, кто мог бы продолжать там, где Агриппа остановился. Его сыну Агриппе II было всего семнадцать лет, когда отец его умер. Он был в это время в Риме, где он воспитывался среди сыновей римских правителей. Несмотря на свою дружбу с обоими – с отцом и с сыном – император Клавдий дал себя убедить своими советниками, что не следует разрешить молодому Агриппе унаследовать трон Иудеи. Вместо этого Иудея была присоединена к провинции Сирии, и к великому несчастью евреев, она вновь была отдана под контроль римского прокуратора.

Молодому Агриппе предоставили часть ливанского района, названного Халцис, которым когда-то управлял его прадед Ирод. Через три года после этого ему отдали весь район, известный сейчас как Трансиордания, и затем предоставили в его распоряжение полосы территории внутри Иудеи, так что он мог все еще считаться царем над частью Иудеи. Агриппа доказал свою симпатию к еврейскому народу в течение первых нескольких лет жестокого правления прокураторов тем, что он беседовал об этом с императором, когда он был еще в Риме. Однако его образ мышления и все его поведение были целиком римскими. (Позже, находясь в окружении Тита, он принял участие в праздновании победы этого полководца над еврейской армией). Агриппа II мало унаследовал от еврейского сердца и еврейских чувств своего отца.

Хотя император Клавдий не предоставил прокураторам прав назначать первосвященников, прокураторы старались и в этом отношении лишить евреев последних остатков их религиозной независимости. Только благодаря вмешательству молодого Агриппы, хлопотавшего перед Клавдием, были эти права евреев спасены. Но у тех, которые занимали должности прокураторов, никогда не хватало достаточно понимания и симпатии к еврейскому народу. Они делали все, что только могли, чтобы лишить евреев всяких прав и пользовались любым случаем, чтобы оскорблять их религиозные чувства, тем самым подстрекая их к открытому сопротивлению римскому владычеству. Это как раз и нужно было прокураторам, потому что это вело к поголовному истреблению евреев.

Такой случай, приведший к страшной катастрофе, имел место при правлении бесчеловечного прокуратора Кумана. Тысячи евреев собрались в битком набитых паломниками передних помещениях Святого Храма для справления праздника Песах. Римский воин упорно прокладывал себе дорогу ко входу в это святое место и его поведение было так неприлично, что оно вызвало ярость евреев, и они потребовали от Кумана строго наказать нахального воина. Прокуратор не только не обратил внимание на их требование, но делал со своей стороны все возможное, чтобы еще больше вывести из себя собравшихся здесь евреев. И как только он смог найти придирку, он вызвал свои вооруженные легионы, чтобы напасть на евреев. Кончилось это тем, что многие тысячи беззащитных, несчастных людей были убиты, искалечены или затоптаны насмерть.

Евреи увидели, что законные мероприятия для предупреждения таких несчастных случаев бесполезны. Поэтому многие из них организовались и образовали подпольные группы для борьбы с римлянами, где только возможно. Некоторые из них обернулись против тех евреев, которые их не поддерживали; это были зелоты, действия которых причинили еврейскому народу много горя. Это оправдывало в глазах римлян их попытку истребить всю еврейскую общину, изводить евреев обысками в домах и погубить их достояние. Римляне делали все, что могли, чтобы подорвать дух еврейского народа. Только раз удалось евреям добиться наказания самими властями римского воина, осквернившего святую Софер Тору. Этот хулитель вошел в синагогу и на глазах у всех взял Софер Тору и начал рвать ее на куски. Разъяренные евреи напали на него, притащили к Куману и потребовали его казни за постыдный поступок. Это был единственный случай, когда прокуратор решил успокоить оскорбленных в своих религиозных чувствах евреев, и воин был казнен.

СЛУЧАЙ С САМАРИТЯНАМИ

Односторонность и необъективность Кумана достигла высшей точки, когда разразились междоусобицы среди самаритян и евреев. Самаритяне никогда не скрывали своих враждебных чувств к еврейскому народу и всегда были рады пристать к каждому, кто был против евреев. Теперь, когда евреи оказались в таком беспомощном положении, самаритяне часто грабили и убивали евреев на дорогах между Галилеей и Иерусалимом. Евреи требовали защиты для себя и наказания обидчиков. Но подкупленные богатыми взятками прокураторы ничего не делали для выполнения этого законного требования. Поэтому гнев возмущенных евреев достиг такой степени, что это вынудило их послать собственные вооруженные отряды в Самарию, в результате чего было убито много враждебного им народа. Это дало Куману давно ожидаемый им повод к расправе над евреями. Он приказал своим войскам схватить евреев, осмелившихся взять закон в свои руки, и вместе с тысячами евреев, никакого отношения не имевших к этим событиям, казнить без разбора. Тогда руководители еврейского народа принесли свой протест римскому наместнику в Сирии. Ответом было еще больше убийств и распятий на крестах. Тогда евреи обратились прямо в Рим с жалобой императору Клавдию. Самаритяне тоже послали туда своих представителей. С помощью молодого Агриппы еврейская делегация выиграла дело. Император издал вердикт в пользу евреев; делегация самаритян была казнена, а жестокий прокуратор Куман, проливший столько невинной крови евреев, был сослан.

Вначале казалось, что судьба евреев как будто повернулась к лучшему. Но с прибытием нового прокуратора стало ясно, что у евреев нет причины радоваться. Новым прокуратором был Феликс, родственник Агриппы II и один из наиболее жестоких и бесчестных из всех чиновников, посланных в какую либо провинцию римской империи. Этот прокуратор вошел в союз с бандами убийц и грабителей, известными под названием «сикариев» (кинжалоносцы), которые порвали с моралью еврейского народа. Феликс нанимал людей, чтобы убрать своих противников. Даже слабохарактерный первосвященник Ионатан, который был весь к услугам назначившего его на его пост Феликса, не был пощажен. Он был убит по приказу прокуратора за то, что осмелился порицать его поведение.

ЗЕЛОТЫ (РЕВНИТЕЛИ)

Преступные действия Феликса уничтожили последние остатки самоконтроля среди еврейского населения. Во все увеличивающемся числе оно присоединялось к движению зелотов, которые открыто готовились к борьбе с римлянами. Напрасно старались более разумные элементы, особенно еврейские мудрецы, отговорить народ от применения силы и насилия. Все больше и больше молодых евреев скиталось по горам и лесам, мстя за насилия и убийства еще большим насилием и убийствами. Римляне, политикой которых в Иудее было сопровоцировать народ на открытое восстание с тем, чтобы уничтожить Иудею раз и навсегда, с радостью видели как их план начинает осуществляться.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Кто были прокураторы? (Стр. 201).

2. Как сказалось правление прокураторов на Синедрионе? (Стр. 202).

3. Как отразилось это правление на методе назначения первосвященника? (Стр 202).

4. Опишите положение евреев под Понтием Пилатом (Стр. 203).

5. Какому декрету Калигулы воспротивлялись евреи самым решительным образом с риском для их жизни? (Стр. 207).

6. Кто такой Агриппа? (Стр. 208).

7. При каких обстоятельствах стал Агриппа царем? (Стр. 208).

8. «Агриппа, ты брат наш!». Объясните. (Стр. 210).

9. Что вы знаете об Агриппе? (Стр. 210).

10. Какие печальные случаи имели место под правлением Кумана? (Стр. 212).

11. Кто были зелоты? (Стр. 215).

12. Каким образом действия зелотов оказались на руку римлянам? (Стр. 215).