Куда идет современная религия? Есть два полюса: один полюс - свести религию чисто к "ритуалу" (мистике, иррациональному и т.д.). Другой полюс - свести религию к чисто социальной функции и морали.
19 век это был век проповеди "морали пророков", как сути иудаизма. Но как бы тогда непонятно, зачем вообще нужен иудаизм сегодня? Он исполнил свою историческую миссию, и хватит. Сегодня есть европейская мораль, и иудаизму нечего добавить к ней.
Зверства гитлеризма убедили мир в том, что проповедь морали актуальна и необходима.
Дальше задается вопрос: каким должен стать этот "новый" иудаизм? Мистика или мораль, что важнее?
Левинас пишет:
"Возможно ли обновление иудаизма под знаком Иррационального, Мистического, Сакраментального?... Каким новым светом начинает сверкать в наших глазах морализм XIX века, несмотря на всю его наивность! По крайней мере, у него была одна заслуга: он стремился интерпретировать иудаизм как религию духа.
Существенный момент, даже если на взгляд молодежи, очарованной мифами и таинствами, этот морализм безжизнен и лишен всякого специфически религиозного содержания."
Далее обсуждается тема духовности и насилия:
"Следовательно, насильственным будет любое действие, которое мы претерпеваем в каждый из его моментов, не соучаствуя в нем.
В этом смысле почти всякая причинность насильственна: изготовление вещи, удовлетворение потребности, желание и даже познание предмета. Насильственны борьба и война, где выведываются предательские слабые места другого человека. Но в значительной мере насилие присутствует также в поэтическом бреде и восторге, когда мы просто предоставляем наши уста музе, чтобы она ими говорила; в страхе и трепете, когда Священное исторгает нас из самих себя; в страсти, даже любовной, исподтишка ранящей нас коварной стрелой."
Другими словами, насилие практически неизбежно. Есть ли, тем не менее выход?
Ответ Левинаса: есть разум и есть язык. Они способны сопротивляться насилию:
"Возможна ли причинность без насилия? Возможно ли принимать, не будучи затронутым? Пусть мистики успокоятся: ничто не способно шокировать разум. Он сотрудничает во всем, что уразумевает. Язык действует, не претерпевая, даже когда выступает носителем порядка. Разум и язык внеположны насилию."
Далее утверждается, что обращение к бессознательному (мистическому) неизбежно связано с насилием:
"Вторжение бессознательного и, как следствие, страхов и экста-зов, питающихся бессознательным, — обращение к магическому действию таинств — всё это восходит к насилию. "
(до сих пор урок по первой половине статьи "По ту сторону патетики").
Уроки по книге "Трудная свобода": Левинас - Трудная свобода
*
Уроки по Левинасу: Эмануэль Левинас
*
Уроки по "нетривиальному иудаизму" онлайн.
Наш канал на телеграме: https://t.me/chassidus_ru
Моя страница в ФБ: https://www.facebook.com/itzik.roytman/
Моя страница в ВК: https://vk.com/id42925391
Помочь проекту:
Paypal: https://www.paypal.com/donate/?hosted_button_id=4EMZZX6JFHEX4
или Patreon: https://www.patreon.com/chassidus