Параллельный текст на русском и иврите

Шаар а-йихуд гл. 10

С Б-жьей помощью

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Но все же, так как "Тора говорит языком людей"[1], "чтобы ухо слышало то, что человек в силах понять"[2], мудрецам истины дозволено говорить о сфирот, пользуясь сравнением. И они назвали их "светами", чтобы с помощью такого сравнения мы поняли отчасти суть единства Всевышнего, благословен Он, и Его атрибутов. В этом сравнении оно подобно единству света Солнца в теле солнечного шара с самим телом Солнца, который назван "светилом", как написано: "Большое светило и т. д."[3]. А свечение и блеск, распространяющийся от него и светящий, называется "светом", как написано: "И назвал Б-r свет днем"[4]. А когда свет в источнике своем, в теле Солнца, он един с ним совершенным единством, ибо там только одна сущность - тело светящего светила. Свечение и свет там - единая сущность с телом светящего светила и совершенно не имеет особого существования. Точно таким же образом - и еще того более - [едины] атрибуты Всевышнего, благословен Он, и Его желание и Его мудрость в мире Ацилут с Его сутью и сущностью, так сказать, облекающейся в них и соединяющейся с ними совершенным единством, ибо они от Него, благословенного, продолжены и эманированы, как, например, распространение света от Солнца, но не вполне таким же образом, а неким удаленным от нашего познания и превышающим его, ибо "пути Его выше наших путей"[5].

И все же, "чтобы ухо слышало то, что человек в силах понять", вслушаемся и рассмотрим сравнение о свете Солнца, который един со своим источником, и в нем не существует, и именем своим сам по себе [там] совсем не называется, а есть только имя источника. Так атрибуты Всевышнего, благословен Он, и Его желание и Его мудрость определяются и называются так только по отношению к сотворенным, верхним и нижним, так как их возникновение, их жизненная сила и управление ими, [то есть то], что Всевышний, благословен Он, их создает, оживляет и управляет ими, [происходит] посредством Его желания, мудрости, понимания и знания, облекающихся в Его святые атрибуты, как сказано в мидраше[6]: Десятью сущностями создан мир: мудростью, разумением и знанием... как написано: "Б-г мудростью основал землю, утвердил небеса разумением, и знанием Его разверзлись бездны и т. д."[7]. И как сказал [пророк] Элиягу: "Ты вывел десять тикуним [одеяний], которые мы называем сфирот[8], чтобы управлять через них скрытыми мирами, которые не раскрываются, и мирами, которые явлены, а Ты скрываешься в них"[9].

Например, в первый из шести дней творения проявился атрибут доброты [Хесед], включающий в себя все святые атрибуты[10] Всевышнего, и Его желание, мудрость, понимание, знание были в нем облечены. И Он создал им свет речением: "Да будет свет"[11], а это -распространение света и привлечение его сверху в мир, и его распространение в мире из конца в конец, и это [сотворение света] - категория Хесед, и лишь потому, что в нее включена также и Гвура, свет этот не был духовного порядка, точно таким же, как свет в верхних мирах. И еще: он облекся в этот мир, конечный и ограниченный - ведь написано: "Пятьсот лет пешего пути от земли до неба и с востока на запад"[12]. И подобным образом во второй день проявился атрибут силы [Гвура], включающий в себя все остальные атрибуты и Его желание и т. д., и Он создал им небосвод речением: "Да будет твердь небесная посреди вод и да отделит воды от вод"[13]. И это [разделение вод] - Цимцум и ограничивающие силы, чтобы скрыть верхние духовные воды от нижних вод, дабы таким образом, отделившись от верхних вод, нижние воды материализовались. И в него [в атрибут силы] включен атрибут доброты, ибо "мир добротою строится"[14], ибо все это [разделение вод] для того, чтобы появилась суша, а на ней и человек для служения Всевышнему. И так ьсе [остальные атрибуты Всевышнего, благословен Он, проявились соответственно в каждом из дней творения]. И сказал о том [пророк] Элиягу в книге "Тикуним", там же: "Чтобы показать, как миром правят праведность и справедливость... праведность - это суд, а справедливость -милосердие... все [проявление атрибутов] для того, чтобы показать, какими путями ведется мир, но не потому, что у Тебя постижимая праведность, то есть суд, или постижимая справедливость, то есть милосердие, и [также] все прочие атрибуты".

К главе десятой

[1] Брахот, 316.

[2] Мехильта, Итро, 19:18; Мидраш Танхума, Итро, 13.

[3] Брейшит, 1:16.

[4] Брейшит, 1:5.

[5] Йешаягу, 55:9.

[6] Хагига, 12а; Ялкут Шимони, Мишлей, 3.

[7] Мишлей, 3:19,20.

[8] Сфирот называются одеяниями, потому что они облекают и скрывают Б-жественную сущность.

[9] Введение к книге Тикуней Зогар.

[10] Каждый атрибут включает в себя все остальные, а его название указывает на доминирующее качество.

[11] Брейшит, 1:3.

[12] Хагига, 13а.

[13] Брейшит, 1:6.

[14] Тегилим, 89:3.

פרק י

אך מכל מקום הואיל ודברה תורה כלשון בני אדם לשכך את האזן מה שהיא יכולה לשמוע לכך ניתן רשות לחכמי האמת לדבר בספירות בדרך משל וקראו אותן אורות כדי שעל ידי המשל הזה יובן לנו קצת ענין היחוד של הקדוש ב"ה ומדותיו שהוא בדרך משל כעין יחוד אור השמש שבתוך גוף כדור השמש עם גוף השמש שנקרא מאור כמ"ש את המאור הגדול וגו' והזיו והניצוץ המתפשט ומאיר ממנו נקרא אור כמ"ש ויקרא אלהים לאור יום וכשהאור הוא במקורו בגוף השמש הוא מיוחד עמו בתכלית היחוד כי אין שם רק עצם אחד שהוא גוף המאור המאיר כי הזיו והאור שם עצם אחד ממש עם גוף המאור המאיר ואין לו שום מציאות כלל בפני עצמו וכדברים האלה ממש ויותר מזה הן מדותיו של הקב"ה ורצונו וחכמתו בעולם האצילות עם מהותו ועצמותו כביכול המתלבש בתוכם ומתייחד עמהם בתכלית היחוד מאחר שנמשכו ונאצלו מאתו ית' ע"ד משל כדרך התפשטות האור מהשמש אך לא ממש בדרך זה רק בדרך רחוקה ונפלאה מהשגתינו כי גבהו דרכיו מדרכינו ומ"מ לשכך האזן נשמע ונתבונן ממשל אור השמש המיוחד ובטל במקורו ואינו עולה בשם כלל בפ"ע רק שם המקור לבדו כך כל מדותיו של הקדוש ב"ה ורצונו וחכמתו אינן עולות ונקראות בשמות אלו כלל אלא לגבי הנבראים עליונים ותחתונים שהווייתם וחיותם והנהגתם שהקב"ה מהוה ומחיה אותם ומנהיגם הוא ברצונו וחכמתו ובינתו ודעתו המתלבשות במדותיו הקדושות כדאיתא במדרש בעשרה דברים נברא העולם בחכמה בתבונה ובדעת וכו' דכתיב ה' בחכמה יסד ארץ כונן שמים בתבונה בדעתו תהומות נבקעו וגו' וכמאמר אליהו דאפיקת עשר תיקונין וקרינן להון עשר ספירן לאנהגא בהון עלמין סתימין דלא אתגליין ועלמין דאתגליין ובהון אתכסיאת כו' עד"מ ביום ראשון מששת ימי בראשית נגלית מדת החסד כלולה מכל מדותיו הקדושות ורצונו וחכמתו ובינתו ודעתו מלובשין בה וברא בה את האור במאמר יהי אור שהיא בחי' התפשטות והמשכת האור לעולם מלמעלה והתפשטותו בעולם מסוף העולם עד סופו שהיא בחי' מדת חסד רק מפני שכלולה גם ממדת גבורה לכן לא היה רוחני כאור של מעלה ממש וגם נתלבש בעה"ז שהוא בבחי' גבול ותכלית שהוא מהלך ת"ק שנה מהארץ לרקיע וממזרח למערב וכן ביום שני נגלית מדת גבורה כלולה משאר מדות ורצונו כו' וברא בה הרקיע במאמר יהי רקיע בתוך המים ויהי מבדיל בין מים למים שהיא בחי' צמצום וגבורות להעלים מים העליונים הרוחניים ממים התחתונים ועל ידי זה נתגשמו התחתונים בהבדלם מהעליונים ומדת חסד כלולה בה כי עולם חסד יבנה שהכל כדי שתראה היבשה ואדם עליה לעבוד ה' וכן כולן וז"ש אליהו בתיקונים שם לאחזאה איך אתנהיג עלמא בצדק ומשפט כו' צדק איהו דין משפט איהו רחמי כו' כולא לאחזאה איך אתנהיג עלמא אבל לאו דאית לך צדק ידיעא דאיהו דין ולא משפט ידיעא דאיהו רחמי ולאו מכל אינון מדות כלל:

Запись опубликована в рубрике: .