Рав Адин всегда приветствовал критическое мышление

Рав Адин всегда приветствовал критическое мышление. Он очень ценил людей широких горизонтов, которые смотрят на жизненные проблемы широким образом, глубоким, имеют наглость говорить о том, что они думают. Примерно как мы вчера обсуждали.

В течение многих лет он воспитывал нас думать, не вгонять себя в какие-то рамки мышления, вне рамок того или иного сектора религиозного или светского и вне рамок каких-то наших изначальных предположений.

Уберите все и начните думать. Поэтому он поддерживал нас учиться в академических учреждениях, т.е. получать академическую степень. Хотя он прекрасно понимал, что в академии учат не совсем кошерные вещи, и, тем не менее, он говорит: идите учиться туда, чтобы у вас был ответ на то, что там вам скажут.

Йоэл где-то рассказывает о том, что у него когда-то был вопрос идти ли учиться в какую-то академию, и рав сказал: «Да, иди, конечно, а в чем проблема? Там тебе объяснят, что Тора – это на самом деле VIII век. Беседер. Подумай, что на это ответить». И дальше Йоэл рассказывает:

«В первые годы моей учебы в университете я чувствовал, что это критическое мышление, особенно, в области философии и социологии, - это понимается мне в горле и душит меня. Когда я уже совсем запутался, я решил пойти у раву поговорить. Я знал, что он сам разбирается в этих вопросах глубоко и также знает, знаком лично с некоторыми выдающимися интеллектуалами, которые развивают эти области, как Сартр, Фуко. И при этом, как говорится, его позиция остается ясной и четкой. И в одной из поездок я спросил, может ли он мне что-то сказать конкретно для моей ситуации. Я вел машину, он говорил.

«Я тебе расскажу историю, - он говорит, - она очень короткая и очень практичная.

Рассказывают, что Шломо Мелех напечатал книгу «Мишлей» и там написано: «Дурак верит всему».

Говорят, что когда Шломо Мелех печатал книгу «Мишли» и написал, что дурак верит всему, что ему скажу, то все дураки задрожали. Сейчас все узнают, что они верят всему, что им говорят, и сейчас начнут, как говорится, использовать это. И они собрали конгресс, всемирный конгресс типшим, дураков, и там было принято решение, чтобы не было никакого сомнения, что дурак теперь не будет верить ничему, что ему говорят».

Рав Адин усмехнулся и сказал: «И так они ходят по миру и не верят ни во что».

Если Шломо Мелех говорит, что дурак верит всему, сегодня дурак заявляет: «Я не верю ничему». И если ты время от времени встречаешь такого одного или двух, или пятеро, которые ничему не верят, ты можешь быть уверен, что они участники этого конгресса».

«Ты понимаешься, - он сказал. И тогда он продолжил: - Это правда, что тот, кто верит всему, он дурак, но не верить ничему – это еще большая глупость. И поэтому критичность, которая не различает ничего, это та же самая вера дурака».

Т.е. критика – это тоже некоторый инструмент, которым надо уметь пользоваться.

Запись опубликована в рубрике: .