Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рав Адин всегда приветствовал критическое мышление

Рав Адин всегда приветствовал критическое мышление. Он очень ценил людей широких горизонтов, которые смотрят на жизненные проблемы широким образом, глубоким, имеют наглость говорить о том, что они думают. Примерно как мы вчера обсуждали.

В течение многих лет он воспитывал нас думать, не вгонять себя в какие-то рамки мышления, вне рамок того или иного сектора религиозного или светского и вне рамок каких-то наших изначальных предположений.

Уберите все и начните думать. Поэтому он поддерживал нас учиться в академических учреждениях, т.е. получать академическую степень. Хотя он прекрасно понимал, что в академии учат не совсем кошерные вещи, и, тем не менее, он говорит: идите учиться туда, чтобы у вас был ответ на то, что там вам скажут.

Йоэл где-то рассказывает о том, что у него когда-то был вопрос идти ли учиться в какую-то академию, и рав сказал: «Да, иди, конечно, а в чем проблема? Там тебе объяснят, что Тора – это на самом деле VIII век. Беседер. Подумай, что на это ответить». И дальше Йоэл рассказывает:

«В первые годы моей учебы в университете я чувствовал, что это критическое мышление, особенно, в области философии и социологии, — это понимается мне в горле и душит меня. Когда я уже совсем запутался, я решил пойти у раву поговорить. Я знал, что он сам разбирается в этих вопросах глубоко и также знает, знаком лично с некоторыми выдающимися интеллектуалами, которые развивают эти области, как Сартр, Фуко. И при этом, как говорится, его позиция остается ясной и четкой. И в одной из поездок я спросил, может ли он мне что-то сказать конкретно для моей ситуации. Я вел машину, он говорил.

«Я тебе расскажу историю, — он говорит, — она очень короткая и очень практичная.

Рассказывают, что Шломо Мелех напечатал книгу «Мишлей» и там написано: «Дурак верит всему».

Говорят, что когда Шломо Мелех печатал книгу «Мишли» и написал, что дурак верит всему, что ему скажу, то все дураки задрожали. Сейчас все узнают, что они верят всему, что им говорят, и сейчас начнут, как говорится, использовать это. И они собрали конгресс, всемирный конгресс типшим, дураков, и там было принято решение, чтобы не было никакого сомнения, что дурак теперь не будет верить ничему, что ему говорят».

Рав Адин усмехнулся и сказал: «И так они ходят по миру и не верят ни во что».

Если Шломо Мелех говорит, что дурак верит всему, сегодня дурак заявляет: «Я не верю ничему». И если ты время от времени встречаешь такого одного или двух, или пятеро, которые ничему не верят, ты можешь быть уверен, что они участники этого конгресса».

«Ты понимаешься, — он сказал. И тогда он продолжил: — Это правда, что тот, кто верит всему, он дурак, но не верить ничему – это еще большая глупость. И поэтому критичность, которая не различает ничего, это та же самая вера дурака».

Т.е. критика – это тоже некоторый инструмент, которым надо уметь пользоваться.