Квадратура круга: кто прав – Штейнзальц, Шагар, рав Гинзбург? Так я и не решил То, что Штейнзальц и Шагар правы – в этом нет сомнений, а вот насчет рава Гинзбурга у меня есть сомнения. Тов. Оставим это на лучшие времена.
У меня тут открыта книжка «Введение в каббалу», и мы почитаем ее. Самое лучшее – это теория, с практикой начинаются проблемы.
Цимцум в малхут.
Речь идет про три цимцума. Мы разобрали два цимцума на прошлых занятиях, сейчас дошли до третьего цимцума. Т.е. хотя вообще говорится, что есть цимцум общий, но потом выясняется, что «сократил свет в средней точке», так написано. Потом выясняется, что эта средняя точка не одна, а три – кэтэр, тиферет, малхут. И вот здесь они разбирают все эти цимцумим, и мы дошли до последнего, который называется «цимцум в малхуте». Что такое «цимцум в малхуте»? Молчание, замолчавшие уста.
Он говорит: цимцум в малхуте – это неспособность говорить. Мне нравится это выражение, потому что буквально сегодня я задал кому-то вопрос: «Если человек в суде признается в каком-то преступлении, которое он не совершал, то что будет дальше?»
Понятно, да? Его посадят за несовершенное преступление, и он будет сидеть долго. У нас тут в Израиле довольно скандальная история, что уже, наверное, лет 15 он сидит. Из него выбили признание, что он убил какую-то девчонку, и все эти годы доказывают, что на самом деле это вообще не он. Прокуратура говорит: «Но он же признался, пусть сидит». Вот сейчас очередной пересмотр дела и очередной ответ прокуратуры: «Признался – пусть сидит».
Так я задал вопрос: «А есть ли логика в том, что мы в Йом Кипур признаемся в каких-то преступлениях, которые мы не совершали? Когда мы говорим: ашамну, багадну, газальну, там по всем буквам алфавита. Есть в этом логика?» Спросил несколько человек в синагоге. На меня так смотрят: «Ну да, но это можно понять в духовном смысле, еще в каком-то смысле».
Я говорю: «Ну хорошо, переход светофора на красный свет не равен автомобильной аварии. Признайся в том, что перешел на красный свет. Какая логика признавать, что ты сделал аварию?» Ничто мне ничего не сказал.
А может, это цимцум в малхуте? Т.е., может быть, это неспособность говорить? Песах – это же тоже, так сказать, «пе сах», говорящие уста, когда человек способен внятно произнести, артикулировать свои претензии ко Всевышнему, и с этого начинается геула.
Нет?
Большинство из нас не убивали, не насиловали, не изменяли, и мы повторяем это 5 раз подряд в течение Йом Кипура и надеемся, что это очистит наши души. Какая в этом логика? Я говорю даже не об этом. Я говорю о том, что способность артикулировать эту проблему – это уже некоторый этап. Я все равно пойду в синагогу и буду бормотать все эти слова. Но если у меня в кармане будет фига, то, может быть, это лучше. Странная ассоциация.