Читал в Кипур "Орот аТшува" рава Кука. Обратил внимание на два момента. В самом начале рав Кук говорит - что первая тшува это "природная" тшува. В природной тшуве рав Кук выделяет два аспекта
- физический.
- духовный Физической природной тшувой рав Кук называет "преступления против законов природы". Т.е., человек который ест что попало, не заботится о своем здоровье, не занимается никакой физической активностью - по раву Куку это "преступление против природы", ослабляющие "энергию жизни" человека, и "тшува" на это - возвращение к законам природы. Духовной природной тшувой рав Кук называет преступления против морали и совести.
Только после этого приходит "религиозная тшува" - о которой говорят пророки.
Третий, высший этап тшувы, рав Кук называет "тшува сихлит", "разумная тшува", но из контекста совершенно ясно, что речь идет о "тшува илаа", высшей тшуве, связанной с "алма дэхейру" - миром свободы, т.е., миром Бина ("мир разума")
Так или иначе все начинается с "природной тшувы" - вернуться к законам природы.
В гл. 15 п. 10 рав Кук говорит что первая тшува - это "вернуться к самому себе", к корню собственной души. Более того, по словам рава Кука, религиозная тшува, если ей не предшествует "возвращение к себе" - это "самообман"