Читал в Кипур "Орот аТшува" рава Кука
Читал в Кипур «Орот аТшува» рава Кука.
Обратил внимание на два момента.
В самом начале рав Кук говорит — что первая тшува это «природная» тшува.
В природной тшуве рав Кук выделяет два аспекта
— физический.
— духовный
Физической природной тшувой рав Кук называет «преступления против законов природы». Т.е., человек который ест что попало, не заботится о своем здоровье, не занимается никакой физической активностью — по раву Куку это «преступление против природы», ослабляющие «энергию жизни» человека, и «тшува» на это — возвращение к законам природы.
Духовной природной тшувой рав Кук называет преступления против морали и совести.
Только после этого приходит «религиозная тшува» — о которой говорят пророки.
Третий, высший этап тшувы, рав Кук называет «тшува сихлит», «разумная тшува», но из контекста совершенно ясно, что речь идет о «тшува илаа», высшей тшуве, связанной с «алма дэхейру» — миром свободы, т.е., миром Бина («мир разума»)
Так или иначе все начинается с «природной тшувы» — вернуться к законам природы.
В гл. 15 п. 10 рав Кук говорит что первая тшува — это «вернуться к самому себе», к корню собственной души. Более того, по словам рава Кука, религиозная тшува, если ей не предшествует «возвращение к себе» — это «самообман»