Рав Йехиель Яаков Вайберг, «Спасенные из огня», ч.1 симан 77[1]
Моему уважаемому другу рабби Ицхаку Меиру
В вашем письме от 8 тевета 1947 года Вы описываете образовательную программу организации «Йешурун», созданной во Франции несколько лет назад, и говорите, что она основана образовательной программе, которая была принята в Германии перед Катастрофой, и сейчас восстали против нее противники, из известного круга ультраортодоксов, и по их мнению, этот путь не есть путь еврейства, и это не так, как мы получили в наследие от наших святых отцов.
…
Безусловно, противодействие ультраортодоксов имеет под собой галахические основания. Тем не менее, когда руководители организации Йешурун обратились ко мне. Я ответил им, чтобы продолжали свою деятельность по тому пути, который указали великие раввины Германии, которые были великими праведниками, и все намерение их было во имя Небес, чтобы спасти молодежь от опасности ассимиляции, которая распространилась в те дни в Германии, и посредством этого они спасли множество душ из Израиля, и смогли приблизить их к Торе и страху перед Небесами. И эти великие раввины Германии были большими знатоками в педагогической науке, и поэтому своими действиями они смогли произвести целые поколения Б-гобоязненных евреев, сочетавших свою религиозность со светским образованием, то, чего не смогли достичь гаоны Литвы и Польши, ибо они не умели организовать образование в соответствии с условиями времени. И известно, то, что рассказал гаон рабби Исраэль Салантер, когда он вернулся из Германии, и там он встретился с рабби Акивой Гильдсгеймером, и увидел, что он преподает Танах и Шулхан Арух молодым женщинам и девушкам. И так он сказал: Если бы кто-либо из раввинов Литвы попробовал сделать нечто подобное в своей общине, его бы немедленно сместили с раввинской должности, и так это по закону. Тем не менее, я бы желал, чтобы моя доля в Ган Эйден была вместе с рабби Акивой Гильдсгеймером. Ибо «Время действовать во имя Вс-вышнего, когда нарушили Тору его»…
…
И вот, раввины Польши и Венгрии, которые попали во Францию, видят эти новые обычаи, введенные ультраортодоксальными кругами Франции, основанные на системе гаонов и праведников Германии, и они резко выступают против этого, поскольку эти обычаи идут против галахи, изложенных в Гемаре и поским, как говорилось выше. Однако, эти раввины не знакомы с условиями жизни во Франции, и не видят, как низко опустилось там еврейство. Наоборот, своими требованиями они подвергают опасности развитие этой организации, которая уже весьма преуспела в своей воспитательной деятельности. Особые условия Франции, отличающейся легкомыслием и малостью серьезного исследования, дух свободы и вседозволенности, и погоня за удобством и удовольствиями и внешним блеском, приводят к распространению болезни ассимиляции в этой стране, и многочисленны жертвы этого среди выходцев из России и Польши, и если не соберутся с силами и не пробудятся чтобы идти по пути спасения, и создать уголок защиты для тех немногих, которые еще остались, которые в результате своего воспитания и религиозного образования смогут подготовить поколение, верное Вс-вышнему и его Торе, если оставят проверенный и опробованный путь религиозного воспитания Германии — то еврейство Франции полностью прекратит свое существование не дай Б-г. И время действовать…
…
Еврейский молодой человек, когда он достигает возраста, когда он уже достаточно взрослый, он чувствует себя одиноким в мире. Еврейство, как метод преподавания стариков старого типа, выглядит в его глазах как путь отшельничества и одиночества, и сама учеба представляется ему чем-то скучным и утомительным. Еврейство они воспринимают как подобие средневекового духовного гетто, из которого следует бежать всеми силами.
…
Несомненно, это дано только мудрецам поколения, решать, когда это «время действовать» и что конкретно можно «нарушить», и не имеет права каждый человек действовать по своему усмотрению, поскольку здесь есть «время действовать» и т.д. Но в нашем вопросе, когда нет настоящего галахического запрета, и есть только обычай благочестивых, и мера скромности, можно толковать это в разрешительную сторону в отношении Франции, ибо положение еврейства там достигло критической стадии, и если мы не начнем использовать проверенные и успешные воспитательные средства, подобные тому, что делает организация «Эзра» в Германии, и организация «Йешурун» во Франции, то Тора будет забыта из Израиля, не дай Б-г, и достаточно понимающему.
Поэтому я ответил руководителям организации Йешурун, что они могут полагаться на мудрецов Германии, которые были чрезвычайно сведущи в педагогике, и понимали дух девушек поколения, которые обучались в школах и изучали языки и науки, что у них есть чувство собственного достоинства, и они воспринимают это как обиду и чувствуют что их отталкивают вне лагеря, когда им запрещают участвовать в пении застольных субботних молитв. И поэтому разрешили женщинам участвовать в пении субботних песен за столом.
И мы видим, что мудрецы Германии преуспели в воспитании девушек и молодых женщин, больше, чем мудрецы других стран. И в Германии мы находим образованных женщин, получивших высшее образование, которые при этом были чрезвычайно ортодоксальны и исполняли заповеди с воодушевлением.
И поэтому я не осмеливаюсь запретить то, что они разрешили, и про это сказано, «время действовать во имя Вс-вышнего, нарушили Тору твою». И это напоминает то, что написал Мордехай: «И за наши грехи, кодга мы рассеянны в разных странах, и время действовать во имя Вс-вышнего ибо нарушили Тору твою, поэтому мы не остерегаемся от того, чтобы учиться, когда мы слышим пение нееврейских женщин. И приводится в… в Брахот там. И хотя следует различать между этими темами, тем не менее, причина одна и та же, что в странах, подобных Германии и Франции, женщины чувствуют обиду и нарушение их прав, если мы запретим им участвовать в онег шабат (субботнем наслаждении), посредством пения субботних песен. И это очевидно для каждого, кто понимает природу женщин в этих странах. И запрет может привести к тому, что эти женщины отдалятся от религии, не дай Б-г…
…
Хотя я могу понять дух некоторых харейдим, выражающих недовольство деятельностью Йешурун, ибо они видят в их деятельности отход от тех обычаев, к которым они привыкли, находясь в Польше и в Венгрии. Однако они не хотят видеть реальности положения во Франции, как оно есть. У харейдим старого образца нет никакого влияния на жизнь, они замкнуты внутри своего узкого круга, и они не обращают внимания на процесс ассимиляции, поражающий также ультраортодоксальные круги. Даже ультраортодоксы отправляют своих детей в нееврейские школы, и у них нет никакого поручительства, что они смогут выстоять против потока, сметающего и уничтожающего все на своем пути. Они уверены в себе и не заботятся о том, что случится завтра с их собственными детьми в отношении религии.
[1] Источник: https://www.bhol.co.il/forums/topic.asp?cat_id=4&topic_id=1759286&forum_id=771