Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Сумерки сознания



Как выглядит сегодня Тора Израиля, как это представляется сегодня? Хочешь разбогатеть? — Пошли факс на Котель! Хочешь победить на выборах? — Раздавай амулеты!  Хочешь сменить главу правительства? — Сделай «пульса ди-нура[1]«!. Нужно уберечься от дорожных аварий? — Повесь у себя в машине святые книги… Хочешь убедиться, что избранница твоего сердца суждена тебе Свыше? — Пойди к сведущему в хохмат-парцуф… Больные — должны проверить мезузы; те, кто приближаются к еврейству — должны ехать в Умань, те, кто хочет знать свое будущее — могут читать по звездам… Чтобы подтвердить истинность Торы — занимаются подсчетами числового значения букв. Молитву о дожде — желательно читать на могиле праведника… Странная смесь действий, в которых перемешаны немного истины и много лжи, и все они связаны с чем-то, призывающим человека отказаться от самого себя и отдаться чужому и странному, противоположному жизни.

А Тора облачается во вретище, как будто бы говоря: превратили меня дети Твои в колдовской инструмент, в сборник тайных заклинаний, приводящих в действие высшие миры, а Вс-вышнего — как будто бы Он желает всего этого. С сегодняшнего дня человек верующий обладает способностью воздействовать на высшие миры с помощью колдовских технологий.

Но ведь основа и суть Торы — это исправление мира в Б-жественном царстве, т.е., обращение к человеческому в человеке. В центре всех повелений Торы — между человеком и Вс-вышним, или между человеком и его ближним — находится его свободный выбор — «и выбери жизнь». Вся Тора — это борьба против смерти и против стремления к смерти.

Сегодняшние же верующие стремятся к смерти и желают ее, и ищут Вс-вышнего через нее. Идущие путем Торы сегодня обращаются к культу, но не к сердцам. Удивительно, что даже нерелигиозный человек, не соблюдающий заповедей, ищет оболочку, «скорлупу» каббалы, но не ее внутреннего смысла, ощущения таинственности, но не исправления мира, и он еще больше добавляет к этому страшному искажению. Массовое увлечение всеми этими вещами добавляется к открытию «инопланетян» и к курсам практической каббалы, и густое облако лжи опускается в мир.

Три уровня веры

 У лжи нет ног, ее сила — в искрах истины, заключенных в ней. В части вещей, которые мы упомянули — есть определенная мера истины, но пропорции совершенно исказились.

Истинное строение Торы состоит из трех «этажей»: в основе его — «путь жизни, предшествующий Торе» — нормальность, природность жизни, мораль и справедливость. Второй «этаж» — исполнение Торы и заповедей на земле, практическое раскрытие «народа священников и святого народа». Заповеди, предназначенные для того, чтобы исправить дурное начало человека, и его дела, и направить их на освящение имени Вс-вышнего в мире. Выше всего — бесконечно выше всего этого — находится тайное учение и внутреннее измерение Торы.

Тайное учение, требующее чистоты и святости, погружения и сокращения — сегодня растаптывается и размазывается повсеместно, превратившись в инструмент, как избавиться от порчи. Искр истины смешиваются с безграмотностью и примитивностью, куски из Зогара —  с темной и бессмысленной игрой воображения. Вместо того, чтобы обращаться к исправлению человека и мира вокруг с открытыми глазами, сегодня человеку заповедуется, как будто бы от имени Торы Израиля, закрыть глаза покрепче, и вести себя в отношении реальности, как будто бы мира вообще не существует. Слова Рамбана, что Тора не полагается во всех своих путях на чудо, превратились в вопрос: «Разве Тора не полагается везде на чудо»?

Мы должны облачить Тору заново в ее святые одеяния, одеяния жизни и реальности, одеяния борьбы и святости. Поставить в центре нашей религиозности изучение Торы и ее заповедей, порядочность и мораль, и оставить — на самом самом краю — место для тайны и эзотерики. Отдалиться от примитивности и повернуться к величию веры и стремления, ожидания и предчувствия раскрытия Шехины на горе Цион и в святом городе Иерусалиме, не подменяя ее новыми местами и странными тайнодеяниями.

Если мы не сделаем этого, то стремление к уходу от жизни в темные таинственные дали будет все более набирать силу, все более увеличивая разрыв между Торой и жизнью. Это — корень великого зла, против которого протестовали пророки со всей силой, борясь против ухода в жертвоприношения, вместо исправления жизни.

«Мистификация» Торы неизбежно приводит к усилению злодейства, облаченного в одежды святости, все более снимая ответственность из сердца человека за происходящее с ним в сторону пустынных горизонтов. Нужно снова облачить Тору Израиля в ее великие и прекрасные одежды, и выступить со всей силой против попыток увести ее в пустыню и отдалить ее от населенного мира.

Движение религиозного сионизма, начертавшее на своих знаменах единение с жизнью, должно выступить сегодня за очищение веры, а не тянуться за мелочами. Мы должны возглавить протест и борьбу со всем этом «каббалистическим мистицизмом», и вернуть религиозный прогресс в мир практического действия, требующий от человека бороться, а не убегать.

Религиозный сионизм — это не только политическое движение — это мировоззрение, ставящее своей целью исправление мира в Б-жественном царстве, и в таком качестве не ему принимать участие в этом жутком искривлении раскрытия воли Вс-вышнего в мире. Против всей этой мутной волны захлестнувшей мир иудаизма мистики от нас требуется идти по путям Вс-вышнего, «ибо во всех путях твоих познай Его, и Он направит стези твои».

(Рав Юваль Шарло — один из лидеров современного религиозного сионизма в Израиле, создатель и руководитель йешивы «Орот Шауль» в Петах Тикве, автор нескольких книг респонсов, один из руководителей форума «Такана»)

(оригинал на иврите здесь):



[1] Каббалистическое действо, букв. «удар огня»