Оригинал статьи: http://ypt.co.il/show.asp?id=24543
25 кислева 5768 (2008) год
Нет коротких дорог. Мечты о силовых методах изменения руководства страной, то, что приходится слышать, что силовыми методами можно заставить общество принять веру тех, кто пытается им ее навязать, стремление оторваться и неготовность нести иго вместе с обществом, постоянные гнев и недовольство другими, представляемыми «плохими парнями» - все это дороги, ведущие в никуда. Это неплохой способ для высвобождения негативных энергий, но в конечном счете человек оказывается вне лагеря. Йегуда избирается на царство.
Реувен, как первенец, первым видит проблему. Он первый, кто предлагает спасти Йосефа от смерти, и вернуть его отцу. Излишне добавлять, что его план терпит крах. Он первый, кто упрекает братьев: «я же говорил вам, не трогайте ребенка». И снова — его план терпит крах. Он первый предлагает Яакову «убей моих двоих детей, если я не приведу его к тебе». И снова — он не убеждает Яакова. Он первый, кто вступился за свою мать, и «лег» с наложницей своего отца. Снова — его действия не привели ни к чему, и не только это, но Яаков сказал что «ты осквернил ложе, над которым возносилась Шехина». Он первый — в будущем — кто захочет овладеть землей Израиля. И вновь — он остается в конце концов на другой стороне Иордана.
Йегуда — полная противоположность Реувену. Он, в конечном счете тот, кто предложил продать Йосефа. И хотя сама эта продажа — это тяжелейший грех, тем не менее, это то, что спасло Йосефа от смерти в яме. Он не упрекает братьев, когда они в беде. Он ждет, и потом предлагает Яакову взять на себя ответственность за судьбу Биньямина. Это имеет успех, и семья снова воссоединяется. Он тот, кто привел, в конечном счете, к тому, что царство произойдет из потомков Леи и будет иметь продолжение. Он тот, кто принял ответственность за Биньямина, и он тот, кто поручился за него, и был готов пойти в рабство за него, и он тот, кто, в конечном счете, завоевывает Эрец Исраэль.
Как же много можно из этого выучить! Есть что-то особенное в первоначальном блеске, в инстинктивной реакции, в чувстве ответственности первенца, в первичности и поспешности — «поспешный как вода». Более того — такой путь выглядит ясным и четким, и он также использует крайние средства — «двух моих детей убей если не приведу его к тебе». Однако — не это есть смысл руководства, и на этом не может базироваться продолжительный рост. Руководство и царство происходят из другого места. Из того, кто видит себя частью, а не первенцем, упрекающим братьев. Из того, кто способен на самопожертвование и честную самокритику — «она права, от меня». Из того, кто способен дождаться благоприятного часа. Из того, кто способен убеждать: «я поручусь за него, от меня потребуешь его». Из того, кто способен в критический час взять на себя самое трудное — пойти в рабство ради того, чтобы его брат смог вернуться к отцу. Из того, кто способен в подобающий час выступить против власти и вести с ней тяжелый разговор. Из того, кто понимает, что руководство растет постепенно и очень медленно, и в конечном счете — «от разорванного — ты поднялся».
В конечном счете Йегуда получает царство. Он наследует центральную часть Земли Израиля и его северная граница граничит с Храмом. Он тот, от которого берет начало вера в приход Мошиаха сына Давида, который избавит Израильский народ. Он тот, на чьей границе построен Храм. Он тот, кто ведет сынов Израиля по пустыне. Это сила истинного руководства.
Трудно быть терпеливым. Трудно быть самокритичным. Трудно ждать подходящего момента и понимать, что невозможно делать какие-то вещи без подготовки, и нужно убеждать и изменять что-то по-настоящему. Трудно взять на себя поручительство за сына, которого часть братьев подозревают в том, что он действительно украл кубок (как приводится в Мидрашах Хазал), продолжая, тем самым, традицию кражи четок (Рахелью). Трудно остановиться и не воевать за личный интерес, но действовать во имя интересов братьев и Яакова. Однако это те вещи, которые должен делать каждый, кто хочет удостоиться быть руководителем.
Нет коротких дорог. Мечты о захвате власти силой. То, что приходится слышать, что силовыми методами можно привести общество к вере. Стремление оторваться и не нести иго вместе с обществом. Постоянные гнев и упреки против других, воспринимаемых как «плохие парни» - это все пути в никуда. Это неплохой способ высвободить свой гнев и разочарование, но, в конечном счете, это ведет к тому, что оказываются вне лагеря. Йегуда избирается на царство.