Рав Юваль Шерло, 4 тишрей 5773
Вс-вышний выбирает ввести народ Израиля в Святую Землю, несмотря на очевидную опасность, которая им там будет угрожать. Он говорит об этом в недельной главе (Вайелех), но также указывает им путь избавления. Вс-вышний обещает, что всегда есть возможность исправить, если мы только будем верить в это, верить во Вс-вышнего.
http://www.ypt.co.il/show.asp?id=54814
Основная мысль Торы Израиля — это Мир исправления. Нет ничего, что невозможно было бы исправить, хотя бы частично. Наша недельная глава очень хорошо подходит к тем особенным дням, в которых мы сейчас находимся. Вс-вышний сообщает Моше рабейну, что после его смерти народ Израиля извратит свой путь. Это не говорится как предположение или возможность, но как нечто неизбежное: "Ты ляжешь с отцами своими, и встанет народ этот и будет блудить за чужими богами земли".
И, тем не менее, мы учим в пути Торы две чрезвычайно важные идеи, направляющие нас по пути тшувы и исправления. Первая — что Вс-вышний вводит народ Израиля в Эрец, несмотря на тот факт, что это неизбежно повлечет за собой идолопоклонство. Наш мир, мир нашей жизни, от нас требуется жить в нем несмотря на великие духовные опасности, которые в нем есть. Известные слова рава Кука, что сам отказ от природности жизни есть величайший грех — основываются на буквальном смысле Писания. Вс-вышний не указывает нам отменить нашу связь с жизнью, даже если она связана со всеми теми проблемами, которые эта связь влечет за собой. Важно подчеркнуть, что нет здесь никакого оправдания тому, чтобы творить зло, или указания на то, что Вс-вышний готов простить влечение за чужими богами Земли. От нас требуется быть праведниками, и вести духовную борьбу всюду, где человек только способен бороться.
Второй очень важный урок главы — что есть возможность для исправления. Наша глава учит, что Вс-вышний посылает нам "песнь", которая научит нас тому, что произойдет с нами в ту мрачную эпоху, когда мы не будем вести себя так, как нужно. Но цель этой песни — не указать на Б-жественную месть, или закрыть путь перед ищущими исправления. Цель ее обратна — эта песнь, которая станет нам свидетелем, что когда-то мы находились на высокой духовной ступени и упали с нее, и отсюда можно вернуться назад. Таким образом, у нас есть обязанность преодолеть все эти преграды, и войти во врата великого исправления.
И да не скажет человек себе, что он не способен измениться; и да не скажет человек себе, что врата уже закрыты; и да не решит человек, что если он разочаровал себя в прошедшем году — то также в будущем он не будет иметь успеха; да не скажет человек себе: "я такой, я родился таким, ничего с этим не поделаешь"; и да не скажет человек себе, что раз уже он упал в столь глубокую яму — он уже не может выйти оттуда.
Наоборот, да скажет человек себе, что он стоит перед открытыми вратами, и он способен войти в них, руководствуясь внутренним побуждением выстроить свою жизнь в соответствии со своей внутренней честностью. Да скажет человек себе, что ему не нужно меняться, а нужно лишь соединить себя с теми добрыми областями, которые в нем есть, и с тем природным отторжением, которое он испытывает внутри себя против произвола и против зла. И со всем, что он, и со всей "поклажей" которую он на себе тянет — войти во врата, открывающиеся ему в эти особенные дни.
И тогда он найдет себя раскрывающим сердце свое. Раскрывающим сердце свое людям, окружающим его, и ищет пути в исправленном мире осветить им путь и пробудиться с их помощью. Он раскроет свое сердце перед Вс-вышним, и внесет в него стремление приблизиться к Нему и желание подняться выше и выше. Он найдет себя раскрывающим врата для себя самого, раскрывая тем самым огромные внутренние силы, дающие ему возможность находиться в другом месте. Врата сердца раскрываются, и мы скажем "поднимите, врата, главы свои", и войдет в них Царь Славы, и мы войдем вместе с ним в мир исправления