Тешува и
Личностный рост
«Способ по-настоящему исцелить человека — это раскрыть источник силы и здоровья, скрытый внутри него».
КАЖДЫЙ ГОД НАСТУПАЕТ ЙОМ КИППУР, и вместе с ним возникает атмосфера тревоги, страха и вины. Сколько раз я согрешил против Бога? Почему я так теряю терпение? Я плохой человек? Почему я такой несовершенный?
С другой стороны, почему я должен извиняться перед Богом? Разве не Бог дал мне ецер хара (негативные импульсы)? Я не выбирал свою личность. Должен ли я действительно извиняться за то, что я такой? Это все очень запутанно.
Рава Кука эти проблемы глубоко беспокоили. Это тема, с которой он сталкивается в этой главе.
Все страсти человека по своей сути хороши
Доверять своим чувствам
Надо верить в себя; надо верить, что жизнь и чувства человека исходят непосредственно из сущности его души, добры и ведут его по прямому пути.
Тора должна быть светильником для ног, с помощью которого можно увидеть, где вероятна ошибка, ибо временами дух сбивается с пути на непроходимой пустыни. Но постоянное отношение должно быть духом духовной уверенности.
Еврей обязан верить, что внутри него обитает божественная душа, по сути, одна буква Торы. А буква Торы – это целый мир, постоянно и бесконечно растущий. Мудрость в песчинке невозможно измерить; всех лет нашей жизни не хватило бы, чтобы объяснить все богатство мудрости, заключенное в нем. Насколько больше мы должны ясно и с энтузиазмом верить в глубину и мудрость всего еврейского народа, его жизнь и интуицию и уверенно действовать. Только тогда мы узнаем, как использовать свет живой Торы. (ОТС 11:2)
Здоровое бессознательное — это настоящий вы
Способ по-настоящему исцелить человека – это раскрыть источник силы и здоровья, скрытый внутри него самого. Именно через раскрытие души внутри души, раскрытие бессознательного я, которое настолько скрыто и сокрыто, что часто люди даже не осознают своей собственной сущности.
Очевидно, что духовные болезни и их физические проявления исходят непосредственно из нечистых частей личности. Эта загрязненная область – сознательное Я, внешняя и поверхностная личность человека.
Но скрытое «я», бессознательное «я» обладает бесконечной смелостью, жизнью и силой. По правде говоря, из запасника своего внутреннего здоровья человек имеет достаточно сил, чтобы влиять на сознательный и поверхностный уровень себя. Это напоминает вводящему в заблуждение голосу, обвиняющему себя в болезни и сломленности, что на самом деле сущность человека смелая, здоровая, полная жизни и силы. (МаР, стр. 156)
Священная мотивация всех действий
Не только в нейтральных вопросах, но и в каждой ошибке и грехе, в каждой неудаче, в каждом неправильном убеждении есть какая-то искра добра и святого идеала, которая поддерживает и заряжает душу энергией. (СК 2:350)
Как узнать, является ли желание благочестивым?
Если желание зародилось в корне души, оно в конечном итоге обретет выражение и будет длительным. Когда желание имеет своим источником не истинную природу души, а скорее какую-то преходящую иллюзию, оно в конечном итоге исчезнет. (ЭА, Шаббат 1, стр. 146)
Фальшивое Я и Истинное Я
Только святость, индивидуальная и всеобщая, имеет свой характер и свой источник жизни. Но несвятые, а тем более злые и нечистые, не имеют ни своей личности, ни своих существенных желаний. Они лишь побуждаются внешними средствами, которые побуждают человека к физическим или духовным действиям. Источник желания, страсти и личности находится в сфере святости, и он затрагивает тех, кто связан с ним. (СК 5:39)
Нездоровые способы, которыми люди ищут смысл
Многие недостатки нравственности и плохие поступки на самом деле мотивированы великим желанием, скрытым в душе человечества, вкусить свет мудрости и истины – свет Божий. Однако когда люди не находят пути, удовлетворяющего эту внутреннюю жажду, они наполняются болезнью и гневом. На самом деле, они часто настолько сбиты с толку, что пытаются утолить свою жажду вещами, которые не насыщают, а лишь служат отвлечению их эмоций, чтобы они не чувствовали боли в своем сердце. Счастлив тот человек, который несет эту тяжелую ношу к духовному делу богоискания и утоляет свою жажду источником живой воды, Богом истины. (KYK i, Пинкас Ришон 1'Яффо 8)
Опасность Тешувы
Люди часто ошибочно полагают, что все, что человек делает, должно быть частью его личности. Это работа йецер хара. Часто это происходит после того, как человек совершил хешбон ханефеш (саморефлексию; буквально «отчет души») и испытывает искреннюю жажду души привести свои пути в соответствие с Богом. Теперь, видя, как далеко человек отошел от пути святости, он начинает чувствовать себя ослабленным и смущенным, подавленным и утомленным.
Те, кто приходит служить Богу, но сначала не научился это делать, ошибутся в этом исполнении. Они подумают, что чувства слабости и депрессии являются важнейшим компонентом хешбон ханефеш. Однако душа неохотно примет то, что противоречит ее сущности. И таким образом, он будет отягощен печалью и не будет возрастать в действиях и мудрости. По этому поводу сказано: «Усилия глупцов утомляют их; они не знают, как добраться до города» (Кохелет 10:15). Поэтому важно учиться и исследовать природу личностного роста согласно глубине слов наших Мудрецов, а также с помощью логического ума, который дал нам Бог. (МА 4.1)
Цель духовного роста
Цель любого личностного роста состоит в том, чтобы поставить каждую силу, потенциал и талант на правильное место и не нарушать их естественный порядок, тем самым препятствуя их проявлению. Бог сотворил людей и мир по своей сути хорошими, предоставив им все инструменты, необходимые для совершенствования тела и души. Любой, кто извращает божественный порядок, может причинить только ущерб и разрушения.
Это можно сравнить с тем, кто препятствует естественному движению своего тела. Например, если человек всегда лежит в постели, никогда не покидая своего положения и никогда не вытягивая конечности, он естественным образом повредит свое тело. Точно так же тот, кто удерживает свою душу от ее естественных движений, подавляет ее сущность и вызывает ее разрушение. (МА 2.3)
Духовная важность медленного роста
Внезапная и постепенная тшува
(Что касается времени, которое требуется, тшуву можно разделить на две категории: внезапная тшува и постепенная тшува.
Внезапная тшува происходит от вспышки вдохновения, проникающей в душу. Человек осознает зло и вред своих грехов и преобразуется в нового человека.
С другой стороны, постепенная тшува не похожа на вспышку света, которая превращает глубину плохого в хорошее. Вместо этого человек чувствует, что ему вообще необходимо расти и неуклонно совершенствовать свои действия, желания и мысли. Мало-помалу человек достигнет пути праведности. (ОТС 2)
׳ !Опасность желания быть идеальным цадиком
Когда человек намерен стать совершенным цадиком (праведником), ему трудно стать баал тшува (человеком роста). Поэтому человеку следует стремиться стать баал тшува, тем, кто погружен в мысли и действия, направленные на улучшение. Только тогда тшува сможет поднять человека. (ОТС 14:36)
Опасность пропуска уровней роста
На каждой стадии роста есть сокровище святости. Когда кто-то пытается пропустить уровни, он теряет святую мудрость более ранних стадий. Таким образом, человек не сможет по-настоящему понять более высокий уровень, на который он перешел, из-за этого недостатка в своих знаниях и понимании.
Затем человек должен совершить тшуву и вернуться с разбитым сердцем и радостью на пропущенные уровни роста. Тем не менее, никогда не следует забывать о вдохновении, полученном на более высоких уровнях. Действительно, если человек однажды вознесся, он никогда по-настоящему не опустится. В конечном итоге весь опыт изменится к лучшему. (СК 6:253)
Тшува – это бесконечное путешествие
Призыв к очищению своего характера никогда не заканчивается. Возможно, человек уже очистил его, находясь на промежуточном духовном уровне; однако, после дальнейшего роста, новые тайны жизни, которые еще никогда не были раскрыты, выходят из глубин хаоса, чтобы человек мог их уточнить и прояснить.
Есть святые люди, которые никогда не перестают расти. Они идут me'chayil el chayil (от силы к силе), всегда занимаясь практическим покаянием, жизненно важным компонентом которого является очищение и совершенствование своего характера. (ОК 3, стр. 233)
Сосредоточьтесь на том, что вы можете исправить
На том, что можно исправить, следует сосредоточиться и не пренебрегать исправлением. Однако на том, что человек не в состоянии исправить, не следует постоянно сосредоточиваться, исполняя стих: «Беспокойство в сердце своем должно изгнать» (Мишлей 12:25). Человеку следует заниматься преобразованием своей души и мира в целом в меру своих способностей и через это добиться исполнения аята «Предай Богу свои действия, и Он утвердит твои планы» (Мишлей 16). :3). (СК3:360)
Как идеализм может подорвать экономический рост
Когда человек пытается достичь высшего уровня благочестия, ецер хара усиливается. Духовность человека затем часто начинает уменьшаться и истощаться, потому что человек реагирует на это, тратя большую часть своей энергии на борьбу с йецер хара, тогда как можно было бы использовать эту энергию для восхождения на более высокие уровни роста. Поэтому человеку не нужно стремиться к немедленному восхождению на высшие духовные уровни, а скорее можно страстно стремиться к постепенному росту.
Но в то же время лицо всегда должно быть обращено к высочайшей из высот. Фактически, люди обязаны спросить себя: когда мои действия достигнут действий моих предков, Авраама, Ицхака и Яакова?» (Танна д'Бей Элияху 25). И благодаря полному усилению ецер хара , которое приходит через это более общее устремление, человек пробудит в себе святое мужество, и свет жизни засияет изнутри. (ОК 3, стр. 258)
Отдых ради работы
Наступили времена, когда человек должен научиться расслаблять ум и не беспокоиться об обязанностях заповедей и обучения. Человек должен дать себе немного отдыха, чтобы его душа росла в своем темпе и путешествовала по своему внутреннему путешествию. И только после такого «шаббатного» отдыха душа найдет в себе силы возобновить свой рост с еще большей энергией. Тогда все подробные заповеди будут выполнены со свежестью, черпая энергию из источника жизни. (ОК 3, стр. 258)
'!Искусство релаксации
!вот такой трудолюбие, которое разрушает все духовные силы. С другой стороны, есть такой вид релаксации, который наполняет внутренний мир человека святостью и силой. В этом секрет молчания. (СК 1:445)
Конкретная тшува по сравнению с общей тшувой
Здесь речь идет о типе тшувы , ориентированном на конкретную ошибку. Человек думает об определенной ошибке и страдает от нее. Душа борется, пока в конце концов не сможет подняться и освободиться от цепей этого греха.
Есть еще один тип тшувы , общий и неопределенный. Никакие особые ошибки прошлого не овладевают умом и сердцем; скорее, человек чувствует общее чувство печали и бремя бесчисленных ошибок. Человек чувствует, будто Божий свет не освещает его жизнь, и ему не хватает внутренней уверенности. Сердце немеет, ум медлителен, и стыдно за себя. С этих озлобленных эмоций начинается тшува . Знание того, что тшува может исцелить самого себя, приносит чувство облегчения. Человек начинает в широком и общем плане становиться лучше. (ОТС 3)
Необходимость различать хорошее и плохое
Совершая тшуву, надо тщательно разъяснять суть добра и суть зла, чтобы сожаление и потрясение были направлены только на зло, а не на добро. И с той же силой, с какой надо дистанцироваться от зла, надо взять добро, существующее внутри этого зла, и поощрить его. Следовательно, тшува будет положительной силой, полностью превращающей все грехи в заслуги. (ОТС 9:5)
Святая вина: печаль, которая воодушевляет
Осознание ошибок сигнализирует о росте
Когда человек принимает решение совершить тшуву, улучшить свои действия, эмоции или даже свои мысли, он не должен впадать в отчаяние из-за нового осознания своих ошибок. Пока человек окружен отрицательными чертами характера, он, естественно, не вполне осознает свои недостатки. Действительно, иногда человек вообще не осознает их и может даже воспринимать себя как цадика .
Однако, как только голос нравственности просыпается, душа человека начинает лучше осознавать себя и осознавать все свои недостатки. Из-за отсутствия совершенства можно начать испытывать сильное беспокойство. Человек должен осознать, что это новое сознание и тревога являются самыми яркими признаками того, что он находится на пути роста. Поэтому эта вина должна быть источником ободрения. (ОТС 8:16)
Грусть, которая вдохновляет на самосовершенствование
Отчаяние, входящее в сердце, есть признак мук совести. Оно исходит из глубокого стремления к самосовершенствованию и святости. Поэтому сама печаль должна быть обнадеживающей. Не следует ее бояться; вместо этого следует противостоять своим ошибкам смело и спокойно. (ОТС 8:15)
Сломленный дух доказывает, что вы выросли
Иногда человек может впасть в депрессию и позволить горечи из-за своих ошибок и упадку личных моральных стандартов помешать ему даже поднять голову, чтобы изучить Тору или выполнить заповеди, не говоря уже о том, чтобы делать эти вещи с какой-либо радостью или удовлетворением.
Надо осознать, что само это ощущение сломленного духа является доказательством того, что ты в данный момент являешься баал тшува гамур (человеком выдающегося роста). Если да, то человек уже достиг нового уровня роста. Таким образом, можно обрести душевное спокойствие и вернуться в состояние счастья, с довольным сердцем погрузившись в добрые дела. (ОТС 14:23)
С радостью смотреть на свои ошибки
Необходимо понять глубокую природу тшувы. Тшува должна сиять настолько мощно, чтобы воспоминание о грехе действительно вызывало чувство глубокой радости. Радость приходит от осознания того, что, выполняя тшуву, человек придает ценность и смысл своим прошлым ошибкам. (ОТС 7:7)
Переосмысление своих грехов
Когда человек совершает тшува бахавах (с любовью к Богу) из глубины своего существа, он начинает понимать, насколько все, что он делал в прошлом, было действительно хорошим и полезным. Когда человек пытается превратить свои грехи в заслуги, он не создает их заново, а восстанавливает и переосмысливает их сущность. (СК 5:9)
Потребность простить себя
Когда человек совершает тшува бахавах из глубины своего существа, ему необходимо простить себя за все свои грехи и ошибки, точно так же, как он хотел бы получить прощение от друга, которого обидел. Как только человек сможет увидеть себя человеком, которому прощены все грехи, Бог превратит все эти грехи в заслуги. (СК 1:671)