Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

9. Молитва

Молитва

«Человек, который думает, что молитва изменяет волю Божью, является богохульством, а человек, который думает, что молитва меняет только самого себя, подрывает ценность молитвы и всех видов религиозных действий».

ДО СОВРЕМЕННЫХ ВРЕМЕН БОЛЬШИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НАДЕЯЛОСЬ НА Бога, чтобы тот позаботился обо всех их нуждах. «Мы верим в Бога» было полностью буквальным и охватывало повседневную жизнь. С научной революцией человечество обрело новый тип веры: «Мы верим в человека». Вера в себя была протестом против пассивной веры религиозной эпохи, которая не брала на себя ответственности за изменения в мире. Современная эпоха провозгласила, что искупителем должен быть не Бог, а человек. Если бы современный человек все еще молился, он бы молился самому себе. Действительно, многие начинающие гуру самопомощи советуют своим ученикам повторять самомотивационные триггеры, чтобы пробудить внутреннюю уверенность.

Это единственные варианты? Молиться Богу в полной пассивности и уязвимости или полагаться только на силы своего разума и убеждений? Какова функция молитвы в современную эпоху?

В этой главе рав Кук объясняет, как работает молитва и ее актуальность в наше время.

*®צר הספרים

Какова цель молитвы?

Вы не можете повлиять на мнение Бога

В обычном понимании молитвы есть нелепость: человек молится Богу, который является самым могущественным из всех существ, и через Бога достигает своих желаний. На Бога влияет речь человека – Он создан для того, чтобы исполнять просьбы, которыми на Него давят. Есть ли какое-нибудь богохульство, неуважение, замешательство или ложь большее, чем это? Стоит ли нам действительно удивляться, когда мы видим людей, принадлежащих к развитому обществу, считающих себя мудрыми и честными последователями Торы, но презирающих молитву? Точно так же, как молитва может быть полной тьмы, когда она лишена мудрости и эмоционального интеллекта, так же она может быть просветляющей и возвышающей, если понимать ее остро и чутко. (ОТ я)

Прославление Бога не изменит его решения

Когда молитва слишком упрощается, она становится насмешкой и страдает от загрязнения идолопоклонством. Человек взывает к Богу, Которого представляют себе могущественным, жестким, могучим и властным, как Того, Кто добивается чести и принудительного послушания от Своих служителей и слуг, и Кого, вероятно, будут склонять на свою сторону скромные люди, умоляющие Его. Затем Он меняет Свою властную волю и исполняет их требования, которые не обязательно являются добродетельными, а скорее простодушными желаниями приятных, а иногда и неподходящих вещей. Этот тип молитвы недействителен; это абсурдно и идолопоклонство. В ней отсутствует основной смысл молитвы, и это считается непреднамеренным оскорблением. (ОТ я)

Цель молитвы — изменить себя

Цель молитвы – не изменить волю Божию, поскольку Бог не может быть подвержен изменению. Вместо этого цель состоит в том, чтобы подняться благодаря изменениям, которые происходят с человеком во время молитвы, чтобы он соответствовал воле Божьей.

Хотя это правда, что молящийся человек обращается к Богу как к правящему царю, которого можно убедить, или как к отцу, который открыт для перемен, или как к праведнику, который готов дать милостыню по просьбе бедного человека, это всего лишь инструмент, чтобы, когда молящийся жаждет возвыситься до Божественного, он естественным образом и уже стал единым с волей Божией.

Независимо от действия по достижению того, о чем просил молящийся человек, молитва сама по себе является мощным инструментом в совершенствовании Человека. Проявление запроса является просто результатом этой трансформации. Поэтому каждый молящийся должен понимать, что акт молитвы — это чудесный закон природы, созданный Богом в Своем мире с целью доведения Своих творений до всякого совершенства… Необходимо пояснить: молитва — это не что-то, что влияет на Бога, не дай Бог. (ИЛИ, «Тфилла» 2.2)

Молитва меняет человека или Бога?

Человек, который думает, что молитва изменяет волю Божию, является богохульством, а человек, который думает, что молитва изменяет только самого себя, подрывает ценность молитвы и всех видов религиозных действий. Однако человеку, считающему, что, меняя себя, изменяешь мир — поскольку все существование находится под влиянием преобразования одного из его элементов, — такое понимание молитвы принесет благословение своей душе и всему миру. (СК 1:664)

Молитва – это не волшебство; Это действительно влияет на вас

Молитва — один из наиболее практичных способов достижения своих желаний — духовных и физических, коллективных и индивидуальных. Идеальный тип молитвы — это когда человек активно занимается и практическими способами достижения своих желаний; тогда молитва связана с реальными способами реализации…

Молитва, наполненная духом лени, не является идеальной молитвой. Это признак того, что великая польза молитвы не усвоилась в глубине души. Человек еще полон сомнений и вопросов, расстраивающих ослабленное сердце, относительно сущности и значения молитвы. И даже если человек борется с этими мыслями и решает поверить в молитву, для него это всего лишь фокус. Вера в силу молитвы слаба; его до сих пор не понимают как естественный закон Вселенной.

Поэтому человек должен возвыситься до внутреннего понимания силы молитвы и все действия, предпринимаемые к какой-либо цели, связывать с молитвой. (СК 4:92)

Почему люди не заинтересованы в молитве?

Основная причина, по которой люди нашего поколения не интересуются молитвой, заключается в том, что в еврейском народе усилилась ориентация на практичность… и слишком часто молитва связана со старомодной идеей ослабления своих желаний. Как следствие, это поколение не ценит свою мощь и красоту. Поэтому наш долг — раскрыть в молитве свет, скрытую доброту укрепления желаний человека. Как только мы это сделаем, многие люди вернутся к молитве. (SKi:73)

Молитва вызывает трансформацию

Молитва вызывает настоящую трансформацию внутри человека, а внутренняя трансформация человека со временем нарастает и приводит к революции во всем мире. Это особенно очевидно, когда и внутренние, и внешние элементы напрямую связаны между собой. (СК 1:851)

Молитва актуализирует ваши скрытые желания

В душе человека существует множество положительных желаний. Однако нужно научиться их реализовывать. Лучший способ сделать это — через речь, которая влияет на разум и воображение. Поэтому молитва очень важна; оно выявляет наши самые глубокие эмоции. (СК 1:33)

Спутанные и сфокусированные мысли

Каждый день нужно очищать, очищать и возвышать свое воображение. Именно молитва помогает человеку достичь этой цели. Невозможно представить, сколько грязи и мусора течет в душе отдельного человека, нации, человечества и всего мира. Только освободившись от нечистоты, можно очистить и усовершенствовать свое воображение.

«На воображение легко влияют негативные импульсы. Он может быстро опуститься до самых низких минимумов; то есть, если мы не попытаемся постоянно поднимать и переориентировать его. Вот почему мы нуждаемся в регулярных благословениях и молитвах. Счастлив тот человек, который произносит их с глубокой концентрацией. Молитва просветит и себя, и весь мир. (СК 1:66)

Мир оптимизма

Молитва – это абсолютная необходимость для себя и для всего мира. Волны души носятся взад и вперед, требуя и от себя, и от всего мира такого рода совершенства, которого ограниченный мир просто не может обеспечить. В результате человек остается с постоянным чувством печали. Это разочарование, которое может даже привести к потере рассудка.

Однако, пока не стало слишком поздно и рак не распространился внутрь, мы начинаем молиться. Мы изливаем наши слова и возносимся в мир высшего совершенства. При этом наш собственный внутренний мир посещает этот совершенный мир. Мы наполняемся спокойствием ума. Наконец, внутренняя сила, воздействующая на вселенную, элементом которой является ваше внутреннее «я», превращает мир в место оптимизма. (ИЛИ, «Тфилла» 1.7)

Свет в темном мире

Молитва побуждает душу реализовать свое предназначение. Когда проходит много дней и лет без сильной молитвы, в сердце собираются камни. Начинаешь чувствовать тяжесть духа. Однако, когда ветер доброго духа возвращается и дар молитвы дается свыше, эти камни преткновения удаляются.

Когда душа во время молитвы испытывает состояние возвышения, прошлое исцеляется. Конечно, это не произойдет сразу.

Вместо этого человек начинает расти, и свет молитвы направляет его и открывает собственный путь. (ИЛИ, «Тфилла» 1.3)

Внутренняя трансформация меняет мир

Когда духовное сознание человека преображается и в душе начинает сиять новое божественное прозрение, внешний мир принимает новую форму. Это похоже на творение великого художника. Мир новый и полон красоты, и все негативы старого мира проходят и исчезают. Эта новая реальность — не просто субъективный опыт; скорее, чем больше истины содержится в этом преобразовании, тем больше оно действительно преображает и украшает мир. (СК 4:33)

Молитва раскрывает бессознательное «я»

Молитва берет сокровенную часть души и актуализирует ее. Эффект молитвы, когда она поднимается из глубин бессознательного «я», будет зависеть от степени чистоты внутреннего мира человека. (ИЛИ, «Тфилла» 1.4)

Сила речи

Самотрансформация посредством произнесенных слов

Произнесение слов вслух оказывает мощное влияние на жизнь человека. Когда произносится слово, вместе с ним возникает великий свет. Чем глубже человек проникает в слова молитвы, тем большую силу света они принесут и тем большее влияние они окажут для создания перемен. Чем яснее выражение, тем яснее свет и тем более сфокусированным его эффект. Слова становятся реальностью, и невозможно, чтобы молитва не имела результата. (ИЛИ, «Тфилла» 1.4)

Энергия слова

Каждое сказанное слово открывает канал к душе в соответствии с его значением. Поэтому каждое слово Торы, мудрости и нравственности… открывает двери для излияния святости. Волны мысли постоянно движутся посредством огромной силы речи… С другой стороны, пустое слово, а тем более слово отрицательное и обидное, открывает нечистый канал душе. Через него проливается множество волн грязи и грязи, пока в конце концов дух добра не возвращается и не очищает его.

Любое слово, почерпнутое из внутреннего стремления человека к святости, даже если оно звучит в простом разговоре, на самом деле исходит из внутренней сущности воли человека. Поэтому, когда у людей есть глубокое видение… каждый разговор, исходящий из их духа, открывает каналы добра…. Как написано: «Простые разговоры талмидей хачамим (людей, обученных Торе) необходимо изучать» ( Суккот 21б). Фактически, некоторые из них равны всей Торе. (ОК 3, стр. 281)

Преобразование мира с помощью речи

Когда душа возвысится, человек начнет ощущать невероятную силу речи. Такой человек истинно понимает значение каждого произнесенного слова, каждой молитвы и благословения, каждого учения и разговора. Этот человек осознает огромное значение всех форм речи и чувствует, что развитие мира и все его изменения являются результатом речи. (СК 6:246)

Духовная сила крика

Искры святости, обитающие в глубинах негатива, — это то, что заставляет человека кричать, так что это испытывает все тело. Теперь, пока человек чувствителен к святым искрам внутри, его действия и речь будут спокойны и порядочны. очень полезно.

Есть цадики (праведники), которые громко взывают к Богу из-за страданий и общих трагедий мира. Этот тип крика будет продолжаться до тех пор, пока мир не наполнится совершенством и светом. Крики этих цадиков исходят не от их внутренней духовной тоски, а скорее от великих страданий мира – страданий Божественного Присутствия, которое кричит, как рожающая мать.

И как маленький кусок дерева способен поджечь большой кусок… так и маленький крик способен вызвать великое духовное и интеллектуальное пробуждение. Огонь тоски — божественная жажда — горит внутри души, но нужна внешняя сила, чтобы вытянуть его в мир. А иногда даже малейшим действием получается нечто мощное. (ОК 3, стр. 287)

О чем следует молиться?

Удалить зло и открыть свет

Когда просят что-то в молитве, надо следить за тем, чтобы намерением было удалить зло и тьму из мира и укрепить божественное добро и свет. Фактически, когда просьба мотивирована этим намерением, не только исправляются собственные ошибки, но и все ошибки и недостатки в некотором роде улучшаются. Мы ищем всеобъемлющее совершенство. (ИЛИ, «Тфилла» 2.4)

Молиться за себя или за других?

Рабби Йоси сказал от имени рабби Ханины: «Молитва была установлена ​​авотами (Авраамом, Ицхаком и Яаковом)». Рабби Йеошуа бен Леви сказал: «Молитва была основана вместо жертвоприношений». (Берачот 26б)

Истинное служение Богу – это когда человек совершенствует себя, когда он всем сердцем и душой соединяется с Богом. Тем не менее верно, что цель самосовершенствования состоит в том, чтобы в конечном итоге улучшить еврейский народ и, наконец, укрепить мир в Царстве Божием. Хотя молитва связана с самыми глубокими и личными эмоциями сердца, она в основном построена на многих национальных мечтах: искуплении, праведном правительстве, Машиахе, восстановлении Иерусалима и Храма….

Поэтому наш вопрос заключается в следующем: какова была основная причина установления молитвы? Возможно, излияние души — это главное, а национальные мечты — всего лишь результат и следствие. С другой стороны, возможно, главной целью является национальное совершенство, и в результате индивидуальная душа естественным образом очищается.

Когда авот служили Богу, в мире не было еврейской нации. Таким образом, основным фокусом был личностный рост без какой-либо связи со своим народом. Напротив, жертвы были служением нации. Поэтому мнение о том, что молитва была установлена ​​авотами, призывает нас служить Богу через духовное развитие личности, тогда как мнение о том, что молитва была основана вместо жертвоприношений, призывает нас служить Богу через еврейский народ. (EA, Берахот i, стр. 109)

Как следует молиться о врагах?

Наши раввины учили: «Шимон Хапакули записал восемнадцать благословений по их порядку перед Раббаном Гамалиэлем в Явне. Раббан Гамалиэль сказал мудрецам: «Может ли кто-нибудь из вас написать благословение о злом человеке?» Шмуэль Хакатан пришёл и написал это». (Берачот 28б)

Благословения наших молитв наполнены добротой и любовью. Любой по-настоящему мудрый человек способен написать такие молитвы для святых и умных людей. Однако молитва, включающая в себя вопросы ненависти и гнева, должна быть написана именно человеком, сердце которого совершенно чисто и свято, не питающим настоящей ненависти. Когда этот человек молится Богу уничтожить злых людей, это происходит потому, что эти люди мешают осуществлению высшей цели Бога. Однако если у человека есть хотя бы малейшая личная неприязнь к злым людям, то, даже если он изначально сосредоточен на Боге, его эмоции в конечном итоге приведут его к усилению ненависти, которая неуместна и нелогична.

Поэтому Шмуэль Хакатан был единственным, кто имел право написать благословение злым людям. Он был человеком, который всегда говорил: «Когда враги твои падут, не радуйся» (Пиркей Авот 4:19). Он удалил всю ненависть из своего сердца, даже к своим противникам. Таким образом, мы находим в его благословении только чистые намерения для осуществления великой цели Бога. (EA, Берахот 1, стр. 121)

Как Бог может ответить на молитвы врагов?

Быть может, сердце твое спрашивает тебя: если многие люди молятся о своих индивидуальных нуждах, а все народы молятся о своих успехах, победах над врагами, то как же Бог может слушать всех, когда некоторые из этих молитв противоречат друг другу?

Вы должны ответить: Молитва принимается исходя из того, насколько она соответствует божественной чистоте и честности. Чем больше молитва наполнена праведностью… тем большее влияние она будет иметь. Некоторые молитвы реализуют половину их желаний; некоторые производят треть, четверть или даже один процент. Все зависит от ценности молитвы по Божьим меркам. (СК 7:114)

Подготовка к молитве

Утомляющая и придающая энергию молитва

Рабби Элиэзер говорит: «Когда человек произносит молитву «кева», его молитва не считается искренней». Что такое «кева»? Рабби Яаков, сын Иди, сказал от имени рабби Ошая: «Молитва, которая кажется бременем». (Берачот 29б)

Прежде чем молиться, следует ощутить, как будто душа утомлена и изнурена бременем тревожных мыслей, столь далеких от совершенства. Только изливая слова перед своим Творцом и Отцом Небесным, можно снять с сердца это бремя. Через молитву дается мужество, и вместо беспокойного духа увенчается счастьем и силой и радостью < иода. Однако, когда человек неправильно понимает молитву, она лишена этой энергии и сама может изнурить человека. Молитва должна быть мотивирована внутренней движущей эмоцией, а не каким-то внешним обязательством, поскольку тогда она обязательно будет «молитвой, которая ощущается как бремя». (ИЛИ, «Тфилла» 2.3)

Как депрессия и лень влияют на молитву

Наши раввины учили: «Не следует молиться, когда чувствуешь себя подавленным или ленивым». (Берачот 31а)

Молитва пробуждает способность души сосредоточиться на чистых мыслях. Однако оно также пробуждает способность тела сосредоточиться на нравственных действиях. Поэтому надо подготовиться и физически, и духовно, чтобы молитвой достичь намеченной цели. Чтобы не удерживать душу от ее преображения, нельзя находиться в состоянии уныния, мешающего душе подняться к чистым и ясным помыслам. Следует также избегать состояния лени, чтобы тело было открыто для побуждения к нравственным действиям. (EA, Берахот 1, стр. 129)

Не кланяйтесь слишком сильно

Человеку разрешено кланяться только в начале (Авот) и в конце (Модим) Амиды. Но если кто-то желает кланяться в начале и в конце каждого благословения, мы должны научить его не кланяться. (Берачот 34а)

Не следует слишком сильно кланяться, потому что надо признать свое божественное величие и таланты. Только тогда можно будет возвысить свое сердце на путь богослужения. Поэтому «если кто-то желает кланяться в начале и в конце всякого благословения, мы должны научить его не кланяться». (EA, Берахот 2, стр. 164)

Вдохновение красоты

Рабби Элиэзер говорит: «Когда человек совершает молитву «кева», он

молитва не считается искренней». Что такое «кева»? Раввин Яаков

сын Иди сказал от имени раввина Ошая: «Молитва, которая кажется бременем». Раввины говорят: «Кто не говорит этого

в форме мольбы». И Рабба, и рав Йосеф говорят:

Кто не в состоянии вставить в него что-нибудь свежее». Абай бар

Авин и рабби Ханина бар Авин оба говорят: «Кто не

молитесь при первом и последнем появлении солнца», ибо Ребе Хия бар Абба сказал от имени Ребе Йоханана: «Религиозный долг – молиться при первом и последнем появлении солнца». Далее рабби Зейра сказал: «Какой текст подтверждает это? «Они будут трепетать перед Тобой вместе с солнцем и пред луной во все поколения» (Техилим 72:5)». (Берачот 29б)

Мир вокруг нас должен естественным образом пробуждать наши эмоции для молитвы. Сердце человека должно быть пробуждено для молитвы Шахарит (утренней молитвы) чудесами Божьими, которые можно увидеть при восходе солнца. Мудрость и доброта Божьего присутствия, которое можно увидеть во время заката, должна побуждать человека к молитве Минха (послеполуденная молитва).

Когда человек вдохновляется на молитву в тот самый момент, когда сам мир меняется, его молитва не критикуется как «кева» . Эмоции человека в это время уже не сосредоточены исключительно на собственном внутреннем мире, а вместо этого расширились до уровня «кевы». чувствителен ко Вселенной в целом. Человек начинает видеть божественную доброту, которая наполняет все. Однако когда человек отделяет свои эмоции от моментов жизни, которые естественным образом должны привести к ощущению вдохновения, тогда его молитва называется «кева». Человек становится безразличным к величайшей хвале Бога: впечатляющим чудесам Вселенной.

«Они будут трепетать перед Тобой перед солнцем и пред луной во все поколения» (Техилим 72:5). Что означает этот стих? Восхваляя и осознавая законы природы, человек придет к познанию Бога. Это соответствует словам пророков: «Поднимите очи ваши высоко и посмотрите, Кто сотворил все это» (Йешаягу 40:26). Таким образом, каждый человек с понимающим сердцем должен использовать возможность встретиться с Богом через чудесную Вселенную, которая всегда воздает хвалу своему Создателю. (EA, Берахот 1, стр. 124)