9. Духовное значение творчества

Духовное значение творчества

«Я хожу с непреодолимой завистью к светскому миру.

Это зависть, которая поглощает меня. Действительно ли возможно, что сила творчества исчезла в религиозном мире?»

КОГДА РАВ КУК БЫЛ ГЛАВНЫМ РАВВИНОМ ИЗРАИЛЯ, ОН ЧАСТО ВСТРЕЧАЛСЯ с известными политическими деятелями. Однако, похоже, его больше интересовали встречи с вдохновляющими музыкантами, поэтами и писателями. Со временем у него сложились прочные отношения с некоторыми из самых влиятельных израильских еврейских поэтов и писателей, такими как Бялик и Шай Агнон.

Погрузившись в их захватывающие романы и поэзию, Рав Кук был глубоко тронут их творческим подходом. Он отметил, что, к сожалению, в религиозном мире не существует аналогов этим популярным светским писателям и художникам.

Если бы рав Кук был жив сегодня, он бы сказал это так: Почему вдохновляющие светские музыканты поют свои песни перед пятьюдесятью тысячами человек одновременно на огромных стадионах по всему миру, в то время как самые глубокие и глубокие духовные идеи часто игнорируются? или неслыханно? Другими словами, почему религиозный мир так сильно отстает в развитии и использовании творчества?

В этой главе рав Кук объяснит нам, что прежде чем мы сможем перевести религию для людей XXI века, мы должны начать понимать духовную важность творчества.

Творчество – духовная ценность

Ревность к светскому миру

Я хожу с непреодолимой завистью к светскому миру. Это зависть, которая поглощает меня. Действительно ли возможно, что сила творчества прекратилась в религиозном мире?... Неужели все это отдано светскому миру? Как это могло произойти? Чтобы начать решать эту проблему, мы должны пересмотреть свои действия и убеждения. Это должна быть честная критика, положительная или отрицательная, касающаяся всех сфер нашей духовной жизни...

Моя постоянная боль – это зависть к святому. Пронзительная боль пронзает мое сердце, когда я вижу, как мирские мысли и мечты распространяются по всему миру, завоевывают сердца людей, приобретают последователей и в конечном итоге воплощаются в конкретные дела, тогда как мечты и мысли о святости остаются в покое, как мертвый камень, который никто не поднимает. вверх или уведомления. Нет никого, кто был бы готов объяснить, расширить и помочь миру оценить эти святые идеи. Нет и человека, стремящегося помочь претворить их в практические дела. И вот от всего этого я заболеваю и терплю сильные душевные боли. Это мои страдания любви, которые заставляют меня громким голосом призывать к провозглашению духовной революции. (С, стр. 215-17)

Развивайте духовное понимание искусства

Чтобы преодолеть хаотическую разрушительность атеизма, мы должны воспитывать религиозных людей так, чтобы они были физически здоровы, а также духовно здоровы. Мы должны помочь им развить утонченную чувствительность и осознание красоты эмоций. Это возможно только через приобщение к чудесной красоте, которая существует в музыке, поэзии, природе и всех искусствах. «Красивый дом, красивая супруга и красивая мебель расширяют сознание человека» (Брахот 57б). (ОЕ, стр. 17)

«Я действительно думаю, что Рембрандт был цадиком»

Когда я жил в Лондоне, я посещал Национальную галерею. Моими любимыми картинами были картины Рембрандта. Я действительно считаю, что Рембрандт был цадиком. Знаете ли вы, что когда я впервые увидел работы Рембрандта, они напомнили мне легенду о сотворении света? Нам говорят, что когда Бог создал свет, он был настолько сильным и проникающим, что можно было видеть от одного конца света до другого. Однако Бог боялся, что нечестивцы могут злоупотребить этим. Что он делал? Он сохранил этот свет для праведников, чтобы они могли использовать его, когда придет Машиах. Но время от времени встречаются великие люди, которым повезло и привилегия увидеть это при жизни. Я думаю, что Рембрандт был одним из них, и что свет на его картинах — это тот самый свет, который изначально был создан Богом. (« Еврейские хроники | Лондон», 13 сентября 1935 г., стр. 21).

Поэзия проясняет смысл жизни

Вера — это поэзия жизни, поэзия реальности, поэзия существования. Стихотворение дает нам самое глубокое понимание, самое глубокое и самое проникновенное понимание идеи, которое никогда не смогут передать сухие слова. Поэтому наиболее подлинная перспектива жизни находится именно в поэтической стороне жизни, а не в той обыденности, которую можно описать в прозе.

Горе тем, кто хочет лишить свою жизнь красоты поэзии; они потеряют всю глубину жизни и всю ее внутреннюю правду. Сама проза имеет смысл лишь постольку, поскольку она укоренена в поэзии жизни. (СК 1:165)

Самая чистая песня

Нет в мире песни, в которой не было бы света святой веры. Однако истинно святая песня — это та, в которой святость проявляется в духе музыки в ее чистейшей форме. Только служители святости, служители Божии поют такую ​​песню. (СК 8:179)

Преувеличение, которое на самом деле является правдой

Цадиким (истинно праведные люди) видят мир во всем его величии и поэтому иногда преувеличивают. Однако на самом деле они говорят правду со своей точки зрения на мир, которая на самом деле является более глубокой. «Как велики творения Божии; насколько глубоки Твои мысли» (Теилим 95:6). (КИК 2, Пинкас 5:145)

Поэтические глаза видят духовность во всем

Если хочешь, человек, взгляни на божественный свет внутри всего. Посмотрите на небесную жизнь и на то, как она разливается во все стороны и уголки реальности. Божественный свет присутствует как в духовном, так и в физическом мире. Оно стоит как перед глазами тела, так и перед глазами души.

Созерцайте чудеса творения. Посмотрите на божественную жизнь внутри них. Не воспринимайте Вселенную как блеклый образ, который издалека находится в поле вашего зрения. Скорее, вы должны быть знакомы с реальностью, в которой вы живете. Познай себя и свой мир. Знай мысли своего сердца и каждого провидца и философа. Найдите источник жизни, который находится внутри вас, который находится за пределами вас и который окружает вас. Познайте славу жизни, частью которой вы являетесь.

Вы должны взять любовь внутри себя и возвысить ее до мощного, утонченного и прекрасного источника. Распространите эту любовь на все ее ветви, на все, что имеет внутри душу жизни. Только вина воспринимающего заставляет свет казаться уменьшенным. Посмотрите на свет и на его сущность. Не позволяйте описательным именам поглотить вашу душу. Действительно, слова и буквы отданы в ваши руки; вы не отданы в их руки.

Поднимайтесь выше и выше. У вас огромная сила. У вас есть духовные крылья. У тебя крылья могучего орла. Не отрекайтесь от них, иначе они откажутся от вас. Ищите их, и они немедленно найдут вас. (ОК 1, стр. 83-84)

Мы должны поощрять творчество

Вы поэтическая душа?

Человек, обладающий поэтической душой, должен осознавать свои уникальные черты личности и уделять пристальное внимание своим индивидуальным желаниям и стремлениям. Нужно осознавать особые движения своей души и особую духовную диету, необходимую для ее питания. Эта духовная пища так же необходима поэтической душе, как кислород для дыхания.

Даже если такой человек вынужден ассоциироваться с другими видами знаний (в том числе и с другими религиозными предметами), к которым его не тянет, никогда нельзя забывать, что нужно оставаться верным своей уникальной и независимой духовной основе. И к каждому виду работы, разговору, религиозной или академической идее надо подходить со своей чистой и могучей души, наполненной святой песней. (ОК3, стр. 21с)

Немедленно запишите свое вдохновение

Очень важно следить за своими мыслями и воображением и записывать каждую идею, как только она рождается в глубине души. Надо наблюдать за ним, когда он приходит из сокровенных сфер к явленному свету, и фиксировать все впечатления, которые ощущаешь на пути его развития. (СК 8:52)

Новый духовный язык

Письмо раввину Ицхаку Леви (секретарю ешивы Мерказ ха-Рав и одному из ее соучредителей), 26 сентября 1913 г.

Я хочу призвать вас и всю молодежь, которая стремится погрузиться в духовную жизнь... в отношении развития письма. Мы должны приобрести себе умение писать; это должен быть стиль, полный жизни во всех ее формах - как информативных, так и поэтических. Если среди нас есть кто-то, кто чувствует внутреннюю тягу к песне и поэзии, пожалуйста, не пренебрегайте этим талантом...

Сейчас, хотя я всегда говорю себе и другим, что важнейшими чертами характера, которые мы должны иметь, являются миролюбие и доброта, мы все же должны быть готовы к духовной войне – внутреннему и внешнему Амалику. Мы должны вооружиться оружием нашего времени: ручкой.

Чтобы привлечь людей нашего поколения, мы должны перевести все наши священные писания – принципы и эмоции почти всей Торы – на современный язык. Это можно сравнить с писцом Эзрой, который изменил слова Торы. Одной из главных причин, по которой он это сделал, было желание помочь своему поколению приблизиться к пониманию этого...

Огромное собрание духовных писаний недоступно, и наша обязанность — каждый день извлекать из них и переводить их на современный язык... Мы должны использовать ежедневную и еженедельную газету « ХаМориа». Мы не должны воспринимать как должное любую возможность поместить в книгу слова истины и очарования. (ИР 2, стр. 225-26)

Ешива должна обучать творчеству

Письмо раввину Ицхаку Халеви Герцогу (преемнику рава Кука на посту главного ашкеназского раввина земли Израиля), 1 августа 1908 г.

... Я не говорю, что все люди в ешиве должны быть экспертами во всех областях мысли. Очевидно, что это выше возможностей большинства людей. Лишь немногие йехидей сегула (уникальные души) рождаются с талантом впитывать знания со всех точек зрения, в то время как большинство людей могут стать экспертами только в определенной области. Как учат: «Человек изучает только ту тему, которую желает его сердце» (Авода Зара 19а).

Однако, несмотря на все это, ешива обязана дать еврейскому народу все, чего ему недостает. А поскольку одной из главных вещей, которая привлекает сердца людей и оказывает большое влияние на наше поколение, является творческая литература и поэзия, мы также должны позаботиться о том, чтобы у нас были религиозные специалисты в этой области.

Действительно, не должно быть общепризнанным фактом, что каждый талантливый писатель и известный поэт является атеистом или уже отказался от своей религии. Мы должны разрушить это клеймо и показать миру поэтическую красоту, исходящую от тех, кто погружен в источник естественной жизни нации, от тех, кто верен Богу, источнику вод жизни. (ИР1, стр. 195)

Письмо в художественную школу Бецалель

Письмо в Академию искусств и дизайна Бецалель, 1908 г.

«Здесь есть люди, которые говорят, что создание школы еврейского искусства не должно быть приоритетом в данный период времени. Говорят, что есть более насущные и важные вопросы... Тем не менее, желание, идущее из сердца своего народа, само это стремление есть признак того, что есть жизнь и надежда на успех.

Однако этот признак жизни — не просто пустой символ. Это может принести много практической пользы. Развитие и рост еврейского искусства принесут финансовую прибыль многим еврейским семьям, живущим на земле Израиля. «И плоды его будут в пищу, и листья его будут для исцеления» (Йехезкель 47:12).

Кроме того, это поможет развить эмоции красоты и чистоты у детей Сиона... Это поднимет настроение многим подавленным душам и поможет дать им более ясный и просвещенный взгляд на красоту жизни и природы, а также на важность работа и сельское хозяйство. (ИР 1 стр. 204)

Официальная идеология художественной школы «Бецалель»

Обучить жителей Иерусалима ремеслам, развивать оригинальное еврейское искусство и поддерживать еврейских художников, а также находить визуальное выражение столь желанной национальной и духовной независимости, которая направлена ​​​​на создание синтеза между европейскими художественными традициями и еврейскими художественными традициями Востока. и Запада, а также интегрировать ее с местной культурой Земли Израиля (http:/ 1 www.bezalel.ac.il/en/about/landmarks/ )


Борис Шац (1866-1932), основатель Академии искусств и дизайна Бецалель, в 1906 году. Шац был настолько благодарен за поддержку рава Кука, что подарил ему гобелен. Рав Кук немедленно повесил его на стену на всеобщее обозрение в главной комнате своего дома, где он и остается до сих пор.

Возрождение еврейских духовных книг

Письмо раввину доктору Моше Зайделю (профессору библейских исследований в теологической семинарии раввина Исаака Эльханана и одному из ближайших учеников рава Кука), 21 октября 1908 г.

Для меня очень важно, чтобы между нашим обществом духовных искателей была сильная и любящая связь. Мы – люди, осознающие, что впереди нас ждет новая и огромная духовная работа.

Духовным элементам Торы (агада, Мидраш, еврейская философия и каббала) необходимо уделять по крайней мере такое же количество энергии, какое уделяется практическим частям Торы (Танах, Мишна, Гемара и Галаха). Это, безусловно, одна из наших будущих целей. Мы должны начать записывать мыслительные процессы, вопросы и ответы о принципах веры. Они должны быть выражены с ясной логикой и эмоциональным интеллектом.... Все это должны писать именно люди, живущие в мире Торы.

Хотя это правда, что в нашем поколении есть люди, которые уже писали об этих вещах, большинство из этих авторов оставили иудаизм ради светской жизни. Поэтому эти люди не способны

полностью постичь скрытый и вечный свет Торы и иудаизма. Когда дело доходит до вопросов практической стороны Торы, все искатели нашего поколения могли обратиться за советом к ответам древних раввинов. Ведь в вопросах практичности есть ясность в большинстве деталей. Мы должны сделать то же самое с интеллектуальным и эмоциональным интеллектом духовных элементов Торы. Духовные принципы поднимутся выше, прольют свет и оживят практические детали. Поэтому я хочу начать регулярную переписку со всей духовно ищущей молодежью, знающей Тору и любящей ее.... Вместе мы должны начать возрождать заброшенный мир еврейских духовных книг.

Но в зависимости от того, насколько важно дело, настолько же будет и размер препятствия... Но я не буду отчаиваться. Я возлагаю надежду на Бога, который дает нам свет миру... чтобы помочь мне осуществить мою мечту. И та фраза, которую я привык говорить, наконец-то исполнится: «Из мыслей моего ума будут собраны материи и выражены в буквы и слова. Затем они будут преобразованы в эссе, главы и, наконец, в книги, которые будут распространяться».

Мы должны спеть эту песню вместе. И с четырех концов земли Израиля будут слышны эти песни. Действительно, радость Божия будет нашей силой. (ИР1, стр. 213)

Как духовность и творчество вдохновляют друг друга

Тшува как стимул для поэтического письма

«Внутренняя борьба тшувы представляет собой огромный творческий материал для певцов горя и ткачей трагических историй. Оно пробуждает их инструменты и раскрывает их творческие таланты. (ОТ 8:10)

Машиах будет писателем-поэтом

«Прекрасные и глубокие эмоции тшува ( духовной трансформации) должны раскрываться посредством творческого письма. Это в порядке вещей

Шай Агнон (1880-1970), великий еврейский писатель, лауреат Нобелевской премии. Агнон глубоко уважал рава Кука. Он часто приходил в дом рава Кука, чтобы поговорить о духовных вопросах. Когда его спросили, почему он никогда не написал роман по мотивам Рава Кука, Шай Агнон ответил: «Я никогда не смогу отдать ему должное».


что наше революционное поколение поймет тшуву в глубине своей души по-новому и по-новому. Люди вернутся в иудаизм и исцелятся. Восстанет певец тшувы . Этот человек будет певцом жизни, певцом революции и певцом искупаемой сейчас национальной души. (ОТ 17.5)

Из речи Шая Агнона на Нобелевской премии

В результате исторической катастрофы, во время которой Тит Римский разрушил Иерусалим и Израиль был изгнан со своей земли, я родился в одном из городов изгнания. Но я всегда считал себя человеком, родившимся в Иерусалиме ( http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/literature/laureates/1966/agnon-speech.html ).

Что-то внутри заставляет меня писать

Я всегда веду эту внутреннюю борьбу: сильный дух подталкивает меня говорить о тшуве. Все мои мысли сосредоточены на этом. Действительно, тшува занимает большую часть Торы и жизни. На этом основаны все наши индивидуальные и коллективные надежды. Тшува – мицва, которая, с одной стороны, является одной из самых простых мицвот, поскольку даже мимолетная мысль о тшуве уже считается тшувой. С другой стороны, это одна из самых трудных заповедей, поскольку она никогда полностью не материализуется в этом мире.

Я постоянно думаю и говорю о тшуве и ни о чем другом. Столько об этом уже написано в Торе, Невииме и словах древних раввинов. Однако, несмотря на все это, тшува все еще неясна и требует разъяснения. Творческое письмо, существующее во всех сферах, где есть песня и жизнь, еще не проникло в глубину тшувы. Оно даже не начало обращать на это внимание и понимать его природу и ценность. Оно не развило своей бесконечной поэтической природы и уж точно не затронуло поверхности своей практической стороны.

Я чувствую внутренний толчок поговорить о тшуве. Меня пугают собственные мысли: «Действительно ли я достоин говорить о тшу-ва?» О тшуве писали величайшие мыслители прошлых поколений – чистейшие пророки и раввины, святейшие хасиды . И как я могу стоять в их обществе? Тем не менее я не позволю никакой слабости в мире освободить меня от моего внутреннего обязательства. Я вынужден говорить о тшуве. В частности, я должен озвучить как ее поэтическую, так и практическую стороны. Я должен помочь нашему поколению понять ее глубину и помочь нам реализовать ее в нашей индивидуальной и коллективной жизни. (ОТ, введение)

Бецалель как образец для подражания для художников

Рабби Йегуда сказал от имени Рава, что Бецалель знал, как сочетать буквы алеф-бета, создавшего небо и землю. Как написано: «Бецаэль был наполнен духом Божьим, хохмой (разумом), биной (разумением) и да ат (мудростью)». И затем написано: «Бог сотворил землю с хохмой и небеса с биной». И затем написано: «Божьим даом земля разверзлась, и небо наполнилось росой». (Берачот 55а)

Настоящий талант художников проявляется тогда, когда они достигают такого состояния сознания, что дух Божий вдохновляет их художественное выражение. Тогда они способны воспринимать глубины как физической, так и духовной природы Вселенной. Фактически, все черты характера, приписываемые Творцу вселенной, также должны быть найдены в мудрости великих художников... Чтобы Бецалель создал Мишкан, он должен был быть вдохновлен духом Божьим. У него была хохма (интеллектуальная способность) для проектирования физической структуры, бина (понимание духовной цели) и да ат (мудрость) для применения этих физических и духовных идей в самых точных и сложных деталях (ЭА, Берахот 2 , стр. 126)

Описание настоящего еврейского автора

Для еврейского автора невозможно добиться настоящего успеха без того, чтобы его душа сначала не прошла через духовную трансформацию. Любой писатель, который не сосредотачивается на очищении своих черт характера, поступков и мыслей... не может называться настоящим писателем. Необходимо сочетание внутреннего мира, переполненного светом и эмоциональным величием, со стремлением к совершенствованию собственных недостатков....

«Древние раввины назывались софримами (писателями, но также означает «счетчики»), потому что они умели считать буквы Торы» (Хагига 15б). Считая буквы Торы, они превратились в людей, сочетающих смиренный дух с уверенностью в себе, и, таким образом, заслужили звание «писателей». Поэтому, если мы действительно хотим возродить еврейскую литературу, мы должны вернуться на этот святой путь. Мы должны научиться соединять мир святости с миром письменности. Как написано: «Там будет путь; и этот путь назовется святым.... И те, кто пойдет по этому пути, будут искуплены» (Йешаягу 35:8-9). (О, «Хатехия» 36)

Творчество должно быть нравственным

Наступит время, когда каждое стихотворение и каждый поэт духовно преобразятся. Тогда мир осознает великую силу и ценность поэзии. Это приведет к духовному развитию мира; свет расширится и вспыхнет. Чувствительные души, осознающие нечистые ценности многих стихотворений, будут протестовать против любой лирики, которая прикрывает свою негативность поверхностной линией доброты или светлой мелодией.

Этот нечистый дух, как и все виды нечистоты, уйдет и будет уничтожен из мира. Красота займет свое место, и поэзия духовно преобразится. Каждый поэт начнет понимать великую и святую ценность своей поэзии. Человек не возьмет в руки перо, не очистив предварительно душу и не возвысив мысли. Размышления о тшуве будут предшествовать любому новому творению.

Только тогда творчество выразится во всей своей чистоте. Дух Божий и душа нации будут проявляться через поэзию. Наступит время, когда безнравственная поэзия будет презираться, и еврейский народ наконец скажет: «Что касается Меня, то это Мой завет с ними», — говорит Бог. «Дух Мой, который на тебе, не отступит от тебя, и слова Мои, которые Я вложил в уста твои, всегда будут на устах твоих, на устах твоих детей и на устах их потомков – с этого времени во веки веков», — говорит Бог» (Йешаяу 59:21). (О, «Хатехия» 37)

Рав Кук всю свою жизнь пытался вдохновить окружающих его людей. Он был известен как харизматичный оратор.

Творчество должно быть легким

Невозможно задушить творчество в человеке, душа которого постоянно творит из своего источника. Когда человек чувствует себя скованным чувством умственной усталости, это признак того, что он воспринимает свое творчество как акт труда и труда. Но чем больше вникаешь в суть творчества, тем больше понимаешь, что труда и труда не существует. Бог сотворил мир совершенно без усилий и труда. Следовательно, чем больше человек подражает Богу, тем больше он способен творить, не испытывая чувства напряжения.

Самые чистые цадики, самые святые люди возвышаются над сознанием любого труда и усилий. Хотя они, конечно, и готовы много трудиться, страдать, жертвовать... ради исполнения воли Божией, тем не менее, они всегда наполнены душевным спокойствием, и энергия восторга постоянно наполняет их святые души. Источник интеллектуального и эмоционального вдохновения разбухает и льется в них со всех сторон. Что бы они ни слушали и ни чувствовали, «все вызывает присутствие Бога» (Теилим 29:9). «Все взывает свято, свято, свято, легионы Божьи наполняют землю Своим присутствием» (Йешаяу 6:3). Тогда творческая свобода и все ее блага расширяются в уме и сердце человека.

В каждый момент создаются и формируются новые миры. Прошлые миры, которые когда-то были созданы, исчезают и воссоздаются в более новой, более высокой, святой, более утонченной и красивой форме... Нет чувства усталости, ограничения, труда или работы. Скорее, человек испытывает только покой и радость. «И я буду радоваться в Боге. Я буду радоваться о Боге, Спасителе моем» (Чавакук 3:18). (ОК 1, стр. 168)

Что мотивирует меня писать?

Открытое письмо, адресованное всей молодежи Израиля, любящей Тору, 1905 г.

Я пишу не потому, что у меня есть силы писать, а потому, что мне не хватает сил молчать. (ИР1, стр. 24)

Запись опубликована в рубрике: .