Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

6. Черты характера

Черты характера

«Пока у человека не развилась способность отличать истинное определение черты характера от ложного, духовное преображение не произойдет».

МНОГИЕ МУСАР СЕФАРИМ (ЕВРЕЙСКИЕ КНИГИ ПО САМОПОМОЩИ) ФОКУСИРУЮТ внимание читателей на положительных миддотах (чертах характера), которые им следует стремиться воплотить, и отрицательных, которых им следует избегать. К хорошим чертам характера часто относятся смирение, терпение, скромность, страх Божий и счастье, тогда как к отрицательным чертам характера могут относиться высокомерие, гнев и депрессия. Цель – объяснить, что такое хорошо и что такое плохо, чтобы человек знал, как правильно себя вести.

Однако рав Кук считал, что в этом подходе чего-то не хватает. Я беспокоился, что люди могут навредить себе и другим, пытаясь приобрести черты, которых они по-настоящему не понимают. Человек может попытаться достичь смирения, но в итоге у него просто занизится самооценка, или попытаться искоренить гнев, но в итоге остаться безразличным к любому негативу.

Подход рава Кука к личностному росту заключался в том, чтобы сначала четко определить черту характера, а уже потом пытаться воплотить ее. Четкое определение того, чего человек пытается достичь, помогает достичь цели.

В этой главе Рав Кук предложит нам переосмыслить, казалось бы, очевидную классификацию хороших и плохих качеств. Он покажет нам, что то, что кажется одной чертой, на самом деле может быть ее полной противоположностью; очень многое зависит от человека и обстоятельств. Возможно, это его главный урок в личностном росте: тщательно понять цель, прежде чем добиваться ее.

Определите черту характера, которую вы ищете

Ложные черты характера

Есть два шага в анализе средней точки (черт характера):

  • i) Человек должен развить способность различать хорошие и плохие черты характера и научиться направлять каждую черту характера для ее правильного использования. Конечная цель состоит в том, чтобы человек смог призвать любую черту характера в тот момент, когда она понадобится.

  • 2) Человек должен развить в себе способность разрывать и очищать каждую отдельную черту характера.

Действительно, поверхностное понимание положительных черт характера является хорошим началом личностного роста и приближает человека все ближе к совершенству. Однако есть черты характера, которые естественным образом сбивают с толку и вводят в заблуждение. Когда человеку неясно определение определенной черты характера, он приходит к чертам, которые кажутся похожими на нее, даже если они негативны и не достигают целей. Поэтому человеку необходимо развивать в себе способность разбирать черту характера и аккуратно выражать ее без каких-либо возможных недостатков. (МА 3.1)

Причина, по которой мы путаем черты характера

Существует несколько причин того, что человек неправильно понимает определение черты характера. Одна из причин заключается в том, что некоторые черты кажутся идентичными на поверхностном уровне. Поэтому, если человек действительно желает достичь определенной черты характера, он должен ясно понять и определить ее. Если человек не осознает ясно эту черту характера, он придет к ее поверхностной и крайней версии. Поэтому крайне важно исследовать каждую черту характера до тех пор, пока не удастся отличить ее реальное определение от того, что на самом деле с ней не связано. (МА 3.1)

Почему тшува не всегда работает

Пока у человека не развилась способность отличать истинное определение черты характера от ложного, тшува не возникнет. (МА 3.1)

Противостояние «плохим» чертам характера

Когда человек чувствует в своем сердце плохую черту характера, он должен быть осторожен, чтобы не начать немедленно войну с ней и не пытаться искоренить ее, поскольку, возможно, преимущества этой черты характера действительно понадобятся человеку в другой области личностного роста. Действительно, не следует на основании поверхностного первого взгляда предполагать, что черта характера, кажущаяся отрицательной, действительно таковой является. Скорее, следует поступать вот что: если на первый взгляд черта характера кажется негативной, следует сдержать ее, скрыть и облечь ценностями Торы и добрыми делами. Под этой древней защитой человек может расти в направлении добра, очищая и отфильтровывая плохое. И со временем яркий свет органично раскроет хорошую черту характера. И на пути образования и личного обучения… человек откроет новые идеи, которые помогут ему выразить эти «плохие» черты характера здоровым способом. Тогда они будут возведены в сферу святости. (СК 2:194)

Смирение

Смирение против низкой самооценки

Смирение, несомненно, является хорошей чертой личности, когда человек понимает, что это такое и как правильно это воплотить и усвоить. Однако неправильное понимание смирения может привести к депрессии, поскольку они внешне похожи.

Счастье и гордыня и распространяют, и расширяют душевные силы, но счастье совершает это хорошо, а гордыня — плохо. Смирение и печаль одновременно собирают и успокаивают духовные силы, но смирение действует положительно, а печаль — отрицательно.

Хотя эти черты внешне делают одно и то же, по сути они совершенно далеки друг от друга. Когда человек верит в чудовищность своей собственной ценности и думает, что это делает его достойным великих дел, но затем обнаруживает в себе недостатки или несовершенства, которые как бы противоречат этому убеждению, он впадает в полную депрессию, хотя в этом нет никакой истины.

Смирение, с другой стороны, вызвано признанием того, что ценность человека и его способность совершать или получать великие дела не связаны друг с другом. Скорее, все величие и добро, встречающееся на пути человека, являются результатом доброты Божией, излившейся на этого человека. Поэтому, даже когда человек чувствует недостаток, он совсем не будет грустить. Человек скорее поблагодарит Бога за те немногие хорошие вещи, которые он все еще признает в себе, и даже будет полон энергии, чтобы приобрести больше навыков и мудрости. Поскольку этот человек видит, что даже в его кажущемся недостоинстве Бог все же изливает такую ​​доброту, то, несомненно, он сможет приобрести еще больше величия внутри и вовне. (МА 3.1)

Опасность обучения смирению

Когда мы учим людей идее смирения перед Богом, но не объясняем им принцип божественного величия, мы вредим их душам, потому что приучили их к жизни в рабстве и смирении. Поэтому мы обязаны сначала научить людей принципу божественного величия, чтобы они поняли, что смирение перед Богом должно естественным образом порождать духовные силы. В самом деле, если все миры… являются одной великой сущностью, то, когда каждый маленький элемент соединяется с божественным целым, он автоматически обретает силу. (СК 1:870)

Истинное смирение против ложного смирения

Я ищу истинное внутреннее смирение. Оно не только не будет удерживать силы души, духовной радости, развития ее талантов и увеличения ее света, но действительно будет источником и побуждением к этим добродетелям. «Полезно быть смиренным духом» (Мишлей 16:19). (СК 6:216)

Хвалить себя

Когда цадики (истинно праведные люди) хвалят себя, они на самом деле наполняются великим чувством смирения. (KYK 2, Пинкас $:144)

Грусть

Два типа грусти

‘!вот меньший тип печали, от которого нужно сразу избавиться, не проходя анализа и объяснений. А еще есть более серьезная печаль, исходящая из сердец мудрых людей… которая требует совершенства. Этот тип печали осознает глубину негативных действий и чувств… и причиняет боль всем видам физических и духовных страданий. Этот тип печали не нужно отталкивать, а скорее направлять к ее внутренней цели. (SK3:7o)

Грусть показывает, что нужно исправить

Мое сердце никогда не сдастся ни перед какой печалью в мире. Ибо я знаю, что эта печаль открывает мне меру несовершенства души, будь то вина, вызванная личными проблемами, или вина, вызванная обществом. Грусть приходит, чтобы обнажить области боли, чтобы помочь исправить и пролить свет на действия, идеи и воображение человека. (СК 6:215)

Чрезмерный материализм вызывает печаль

Мы видим, что склонность к чрезмерному материализму, отделяющая материальное от духовного и ставящая его в центр всех вещей, доводит до глубокой печали. Это потому, что при этом блокируется свет, источник жизни, в каждом материальном объекте, и душа душит нехватку воздуха. (СК 1:359)

Отчуждение от своей сущности вызывает печаль

Ошибочные действия и убеждения человека ответственны за непреодолимую печаль, существующую в мире. Когда человек отчужден от своей сущности – физически или духовно – он погружается в разрушительное мышление, которое сокрушает его непрерывными волнами негатива. Истинное исцеление должно прийти через духовную перестройку себя. Когда убеждения человека перестраиваются, его действия также перестраиваются. Человек начнёт чувствовать ценность и красоту жизни, и душа переполнится счастьем выравнивания. (СК 1:358)

Печаль из-за идеализма

Существует тип печали, которая исходит из глубокого и святого стремления души к высшему благу. Поскольку чем больше человек преследует это, тем больше он видит, насколько это далеко, и наполняется отчаянием. Конечно, это не то же самое, что мрачная печаль, вызванная оцепенением сердца и поиском того, что является внешним по отношению к его истинным желаниям. Напротив, этот тип печали основан на глубоком внутреннем свете, который имеет тенденцию ослеплять из-за своего интенсивного освещения. Однако, когда человек научится поглощать яркость этого типа печали, он освобождается от тьмы к свету. (СК 8:26)

Злость

Гнев, который заставляет вас терять перспективу

С великим гневом, но спокойно и контролируемо, мы должны презирать тот тип взрывного гнева, который развращает разум человека и подрывает все добродетельные качества людей, как индивидуально, так и коллективно. Когда мы видим, как какая-либо секта или группа постоянно говорит с гневом, это явный признак того, что эти люди потеряли перспективу. У них нет смысла, которым можно было бы заполнить свою пустоту. На самом деле они просто злятся на себя. Именно их эго заставляет их проецировать свой ядовитый гнев на других. Самые глубокие мыслители, достигшие вершин справедливости и доброты, исполнены нескончаемой терпимости. Доброта и правда венчают их весь день. (ОК 3, стр. 244)

Внешний гнев

Человеку позволительно вести себя гневно, чтобы создать в доме атмосферу уважения. (Шаббат 105б)

Гнев ядовит, когда он живет в глубине души. Это похоже на чужеродного бога в собственном теле человека. Однако действия, которые кажутся гневом, но на самом деле совершаются с благой целью, не содержат в себе разрушительного качества гнева. Фактически они демонстрируют самообладание, ибо тот, от кого требуется совершить действие, подобное поступку, мотивированному бешеным гневом, — но при этом может контролировать себя и направить действие на этическую цель — тот, кто действительно достоин похвалы. (ЭА, Шаббат 2, стр. 269)

Святой гнев

Рабби Йоханан сказал от имени рабби Шимона Бар Йохая: «В этом мире разрешено сражаться со злыми людьми, как написано: «Те, кто отказывается от Торы, хвалят нечестивых, а те, кто соблюдает Тору, сражаются с нечестивыми». (Мишлей 28:4)». (Берачот 7б)

Можно подумать, что всегда следует запрещать драться с другим человеком, поскольку это обычно мотивируется негативной чертой характера — гневом. Однако выражать гнев на зло посредством борьбы со злодеями – это не просто правильно, это высокоэтичный и разумный поступок.

Поэтому хорошо приобрести правильную интеллектуальную ненависть ко злу, даже если это предполагает форму гнева на личном уровне. (EA, Берахот 1, стр. 35)

ревность

Опасность ревности

Каждый духовный путь уникален. Каждый мир — это мир сам по себе. Из собственного мира уникальный путь другого человека может показаться пустошью тьмы, хотя для этого человека он действительно полон продуктивности и света. Поэтому каждому человеку необходимо очень внимательно относиться к уточнению границ собственного мира. Если кто-то решает заглянуть в мир другого человека, он должен быть осторожным, чтобы защитить себя. Надо только подглядывать, а не задерживаться в чужом мире слишком долго, ибо можно вырвать себя с корнем из своего мира; и невозможно погрузиться в чужой, новый мир.

Можно на мгновение побыть гостем в чужом мире, но, пытаясь обустроить там свой дом, оказываешься живущим среди скорпионов, зажатым и изолированным во тьме. Как написано: «Зачем тебе, сын мой, споткнуться о чужую женщину?» (Мишлей 1:8). «Пейте воду из своего сосуда, текущую воду из своего колодца» (Мишлей 5:1$). (СК 5:152)

Зависть к талантам других приводит к депрессии

Иногда можно впасть в отчаяние, услышав о каком-то великом таланте, которого у него нет. Можно начать думать о себе как о ничто; депрессия начнет затемнять сияние души. Действительно, вся духовная личность человека становится мрачной при сравнении себя с другим человеком, обладающим талантами, которых ему недостает. И поэтому человек должен укреплять себя и не завидовать чужой доле… Надо научиться по-настоящему радоваться своей доле. (СК 2:330)

Святая ревность

«Ревность к мудрым людям увеличивает знания» (Бава Батра 21а). Без зависти к мудрым людям у человека была бы мотивация только воображать, изучать и создавать то, к чему он естественным образом тянется. Это приносит с собой великое благословение, поскольку величайшая красота приходит, когда человек направляет свои усилия на собственные внутренние стремления и таланты. Тем не менее богатство и сложность формируются в человеке в результате доступа ко множеству различных убеждений и идей. Зависть к мудрым людям мотивирует погружение в убеждения относительно

который не тянется от природы, и тем самым увеличивается мудрость в мире.

В конце концов знания станут настолько продвинутыми, что мир станет совершенным посредством объединения всех идей и опыта. Человечество достигнет состояния, когда человеку больше не придется завидовать знаниям другого, чтобы развивать собственную мудрость. (СК4:84)

Высокомерие

Почему мы ищем внешнего одобрения?

Чем меньше человек чувствует себя самооценкой, тем больше он будет искать внешнего одобрения. Лишь тогда, когда человек чувствует себя смиренно в душе, он желает, чтобы другие восхищались и хвалили его – как за то, что у него есть, так и за то, чего у него нет. Следовательно, человек несет ответственность за повышение своего чувства собственного достоинства. Как следствие, язык и отношение человека к себе и другим будут соответствующим образом скорректированы. (МР, «Кавод» 4)

Высокомерие игнорирует самоанализ

Когда человек игнорирует негатив внутри себя, не сосредотачивается на совершенствовании, не признает уродство этого негатива, а затем считает себя праведным… в этом суть высокомерия.

Однако когда человек во все моменты работает над самосовершенствованием – чтобы превратить плохое в хорошее, горькое в сладкое, тьму в свет; честно почувствовать душевную боль внутри; осознавать собственное несовершенство – такой человек считается мастером самоанализа. (СК 6:254)

Высокомерие уничтожает стремление к совершенствованию

Высокомерие притупляет волю человека. А когда воля человека слаба, никакое потенциальное добро не может быть реализовано. (МР, «Гаава» 7)

Лекарство от высокомерия?

Признание высокомерия само по себе является лекарством от высокомерия. (МР, «Гаав» 6)

Когда высокомерие сочетается с низкой самооценкой

Крайние противоположные черты характера переплетаются, когда высокомерие достигает своего пика и человек считает, что достиг предельного совершенства. Человек больше не чувствует необходимости искать и стремиться к большему совершенству. Это заставляет душу, природа которой состоит в том, чтобы всегда искать свою истинную ценность, чувствовать себя пустой и никчемной. Из-за яда высокомерия у человека отсутствует ценность, называемая стремлением к росту, и, следовательно, жизнь теряет свою цель. Чтобы заполнить эту великую пустоту, человек начинает искать одобрения у других. Таким образом, преувеличенное ощущение собственного величия фактически приводит к низкой самооценке. Человек выбирает быть порабощенным реакциями своего окружения и идет на крайние меры, чтобы угодить другим.

Но эти усилия принесут лишь поверхностное одобрение со стороны других, и вскоре даже этот эффект полностью исчезнет, ​​если только желание завоевать одобрение других не станет интернализированным до такой степени, что человек полностью потеряет чувство идентичности. а вместе с этим и чувство собственного достоинства. (ЭА, Шаббат 2, стр. 90)

Святая гордость

Надо проанализировать чувства гордыни, существующие внутри души, и научиться различать высокомерие, разрушающее отношения как к самому себе, так и к Богу, от самоуверенности, расширяющей кругозор и напоминающей о своем духовном значении. Часто бывает, что сердце переполняет уверенность, которая на первый взгляд кажется высокомерием. Однако, исследуя это чувство, можно обнаружить, что вместо этого оно наполняет душу божественной уверенностью.

Если кто-то попытается дистанцироваться от этой «гордыни», то он не только ничего не сделает для своей души, но и покалечит все свои духовные силы. Это приведет к депрессии, и человек будет верить, что эта депрессия — это близость к Богу, хотя на самом деле это предельная удаленность от Него. (МР, «Гаава» 25)

Святое самолюбие

Любовь к самому себе может выражаться бесхитростно и искажаться, мотивируя злые поступки и создавая плохие черты характера. Чем больше у человека талантов и способностей, тем больше разрушение самого себя принесет разрушение миру. С другой стороны, любовь к себе может быть святой и идеальной. Все зависит от того, насколько человек совершенствует свой разум, чувства и действия. Ибо когда человек совершенствуется и его хорошая сторона растет и наполняет все его существо, его взгляд на реальность освещается радостью, потому что он смотрит на внутреннюю ценность всех вещей. И действительность действительно хороша, когда человек, смотрящий на нее, живущий ею и действующий в ней, хорош. (СК 1:115)

Острая необходимость в святой гордости

Когда человек чувствует себя настолько отягощенным, что не может сделать ни малейшего шага к росту, ему необходимо подняться через черту святой гордости. Человек должен смотреть на себя исключительно позитивно и находить хорошие качества во всех своих недостатках. Ибо когда человек сосредотачивается на поиске своих хороших качеств, его ошибки немедленно преобразуются во благо. Фактически, человек начинает находить в себе столько хороших качеств, что становится вне себя от радости, и каждый день будет приносить умножение его положительных действий. (МР, «Гаава» 26)

Остерегайтесь ложного смирения

Иногда человек становится чрезвычайно самоуверенным из-за наплыва святой гордыни. Именно в этот момент такой человек находится на уровне святая святых и говорит огненные слова. В этом состоянии человек приходит в ярость на любой низкий дух, который пытается накормить его ложным смирением. На самом деле эта уверенность наполнена смирением, сочетающимся с силой, счастьем и любовью видеть, как каждый добивается успеха. (МР, «Гаава» 27)

Свобода

Внешняя свобода против внутренней свободы

Разница между рабством и свободой — это не просто вопрос внешнего статуса, когда один человек заключен в тюрьму у хозяина, а другой человек не заключен в тюрьму. Ибо можно найти разумного раба, дух которого полон свободы, а можно найти и свободного человека, обладающего духом раба.

Истинная свобода — это когда человеком или нацией руководит возвышенный дух, чтобы оставаться верными внутренней сущности и божественному образу внутри. Тогда человек чувствует, что его жизнь мотивирована более великой целью, которая соответствует его истинному «я». С другой стороны, тот, кто живет жизнью, не имеющей отношения к его внутреннему характеру, наполнен духом рабства. Тогда человеком движет то, что хорошо и приятно тому, кого он считает авторитетным. Тем не менее, мы должны двигаться к внутреннему свету личной свободы. Как написано: «На скрижалях начертано» (Шмот 32:16) – читай не чарут (высечено), а черут (свобода)» (ТаннаДевейЭлиягуЗутайй}. (ОР2,с.245)

Покорность — не идеальная религиозная черта

Великие провидцы испытывают высший уровень свободы. Они не могут быть вовлечены в какую-либо форму подчинения, потому что все виды подчинения на самом деле являются подчинением людям. Фактически, даже принятие небесного царства обычным способом, который делают массы, является формой подчинения людям. Понимание небесного царства вышло из своего идеального состояния, и его свет померк из-за ограниченности человеческих существ. Высшее стремление к свободе – это идеальная версия тшувы (духовного роста). (СК2:160)