Первая песня
Песня Личности
Человек
«Когда мы забываем индивидуальную душу, когда перестаем обращать внимание на внутреннюю жизнь человека, все становится запутанным и неясным».
МНОГИЕ СМОТРЯТ НА РЕЛИГИЮ КАК МИР КОНФОРМАЦИИ (единообразие). Человеку заповедано молиться теми же молитвами, что и ближнему, есть ту же пищу, соблюдать те же праздники, подчиняться тем же законам, что и всем остальным. В самом деле, разве центральный принцип каждой монотеистической религии не подразумевает, что «один Бог подходит всем»?
Однако в современную эпоху люди больше не заинтересованы в жизни в послушании и подчинении. Люди ищут личный и уникальный образ жизни. «Я» — это самое ценное достояние нашего поколения, и мы не готовы отказаться от него ради какой-то древней традиции наших предков. Мы чувствуем, что если религия может предложить нам только conformity (единообразие), тогда нам лучше искать духовный смысл в другом месте. Неудивительно, что буддизм и другие практики, направленные на индивидуальное просветление, стали настолько привлекательными для нашего поколения.
Есть истина и необходимость в смысле коллективной принадлежности к еврейскому народу, но когда личность не находит самовыражения, наша община становится одним из призраков.
В этой главе рав Кук расскажет нам о высочайшей важности роли личности в иудаизме.
Быть верным себе
Мир забыл свою внутреннюю сущность
Когда мы забываем индивидуальную душу, когда перестаём обращать внимание на внутреннюю жизнь человека, всё становится запутанным и неясным. Поэтому начало тшувы (духовного роста)… это возвращение к себе, к Источнику своей души. Возвращение к себе приводит к немедленному возвращению к Богу, к Душе души; таким образом человек будет расти все выше и выше в святости и чистоте.
Этот принцип верен для преобразования личности, нации, человечества и всего существования. Все разрушения происходят только потому, что мы забыли и проигнорировали свое «я». На самом деле, если человек выражает желание вернуться к Богу, но не заинтересован в сосредоточении внимания на себе, то это поддельный и лживый тип тшувы , посредством которого человек произносит имя Бога всуе.
Поэтому только в великой истине возвращения к себе личность, нация, человечество и все сущее вернутся к своему Создателю, к Свету жизни. В этом секрет света Машиаха – в его освещении весь мир вернется к своему Источнику. (СК 8:213)
Корень всех грехов: игнорирование себя
«Я нахожусь в глубине изгнания» (Йехезкель 1:1). Это относится к внутреннему, сущностному «Я» — индивидуальному или коллективному.
«И мы, и наши предки согрешили» (Теилим 106:6). Это намекает на грех Адама Харишона, отдалившегося от своей сущности. Он согласился с мнением змеи и таким образом потерял себя. Он не смог внятно ответить на вопрос «Аека?» (Где ты? [Берешит 3:9]), потому что он не знал себя, ибо он потерял свое истинное «Я». Он поклонился чужому богу.
И в этом был грех Израиля, который «обольстился чужими богами» (Дварим 31:16, где упоминается грех золотого тельца). Она отказалась от своего существенного «я». «Израиль пренебрег добротой» (Осия 8:3)....
И так мир продолжается, погружаясь в разрушение каждого «я» — индивидуального и коллективного. Приходят опытные преподаватели и сосредотачиваются на поверхностном. Они тоже отвлекают сознание своих учеников от «Я».
Они подбрасывают в огонь солому, дают жаждущему уксус и наполняют умы и сердца всем безличным для них. И мало-помалу «Я» забывается. А когда нет «Я», нет и «Он», и тем более нет «Ты».
[Машиах называется] «дыханием ноздрей наших, Помазанник Божий» (Эйха 4:20). В этом его сила и великая красота – в том, что он не является внешним по отношению к нам. Он — дыхание наших ноздрей. Мы будем искать Всевышнего, нашего Бога, и Давида, нашего царя. Мы будем трепетать перед Богом и Его благостью.
Мы будем искать свое «Я». Мы будем искать свою суть – и откроем. Удалите всех чужих богов, удалите всех странных и незаконных. И тогда ты узнаешь, что Я — Всевышний, Бог твой, Который выводит тебя из земли Египетской, чтобы быть твоим Богом. Я Всевышний (перефраз Шмот 6:7)? (ОК 3, стр. 140-41)
Мы пренебрегли личностью
Для нас невозможно говорить о национальной революции, если мы не говорим прежде всего о революции каждой уникальной личности. Фактически, забытая революция индивидуальной души — это то, что действительно удерживает нас от национальной революции. (О, «Исраэль» 7.17)
Проблема с национализмом
Есть две проблемы с национализмом, которые необходимо решить, чтобы он мог усовершенствоваться.
Во-первых, национализм недостаточно фокусируется на индивидуумах.
Теперь, поскольку человек часто имеет большие физические и духовные потребности, дела начинают идти не так, как только они не удовлетворяются, и нация теряет свою силу.
Вторая проблема заключается в том, что национализм фокусируется только на физическом мире. Но душа реализуется через нахождение моста между физическим и духовным мирами. Для того чтобы это произошло, национализм должен быть открыт для влияния духовности и философии. (СК 1:650)
Совершенствование мира через совершенствование себя
Идеальное совершенство человека может быть достигнуто только путем сосредоточения его энергии на максимально возможном совершенствовании собственного индивидуального «я». Но в то же время человек всегда должен помнить, что его собственное индивидуальное совершенство никогда не будет завершено до тех пор, пока еврейский народ не достигнет успешного национального совершенства. И от национального совершенства человек должен стремиться к совершенству всего человечества.
Однако нужно быть осторожным и никогда не позволять своему желанию улучшить массы подорвать совершенство своих индивидуальных черт характера и поступков. (EA, Берахот 1, стр. 47)
Сначала найди себя
Индивиды должны найти себя в себе, и только после этого можно найти себя в мире.
Община должна найти себя в себе, и только после этого она сможет найти себя во всем человечестве.
Человечество должно найти себя в себе, и только после этого оно сможет найти себя во всем мире. (СК 8:41)
Утомление соответствовать массам
Есть определенные праведники, которые, несмотря на очень духовные черты характера, ощущают тревогу и напряжение в душе. Они не уделяют достаточного внимания своему внутреннему величию; они не очень-то верят в святость своих желаний. Как следствие, они не осознают невероятный свет, заключенный в их мыслях. Они ходят, согнувшись, над ними висит тяжесть мира и его жестокий гнев. Они испытывают огромную духовную боль. Все ограниченные мысли масс истощают их дух, и им не хватает сил подняться на полную высоту своих мыслей и желаний.
В конце концов, они будут вынуждены освободиться и проснуться от этого умственного сна. И несмотря на весь мир и уважение, которые они оказывают путям масс, они должны вернуться к Богу, Который всегда открывается им через их собственные уникальные окна. (СК 8:6)
Индивидуальная и универсальная трансформация взаимосвязаны
Чем больше человек занимается самопреобразованием, тем больше трансформируется мир. (СК 1:454)
Образование и индивидуальное Я
Когда образование отвлекает от самого себя
Духовные идеи созидают каждого человека по-своему, уникально. Любая форма слушания должна использоваться как инструмент для построения внутреннего «я». Центр Торы – личная линия каждого человека. Именно по этому нас будут судить. Это самый глубокий вопрос. Это наша самая тяжелая ответственность.
Есть люди, которые настолько широко открыли свои уши, что потеряли внутренний фокус. Они знают много имен; только свои имена они забыли и уже не узнают.
Следовательно, все их усилия напрасны. У них нет другого выбора, кроме как заткнуть уши, чтобы не слышать ничего внешнего. Только после этого травматического разрушения глухоты они смогут вернуться и обновиться. (ОК 3, стр. 139)
Индоктринация против образования
Целью какого-либо внешнего воздействия – будь то из священных или светских источников – не является заставить замолчать свой дух и заглушить независимые мысли. Скорее, внешняя информация должна обеспечивать вдохновение, которое человек может усвоить в свое независимое «я». И благодаря этому процессу собственные мысли будут развиваться и обретать силу.
Человек, истощенный чувством лени, начинает думать, что цель всей внешней информации — опровергнуть его мысли, раздавить и сбить их с толку. В результате такого типа мышления человек чувствует себя вспыльчивым и ему не хватает мотивации для роста.
Действительно, святое и мирское действительно влияют на ваш дух. Однако когда вы интегрируете их, ваше внутреннее «я» обогащается. (ОК, стр. 67)
Уникальное духовное учение рава Кука привлекало как религиозных, так и светских людей. Вот рав Кук ведет занятия в своей ешиве в Иерусалиме.
Понимание себя
Понимание себя – это высший уровень духовности. Как правило, все, чему человек учится, всегда извлекается из внешнего мира. Это в отличие от своих мыслей, которые приходят к человеку из глубины души. Все, что мы узнаем из внешнего мира, следует рассматривать только как инструмент для достижения сокровенного сердца, глубин души, внутренней логики собственной мудрости. (СК 5:281)
Отсутствие интереса к экспертному обучению
Великие духовные люди обнаруживают внутри себя сопротивление тому, чтобы быть опытными учениками, поскольку внутри них уже все живо...» Я должен сосредоточить свое время на раскрытии глубин своей собственной души. Для таких людей обучение должно выступать просто внешним помощником и не более того. Главным источником, который приведет их к духовному преображению, должна быть их собственная внутренняя Тора. «И над своей [собственной] Торой человек должен размышлять день и ночь» (Теилим 1:2).
Однако иногда человек не осознает собственной ценности и сосредотачивается на отношении других людей к Торе. Затем человек решает, что должен стать опытным учеником. Именно в этот момент эти великие духовные души спускаются во тьму. (СК 2:172)
Сила души
У каждого человека есть возможность изменить мир. Все это существует в пределах духовных ресурсов человека. Все зависит от того, есть ли у человека сила раскрыть это. Ведь это справедливо не только для искушённого и знающего, но даже для самого простого человека. Нет предела силе души. Это свеча Божества в мире. (СК 1:846)
Требовательная душа
Требования души указывают нам туда, где ждет сокровище жизни. Таким образом, счастье человека зависит от способности обращать внимание на эти требования. Этот принцип верен даже тогда, когда душа издает смутные звуки, когда невозможно распознать буквы, слова, правила или явные сообщения. Надо собрать эти жемчужины из океана жизни; и с течением времени, с помощью Торы, скрытые семена прорастут в прекрасные цветы, наполненные богатейшими ресурсами жизненной силы. Человек сможет питаться из них и жить вечно. (СК 8:56)
Каждый человек индивидуален и уникален
Каждый человек призван по-своему
Все люди должны понимать, что они призваны служить способом, уникальным для их интеллектуальных и эмоциональных личностей, в соответствии с уникальной коренной душой каждого человека.
В этом мире, включающем в себя бесконечные миры, нужно найти сундук с сокровищами своей жизни. Не позволяйте внешним вещам, приходящим в ваш мир, сбить вас с толку; они не будут усвоены правильно, и вы не сможете собрать их в свою уникальную жизнь. Эти внешние миры сами найдут то, что им нужно, чтобы достичь совершенства... Вы должны сосредоточиться на своей собственной жизни, на своем внутреннем мире, который наполняет все, что вы делаете. «Каждый человек обязан сказать: «Мир создан для меня»» (Синедрион 37а).
Этот высокий уровень смирения приносит радость и помогает каждому человеку достичь высшего совершенства, которое его или ее ждет. Действительно, когда человек идет по этому безопасному пути, своей уникальной тропе, путем праведности, уникальной для него самого, он наполняется силой жизни и радостью духовности. Такому человеку воссияет свет Божий, а сила и свет придет от его особой буквы Торы. (СК 4:6)
Стабильные души против душ, находящихся в движении вверх и вниз
Бог создал некоторых людей прямолинейными. Их личности миролюбивы. Условная жизнь и внутренняя стабильность — их наследие. Конечно, если они будут прилагать усилия в Торе, морали и мудрости, они достигнут уважаемых высот. Тем не менее, они всегда останутся людьми условностями, порядочными и состоятельными. Судьба этих людей – быть погруженными в практическую работу или хотя бы практические мудрости. Их моральные стандарты и поведение просты и устойчивы сами по себе. Возможно, они никогда не поднимутся на самые высокие, самые возвышенные уровни, но они также не спустятся в скромную пропасть хаоса.
Однако существует второй тип личности. Эти люди никогда не отдыхают. Они всегда находятся в состоянии драмы: либо восходят к высочайшим высотам небес, либо нисходят в горькие глубины бедствия. Этим людям необходимо каждый день концентрироваться на духовном росте. Такие люди, открыв для себя подходящий им образ жизни, будут подниматься все выше и выше. С другой стороны, если они пренебрегут своими личными путями, то, скорее всего, рухнут и будут спускаться все ниже и ниже. Этим людям необходимо постоянно погружаться в Тору и самосовершенствование, этику и священные эмоции. И не дай Бог им жить жизнью, состоящей из обычной работы и практических знаний.
По ходу истории мы иногда обнаруживаем поколения, которые соответствуют первому типу личности; их общая личность стабильна и спокойна. Правильное воспитание для них такое же, как и у стабильной личности. С другой стороны, есть поколения, которые вписываются в драматическую и эксцентричную личность. Для них требуется постоянное духовное руководство. Иногда мы встречаем людей или поколения с элементами стабильности, а также с элементами драмы и нестабильности. Лидеры, озабоченные борьбой поколения, должны позаботиться о том, чтобы обучать группы и отдельных лиц соответствующим образом в соответствии с каждым элементом. (ОК 3, стр. 126-27)
Практичные люди и духовные люди
Как люди практические, имеющие таланты к практическим действиям и практической мудрости, не могут достичь полной ясности в вопросах духовных... так и люди духовные не могут вполне понять дела практические...
Тем не менее, у истинно духовных душ есть некая способность вмещать всё. Но это верно только в контексте пророчества об аспакларии мейра (незатуманенной ясности). Поэтому только в отношении Моше было сказано: «В Йешуруне был царь» (Дварим 33:5). Но по ходу истории царь и пророк стали отдельными сущностями. (СК 1:192)
Специализирующаяся душа против объединяющей души
Люди не все одинаковы в своем духовном росте. Существует тип человека, чья духовная сущность выражается в сосредоточении внимания и специализации на чем-то одном. Чем больше такой человек концентрирует ум, обучение, понимание и эмоции определенным образом, тем более целостным и совершенным он будет себя чувствовать.
Однако есть и другой тип человека, духовная сущность которого выражается через качество многообразия. Во всех важных вопросах этот человек чувствует себя вынужденным высказывать свои мысли и чувства; «издалека приносят хлеб свой» (Мишлей 31:14).
Есть люди, обладающие обоими этими качествами. Их тянет как к специализации, так и к разнообразию. Когда ими управляет время сосредоточения, они не терпят никакой формы разнообразия; в других случаях проявляется качество разнообразия, и они неспособны вынести какой-либо фокус. Этот принцип справедлив для целых наций. Это скрытый секрет того, как управляется мир; это причина истории и всех различных периодов времени творения, существования, строительства, разрушения, инноваций и трансформации. (СК 5:49)
Не скрывайте свою уникальную личность
Не следует расстраиваться, когда вы видите, что не можете сосредоточиться и специализироваться в одной конкретной области. Это верно даже в том случае, если человек не способен углубиться и разработать одну тему, одно отношение или один особый тип обучения. Иногда у человека есть уникальная черта личности, которая заставляет его стремиться к неизведанному и объединять различные темы. Человек такого типа должен осознать, что это его или ее духовная миссия. Поэтому следует радоваться своим уникальным талантам. (СК 5:153)
Каждая душа должна отдавать и получать
По большей части человек не обладает широким спектром талантов. Это происходит потому, что каждый уникальный талант построен на определенных чертах индивидуальности, которые противоречат другим чертам, и поэтому человек не может быть одарен ими всеми. Например, человек с прекрасной памятью не обязательно обладает интроспективным умом; а человеку, обладающему интроспективным умом, часто не хватает способности запоминать множество вещей одновременно. Или возьмем поэтического человека, обладающего огромными музыкальными талантами; он или она может быть не способен понимать практические знания, такие как инженерное дело или машины. Верно и обратное: человек, обладающий большим умом к числам и математике, зачастую не может подняться до музыкальных высот...
Точно так же есть люди, у которых есть естественное желание соединиться с Богом через заповеди, которые непосредственно сосредоточены на Боге (bein adam la'Makom), в то время как они могут не сильно желать участвовать в заповедях, направленных на этику (bein adam la'Makom). И'чаверо). И наоборот, есть люди, которые с радостью погружаются в заповеди, ориентированные на этику (bein adam I'chavero), однако заповеди, ориентированные на Бога (bein adam la'Makom) , и святость веры может быть не такой сильной внутри. их. Фактически, та же природная сила в душе, которая побуждает человека к поэзии и музыке, является тем, что побуждает человека заниматься духовностью и прославлением Бога.
В этом великая боль, которая существует в мире: есть силы и таланты разрозненные и противоречивые. Тем не менее, путь истины, путь Бога, требует от каждого человека быть сильным и уверенным в своих талантах и в то же время почитать и уважать таланты других. Каждый человек должен желать влиять на друзей и подвергаться их влиянию для увеличения добра... Именно через объединение различных талантов внутри каждого человека формируется общество. (KYK i, Пинкас Ришон 1'Яффб 67)
Ваша уникальная связь с Богом заряжает вас энергией
«Песнь Давида; защити мою душу, ибо я хасид» (Теилим 86:2). Вот что сказал царь Давид перед Богом: «Хозяин мира, разве я не хасид?» Все цари Востока и Запада спят до третьего часа дня [поздно утром], а я встаю в полночь, чтобы поблагодарить Тебя» (Брахот 4а) .
Галаха утверждает, что людям, работающим по найму, не разрешается сознательно причинять себе вред таким образом, чтобы они не могли служить своим работодателям в меру своих возможностей. Например, раввины говорят, что не следует ложиться спать слишком поздно (Рамбам, Хильхот Сечирут 13:5-6; Шулхан Арух, Хошен Мишпат 337:19).
Никто не занят так много, как король, который должен служить всему своему народу. Как же тогда мог царь Давид позволить себе вред от такого сурового лишения сна? Ответ в том, что царь Давид имел в сердце такую глубокую любовь к Богу, что в самом акте служения Богу он чувствовал себя так, словно отдыхает. Отсутствие сна не причиняло ему никакой боли или вреда. Именно это имел в виду царь Давид, когда говорил: «Разве я не хасид?» Этот термин означает служение Богу из любви. «Все цари Востока и Запада спят до третьего часа дня, а я встаю в полночь, чтобы поблагодарить Тебя». Когда все эти короли отдыхают от служения своему народу, я просыпаюсь в полночь. Однако благодаря моей глубокой любви к Богу это не заставляет меня чувствовать усталость, когда я служу своему народу. (EA, Берахот 1, стр. 9-10)
Внутреннее Я непостижимо
Никогда нельзя по-настоящему познать истинную сущность человека. Не свое и уж тем более не чужое. Не отдельного человека и уж точно не народа. Мы кружимся вокруг центра знания. Мы вынуждены оценивать и гадать, искать направления от внешних действий. Но даже они по большей части скрыты от нас. Действительно, просто подумайте обо всех сложных подсознательных мотивациях.
И на основе этих маленьких кусочков информации мы пытаемся говорить об уникальном типе личности и душе. Мы должны признать, что наши знания обо всем этом практически ни на чем не основаны. Суд выносится только Богом (Дварим 1:17). (ОК3, стр. 119)