Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

15. Отношение к другим религиям

15

Отношение к другим религиям

«Бог совершил добрый поступок для Своего мира, не поместив все таланты и мудрость в одно место: ни в одного человека, ни в одну нацию, ни в одну страну, ни в одно поколение и даже не в один мир. Вместо этого весь талант и мудрость рассеяны и разбросаны повсюду».

МНОГИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ НА ВСЕЙ ИСТОРИИ БЫЛИ , основываясь на предположении, что если религиозные убеждения человека истинны, то любые другие религиозные убеждения должны быть ложными. Были даже войны внутри одной религии из-за различий в интерпретации этой конкретной веры. Действительно, существует большая опасность, когда люди верят, что одна религия содержит всю истину, а остальные совершенно ложны.

Рав Кук не мог принять такое догматическое отношение к истине; он не думал, что иудаизм требует от человека верить в то, что один народ или человек содержит всю истину. С другой стороны, он также понимал, что религиозный плюрализм таит в себе серьезную опасность; ибо если истина существует во всех религиях, то почему человек должен следовать какой-то конкретной религии?

Это основная дилемма, когда речь идет о толерантности и межконфессиональных отношениях: как оставаться верным своей вере, одновременно уважая и признавая истину других религий?

В этой главе рав Кук покажет нам, как быть преданным своей традиции, оставаясь открытыми для мудрости всех традиций.

Истина в других религиях

Ни у кого нет монополии на истину

Бог совершил добрый поступок для Своего мира, не поместив все таланты и мудрость в одно место: ни в одного человека, ни в одну нацию, ни в одну страну, ни в одно поколение и даже не в один мир. Вместо этого весь талант и мудрость рассеяны и разбросаны повсюду.

Поэтому, чтобы достичь всеобщего совершенства, которое является самым идеалистическим стремлением человека, мы вынуждены стремиться к окончательному миру и единству. В то время как сокровище мудрости тайно похоронено внутри еврейского народа, чтобы объединить с ним весь мир, нация должна быть несовершенной и лишенной определенных мудростей. Поэтому еврейский народ должен быть открыт для влияния. (О, «Исраэль»

(3״5:2

Есть истина в других религиях

Несомненно, многое из того, что было сказано в Торе – будь то заповеди или истории – можно найти в словах величайших духовных лидеров древних нееврейских народов. Божественная мудрость Моше заключалась в его способности преобразовывать и очищать эти идеи от их недостатков. Чем больше эти действия и истории становились ценными для жизни и обучения, тем больше они отражали волю Бога.

Из этого мы можем узнать, что еврейский народ нельзя хвалить за создание и внедрение в мир законов морали и этики; даже не для создания источника единства Бога. Напротив, семь законов Ноя уже были переданы от Адама Ноаху и расширились посредством учений Авраама, его потомков и многих других праведников этого поколения.

За что можно похвалить еврейский народ, так это за создание и развитие этих добрых учений. Конечно, эту роль не следует считать менее важной только потому, что еврейский народ не был первоисточником. Напротив, сила истины, которая является настоящим наследием еврейского народа, даже превосходит все, если мы осознаем, что ее истоки можно найти во всех типах людей, «содержащих в себе божественный образ». Бог создал человечество с истиной, и только после искажения истины нации было необходимо взять на себя роль построения и поддержания истины для мира.

И поэтому определенно много хорошего можно найти у древних нееврейских пророков и их последователей. В самых ранних книгах нееврейских народов можно найти множество мудрых черт характера, поступков, знаний и историй, даже вещей, очень похожих на то, что содержится в Торе.

Конечно, среди неевреев всегда существовали очень духовные личности, которые благодаря своему природному интеллекту открывали некоторую ценность мицвот. Тем не менее, эти заповеди получили свое полное божественное выражение только через Тору и ее вечный завет с еврейским народом. Именно благодаря сочетанию пророчеств с этой древней мудростью они были преобразованы в божественные законы и учения.

Поэтому… это должно укрепить нашу веру и осознание Бога, когда мы находим среди древних нееврейских народов вещи, подобные Торе. Точно так же, как мы способны находить разумные объяснения Торы, мы также можем находить нееврейские источники, подобные Торе, благодаря естественной способности человечества познавать истину самостоятельно. (ПР 2, стр. 113-14)

Не будьте неуважительны

Письмо раввину Аарону Симхе Блюменталю (автору многих книг, в том числе брошюры « Религия Израиля», которую рав Кук критикует за излишне негативное отношение к другим религиям), 3 июля 1913 г.

Неправильно учить о духовном величии еврейского народа, делая неуважительные и снисходительные замечания в адрес других религий – какими бы они ни были. Вместо этого нам нужно просто сосредоточиться на уникальных и священных качествах Торы, и тогда необходимая критика станет самоочевидной. (ИР 2, стр. 199)

Любовь всех народов

В сердце и душе должна быть жива любовь к человечеству – любовь к каждому человеку, а также любовь ко всем народам, со стремлением как к их физическому, так и к духовному преображению. Ненависть должна быть сосредоточена только на тех элементах зла и нечистоты, которые существуют в мире. Невозможно человеку прийти к высшему духовному осознанию «Признать Бога» и взывать Его Имя; сообщить народам о Его действиях» (I Диврей Хаямим 16:8) без внутренней любви, идущей из глубины сердца и души: желания помочь всем народам, улучшить их материальную жизнь и принести им радость. Эта черта личности готовит дух Машиаха к приходу в еврейский народ.

В любом месте (в Торе или Гемаре), где мы находим упоминание о ненависти, мы должны признать, что истинное намерение сосредоточено на зле внутри… Но мы должны помнить, что сущность жизни и света никогда не может быть удалена из образ Божий, данный каждому человеку и народу. (СК 1:807)

Истина в христианстве

Священная мотивация христианства

Иногда чрезмерный акцент на деталях, даже в вопросах святости и выполнения заповедей, может повредить подлинному благочестию и совершенству. Нет лжи, в которой не было бы искры правды. Однако до тех пор, пока элемент истины не будет четко объяснен, сила лжи начинает распространяться на все.

Оппозиция законам нашла свой голос в определенной школе мысли, которая мало-помалу отошла и в конечном итоге отказалась от своей нации и Бога. В течение длительного периода времени число этих грешников росло из-за многих расовых, социальных и экономических факторов, пока достаточно скоро не возникла мощная ненависть к Jc w is h । > < < >| > Я ( • Я!.! < Я поставил себя на прочный фундамент. Тем не менее, глубинной мотивацией, на которой все это строилось, была ненависть к закону.

Эта группа, конечно же, христианская. Однако этот яд ненависти к законам продолжал распространяться. Оно стало камнем преткновения, для искушенных личностей нашего народа, а иногда и для простаков. В нашем поколении она достигла своего апогея, при этом наша молодежь, которая сама не знает, откуда исходит эта внутренняя ненависть, заражается этой древней болезнью.

ПОЧЕМУ ХРИСТИАНСТВО БЫЛО ТАК УСПЕШНО?

Причина, по которой эта ненависть к законам сумела распространиться по всеобщей душе, связана с искрой истины, сокрытой глубоко внутри нее. Когда закон растет и расширяется в своих многочисленных ветвях и подробностях, а развитие его внутреннего содержания и источника (его божественных истин и высокой нравственности) оставлено, то он ослабляет душу и иссушает всю жизнь. Оно начинает вызывать преувеличенный страх и трепет, и те, кто его совершает, не имеют покоя. Даже благочестивые люди чувствуют, что из них высасывают жизненные соки, а закон душит их.

ЧЕМ МЫ МОЖЕМ НАУЧИТЬСЯ ИЗ ХРИСТИАНСТВА?

Теперь, чтобы остановить рост этого пути, была посажена сила ненависти к законам. Эта ненависть к божественным законам нашла свой голос внутри самого еврейского народа. Ненавистники закона чувствуют в своей душе глубокое противоречие. Однако, поскольку они не до конца понимают, откуда она берется, у них нет средств для ее решения. Обычно наиболее чувствительными, поэтичными и духовными душами являются те, кто больше всего чувствует эту болезнь. Они начинают смотреть на закон с точки зрения отчуждения и страха.

Чтобы вылечить эту болезнь в корне, мы должны начать укреплять и развивать внутренние глубины Торы, изучая агаду, еврейскую философию и каббалу. Только тогда каждая мицва и каждая маленькая деталь раскроют богатство глубины. Обладая этими знаниями, чем внимательнее человек относится к деталям Торы, тем больше он открывает самых глубоких истин. (МаР, стр. 288)

Христианство отказалось от своих еврейских корней

Стремление к независимости, к сияющей духовности древних дней иногда сильно ощущалось внутри еврейского народа. Временами поднимались вдохновенные души и пытались посредством харизматической индивидуальности вернуть нации молодость… для того, чтобы Тора была основана на духовном откровении бытия…. Но этим людям не всегда удавалось добиться успеха.

В такой уязвимый период пришло христианство и раскололо нацию на части. Его главной силой была очень харизматическая личность с глубоким чувством духовности. К сожалению, оно не могло избежать порока идолопоклонства. Это повысило духовность за счет этической и образовательной подготовки. Люди были настолько увлечены духовной личностью этого человека и настолько одержимы им, что в конечном итоге отказались от его еврейских качеств. Их действия и дух вскоре укоренились в другом источнике жизни. (МаР, стр. 5-6)

Комплименты Иисусу

Письмо раввину Мильштейну ( шохету , который был большим поклонником рава Кука), 13 августа 1911 г.

Что касается вашего вопроса о том, что я написал об «Ото Хаише» [Иисусе], что он был «харизматической личностью с глубоким чувством духовности», и что были некоторые люди, которые были шокированы моим письмом…

Мой дорогой друг, в нынешний период, в который мы живем, когда многих из наших людей убедили оставить нашу религию, я считаю своим святым долгом разъяснить эти вопросы.

По правде говоря, так всегда поступали мудрецы еврейского народа – не принижать личность великих нечестивцев, а вместо этого демонстрировать их огромный потенциал и то, как, несмотря на все это, они впадали в разрушение и нечистоту. . Как написано о Биламе: «В еврейском народе никогда не восставал такой пророк, как Моше, но среди язычников был один – это Билам» (Сифри).

Только недалекие сердятся на меня; подлинные талми-деи хачамим (мудрые знатоки Торы), понимающие тайны Бога, почувствуют пользу моих слов. Эти вопросы — разеи Тора (тайны Торы), и в связи с этим великим временем нужды я решил раскрыть их. Умы более великие, чем мой, пострадали от жалоб нашего народа по подобным вопросам. Именно внутренний порыв их души побудил их раскрыть глубокую мудрость с целью тиккун хадор (исправление поколения). (ИР2, стр. 33)