14. Либеральные и прогрессивные ценности

14

Либеральные и прогрессивные ценности

«Высший тип мышления... никогда не отвергает ни одной идеи в мире.

Вместо этого он очищает его и направляет к добру».

ПОСКОЛЬКУ МИР МЕНЯЕТСЯ, МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ МЕНЯЮТСЯ вместе с НИМ. ХОТЯ в прошлом отлучение человека с атеистическими убеждениями было обычным явлением, сегодня это считается крайностью и контрпродуктивно. Когда-то запретить женщине занимать публичную должность было нормой; сегодня это называют сексистским. Раньше спортивная охота на животных считалась джентльменским хобби; сегодня спортивная охота многими не одобряется. В прошлом преследование и критика человека из-за его религиозных убеждений, отличающихся от убеждений большинства, были обычным явлением; сегодня это считается фанатизмом и нетерпимостью.

Хотя многие согласятся с тем, что по мере того, как меняется история, меняется и мораль, вопрос о том, меняется ли религия вместе со временем, широко обсуждается. Если религия вечно истинна, не означает ли это, что ее ценности никогда не должны меняться? И если религия действительно меняется со временем, не подрывает ли это ее авторитет?

В этой главе рав Кук исследует сложный вопрос о том, как религия должна относиться к либеральным и прогрессивным ценностям.

Поиск Божественной истины в либеральных ценностях

Как человек использует объект

Чем менее искусен человек, тем менее он способен различать людей или объекты и поведение этих людей или объектов. Большинство людей, чтобы улучшить себя, вынуждены готовиться к пути к добру, формируя мировоззрение, основанное на ненависти ко злу. Эта ненависть ко злу неспособна отличить действительное зло от людей, творящих зло – а ведь «Тора не была дана ангелам» (Кидушин 54а, Сота 33а, Меила 14б и т. д.). Хотя это и разрушительно, поскольку, ненавидя обладателя зла, ненавидишь и добро внутри него, общий характер человека таков, что так и должно быть.

Однако идеальной чертой сильных душ является способность прояснять и различать. Их ненависть ко злу «чиста», направлена ​​только на сам объект зла. Будучи правильно направленным, это отрицательное чувство приводит их к положительному чувству любви к добру, и таким образом свет доброты сияет во славе их мудрости. (ОК4, стр. 497)

Страх против осторожности

Страх неискушен. По правде говоря, человеку не нужно ничего бояться. Требуется только проявить осторожность. Чем больше человек боится, тем больше он спотыкается, а сам страх перед страхом делает это еще хуже. Поэтому надо быть твёрдым в своём уме, что бояться вообще нечего. (МР, «Пахданут» 4)

В поисках добра

Как вознести искры святости из глубин зла?

Сначала нужно очистить сердце посредством логического, утонченного мусара (самосовершенствования). Затем надо освятить сердце высокими помыслами внутренней связи и богопознания. Наконец, нужно исследовать обширные мысли, которые охватывают душу убийцы , и все концепции, которые бродят по всему миру, ноль начать различать во всех них хорошее и плохое. Будьте дотошны при изучении даже концепций, которые люди во главе использовали во зло, чтобы определить, действительно ли в них есть какая-то искра добра.

Когда человек обнаруживает искру добра в глубинах зла, он должен укрепить ее, очистить, расширить и раскрыть то, что можно практически из нее взять. (СК 1:78)

Как подойти к тем, кто противостоит нам

Письмо раввину Мильштейну ( шохету , который был большим поклонником рава Кука), в ответ на письмо раввина Мильштейна с просьбой к раввину Куку дать совет относительно его сыновей, отказавшихся от религии, 16 января 1907 г.

Мой путь — относиться к молодежи с абсолютной добротой и объяснять ей, как много хороших моментов содержится в их идеалах. Вся их ошибка в том, что то, что они считают хорошим, они считают противоположным Торе; но на самом деле это суть Торы. (ИР1, стр. 58)

Пессимистическая религия нас уничтожает

Письмо раввину Элазару Байховскому (раввину Хабада), 23 апреля 1908 г.

Наш крах произошел не потому, что раввины не протестуют против институтов атеистов, разрушающих святую землю, а потому, что они только протестуют, и ничего более. Мы вынуждены признать, что даже хасидут, призванный раскрывать божественный свет в каждом сердце и уме, изменил свой характер. Сегодня оно движется лишь по пути бесхитростного страха. Действительно, между хасидами и митнагдим очень мало различий. (ИР1, стр. 160)

Духовность, ориентированная на позитив

Нам необходимо развивать духовное мировоззрение, которое не будет фокусироваться на негативных сторонах светских ценностей, а вместо этого сосредоточится на их преобразовании в более духовную и красивую форму. (СК 6:230)

Личность цадика

Самые чистые цадики (праведники) не жалуются на зло, а вместо этого увеличивают праведность. Они не жалуются на атеизм, а вместо этого укрепляют веру. Они не жалуются на невежество, а вместо этого увеличивают мудрость. (В 80)

Учение Машиаха

Когда свет Машиаха озарит сердце, он научит уважать все существа. (СК 1:891)

Находить искру истины во всем

Мы должны постоянно во всем находить искру истины. Только тогда свет мира откроется в своей высшей форме. (СК 1:890)

Как преодолеть негатив

Преодолеть негатив, который мы обнаруживаем в мире или в еврейском народе, можно только раскрыв элементы истины, содержащиеся в них, и перенаправив их на добрый и святой путь. (СК 1:216)

Никогда не отвергайте идею

Высший тип мышления... никогда не отвергает ни одной идеи в мире. Вместо этого оно очищает его и направляет к добру. (СК 1:480)

Прогресс через несовершенство

Невозможно требовать ни от себя, ни от мира идеалов, которые были бы совершенно чистыми и без какой-либо примеси грязи, исходящей от низменной природы человека и общества. Главный принцип успешного прогресса заключается в том, что pci •.on ■.должен .!I״ !v׳! I״ имолн .1 в Торе и мицвот даже по неидеальному мотиву׳., I״ > .м Ион....... идеальные мотивы, в конце концов человек придет Io i< Ie.11 moin iii..ni । перефраз из Синедриона 105б). (СК 8:68)

Совершенствуем несовершенные идеи

Есть важные идеи, которые, будучи полностью реализованными, становятся источником всего добра и святости. Однако, когда эти идеи остаются незавершенными, они имеют множество негативных последствий. Это справедливо и в отношении важных людей, которые допустили ошибки и стали камнем преткновения для других. Возможно, что даже более великие люди придут за ними и возьмут мысли этих людей и дополнят их, чтобы направить их к святой и этической цели. (KYK1, Пинкас Ришон 1'Яффо 3)

Вера в Бога противоположна догме

Благочестие обладает достоинством единственной идеи, однако оно не лишено преимуществ бесконечных идей. И всякий, кто думает, что мысль о Боге подобна бремени – поскольку она кажется догматической, поставленной в одном взгляде – даже не начал входить во внутренние глубины Божества. (КИК 2, Пинкас 5:10)

История открывает Бога

Эволюция либерализма

Когда это эссе было первоначально опубликовано в «ОК 2», стр. 544–46, оно было подвергнуто цензуре, а слово « анархия» было удалено из четвертого абзаца. В связи с недавней публикацией оригинальных дневниковых записей я перевел их и снова включил в эссе.

НЕЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА

Мир состоит из добра, которое постоянно увеличивается, и именно это добро проявляется в желаниях и природе человечества. В прошлом природа и желания человека были грубее, чем сейчас, а в будущем они будут более утонченными, чем сейчас. В прошлом суть Торы и Мусара была направлена ​​больше на уничтожение естественных желаний, поскольку они были переполнены злом. В дальнейшем оно разовьется и примет новую форму до такой степени, что выражение врожденных желаний человека во всей их силе станет нравственной необходимостью, и тогда станет очевидным, как много добра заключено в них.

Консерваторы против либералов

Однако в нынешнем состоянии желания человека еще содержат много неочищенных элементов, и благодаря заслугам хороших частей отбросы также поднимаются и становятся свободными - и в своей свободе они загрязняют мир и разрушают его. Это создает горячую войну, и каждый лагерь честно защищается и честно сражается. Либералы борются за хорошие элементы воли, чтобы не терпеть ненужной сдержанности, которая только вредна. Консерваторы, знающие прошлое и понимающие его славное благо, защищают ограничения, чтобы коррумпированные элементы не разрушили моральные принципы мира. Великие души должны быть миротворцами между бойцами этой войны, показывая каждой стороне правильную границу, которая действительно подходит для нее.

КАК РАЗВИВАЛСЯ ЛИБЕРАЛИЗМ?

В древние времена коллективный разум Индии был развит , и его желания были более варварскими. Сознание, «божественное видение» было полностью направлено на то, чтобы оттолкнуть 11 > < i < I ״ я лживый интеллект, который был порабощен животными желаниями индийского общества. Оно постоянно отталкивало естественное желание, которое больше вдохновлялось встречами с грязью и грехом. В конечном итоге, после периода многих поколений, мир стал прочно обоснованным благодаря откровению Божественного Присутствия внутри еврейского народа (дарение Торы), вызовам и опыту на протяжении всей истории, улучшению социальных отношений (глобализация) и развитию науки. и мудрость. Все это способствовало очищению духа человека. Даже несмотря на то, что оно еще не полностью очистило его, большая часть его разума и естественных желаний стала направлена ​​сама по себе на божественное благо.

КАК МЫ ДОЛЖНЫ ПОДХОДИТЬ К ЭТОЙ ВОЙНЕ

В зависимости от того, насколько он уже усовершенствован, либерализм обязательно будет распространяться, и анархия найдет свое место. И когда традиция и религия, даже в своей самой изощренной форме, приходят, чтобы завоевать эту утонченную часть, им это не удастся. Вместо этого религии необходимо поощрять дух человека в тех утонченных элементах, которых он уже достиг, и перефокусировать свое внимание на те элементы духа, разума и желаний человечества, которые еще не укоренены и все еще существуют. их состояние испорченности, как в древние времена.

Опасен ли либерализм?

Опасность волнения по поводу утонченных элементов заключается в том, что развращенным частям, остаткам варварских элементов дается простор для движения в их естественном диком состоянии, а утонченная часть человека покрывает их крыльями заблуждения, чтобы распространить блестящее покрытие над всей грязью и ложью.

РАБОТА ДУХОВНЫХ ДУШ

Это святое дело духовных душ до скончания дней, пока дух нечистоты полностью не исчезнет и красота человека и мира не откроется в должном равновесии в Царстве Божием. (СК 1:109)

Массы становятся умнее

В более ранних поколениях большинство людей были не очень умны. В то же время гении были гигантами знаний, так что они были способны поднять неразвитые массы. Однако по мере развития истории знания распространялись на массы, а гении становились менее великими.

Это потому, что Бог желает совершенства человечества; а поскольку совершенство достигается благодаря балансу сил, то, когда массы недостаточны, интеллектуальное меньшинство будет намного выше их. Таким образом, чем больше развиваются массы, тем больше гении становятся ближе к среднему уровню. Это будет происходить до тех пор, пока все массы не поднимутся до такого уровня, что «они больше не будут учить своего ближнего и говорить друг другу: «Познай Бога», потому что они все будут знать Меня, от меньшего из них до величайшего» (Йирмиягу 31:34). (KYK 1, Пинкас Ришон 1'Яффо 79)

Это поколение не низкое поколение

Нынешнее поколение — это не низкое поколение, а очень высокое и превосходящее. Он не способен идти меньшим путем привычки, потому что желает понимать и знать. Мы должны дать ему мудрость и приветствовать его с оптимизмом. Ее ценности праведности и этики чрезвычайно идеалистичны, и нам нужно только очистить и возвысить их. (KYK 1, Пинкас Ришон 1'Яффо 130)

Трансформация старого и нового

Письмо раввину доктору Моше Зайделю (профессору библейских исследований в теологической семинарии раввина Исаака Эльханана и одному из ближайших учеников рава Кука), 21 октября 1908 г.

Мы не должны поворачиваться спиной к старому, поскольку 11•«• lht׳ mw в im>l< 1 стоит внутренняя мудрость старого. Мы должны начать с того, как новое может сочетаться со старым и трансформироваться, если старое станет новым, а новое станет святым [hayashaii yih lhhl< ■h, v'hachadash yitkadesh], (!Ri , стр. 214)

Святой мятежник

ДВА ТИПА ДУШ

Уважаемый образ жизни, основанный на справедливости, требованиях хорошего характера и соответствии закону, соответствует образу олам хатиккун (миру порядка). Каждый бунт против этого, вдохновленный поверхностным вдохновением или побуждением высшего духа, отражает олам хатоху (мир хаоса). Но существует огромная разница в конкретных выражениях олам хатоху. Великие идеалисты ищут такой благородный, такой прочный и чистый порядок, превосходящий то, что можно найти в мире реальности, и таким образом они разрушают то, что было создано в соответствии с нормами мира. Лучшие из них также знают, как восстановить разрушенный таким образом мир, но те, кто ниже по уровню, кого лишь слегка затронула склонность к идеализму, являются лишь разрушителями, и они укоренены в олам хатоху на самом низком уровне. уровень.

ДУША ОЛАМ ХАТОХУ

Души, вдохновленные олам хатоху (миром хаоса), превосходят души олам хатиккун (мира порядка). Они очень хороши; они требуют так многого от реальности, даже того, что им не по силам вынести. Они не могут вынести того, что ограничено, что заключено в предписанную меру. Их бесконечное стремление не знает границ. Они облачаются в различные формы, постоянно стремясь к тому, что выходит за рамки возможного. Они стремятся и падают, понимая, что они ограничены правилами, ограничивающими условиями, которые запрещают расширение к безграничным горизонтам, и они падают в печали, в отчаянии, в гневе - а гнев ведет к злу, неповиновению, разрушению и всему прочему. зло.

Души, вдохновленные разрушительной страстью, особенно раскрывают себя в конце дней, перед великой катастрофой, предшествующей возникновению нового, более чудесного уровня существования. Во времена искупления наглость постоянно возрастает. Бушует жестокая буря, появляется все больше нарушений, и акты наглости постоянно растут, потому что невозможно найти удовлетворения в решениях, предлагаемых ограниченным светом. Оно не удовлетворяет всех стремлений этих душ и не разгадывает им тайну существования. Они восстают против всего, включая измерение добра, которое могло бы привести их к великому миру и помочь им подняться на большие высоты. Они восстают и возмущаются, ломают и отвергают. Они ищут себе пропитания на чужих пастбищах, принимая чужие идеалы и оскверняя все святое, но не находя покоя.

ОЛАМ ХАТОХУ ПУГАЕТ ОЛАМ ХАТИККУН

Эти страстные души настолько мощно выражают свою силу, что никакая ограда не может их сдержать. Слабые люди олам хатиккун (установленного порядка), которые руководствуются балансом и нормальностью, слишком напуганы, чтобы их терпеть. Чувство этих душ олам хатиккун выражено у Йешаягу (33:14): «Кто из нас сможет жить при этом пожирающем огне? Кто из нас сможет жить с теми, кто разрушает мир?»

ЦАДДИКИ НЕ БОЯТСЯ

Но на самом деле пугаться не стоит. Только грешники, слабые духом и лицемеры пугаются и охвачены ужасом. Истинно благородные духи знают, что эта сила есть одно из явлений, необходимых для совершенствования мира, для укрепления могущества нации и человечества. Хотя эта сила изначально выражается в хаосе, в конце концов она будет отнята у нечестивцев и передана в руки праведников, которые с великим мужеством покажут истину о совершенстве и строительстве, вдохновленные ясным восприятием и устойчивым и неослабевающее чувство практичности. (О, «Зероним» 3)

Эволюция оптимистической религии

Вплоть до искупления мы только учили мир божественной мудрости обязательств и моральных ограничений. Но люди не любят обязательств, и когда они все равно принимают их, в их сердце остается обида на того, кто за них отвечает. Ибо этика действительно призвана ограничить и заключить в тюрьму наши животные страсти. Но когда наступит геула (период времени раскрытия света миру), станет известно, что то, что мы даем, — это путь к истинному удовольствию — счастью, которое придает жизни ценность и без которого все угасает.

Поскольку удовольствие и счастье привлекательны для всех, те, кто ответственен за их открытие, будут пользоваться почетом и уважением. Как написано: «Десять человек из разных народов ухватятся за край каждого еврея» (Захария 8:23). (О, «Исраэль» 5.15)

Запись опубликована в рубрике: .