Четвертая песня
Песня творения
16
Права животных и вегетарианство
«Конечно, невозможно представить, чтобы Господь всех существ, Который «сожалеет над Своими созданиями» (Теилим 145:9), создал бы вечный закон внутри Своего творения, который называется «весьма благим» (Берешит 1:31). , это делает невозможным выживание человечества, не искажая его моральную чувствительность убийством животных».
ИДЕЯ, ЧТО БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПО СВОЕМУ ОБРАЗУ, ЯВЛЯЕТСЯ общепринятым духовным принципом во всех основных религиях. Эта мощная вера в присущую человечеству божественную ценность была в сердце всех религиозных мыслителей-гуманистов. Но, по мнению Рава Кука, любовь человека к Богу должна влиять не только на его отношение к человеку, но и на его отношение ко всем Божьим созданиям, включая животных.
Рав Кук не одобрял снисходительного отношения к тому, что животные существуют для того, чтобы служить пищей и одеждой для людей. Хотя это правда, что жизнь человека имеет приоритет над жизнью животного, рав Кук просит нас представить себе мир, в котором мы можем процветать без необходимости убивать животных.
В этой главе рав Кук объяснит нам, что забота о животных – это не просто либеральная западная ценность, а, скорее, проявление духовной чувствительности человека к созданиям Божьим. Все фрагменты этой главы, за исключением первого и последних четырех фрагментов, взяты из одного эссе, написанного Равом Куком, под названием «Хазон хацимхонут в'Хашалом». Это эссе составил рав Дэвид Коэн (Назир).
Права животных — духовная ценность
Большая любовь
Сердце цадика (праведника) наполнено великой любовью ко всем существам: праведным и нечестивым, евреям и неевреям, и даже ко всем животным... (СК 3:170)
Бог сострадает всем Своим творениям
В нашем поколении благодаря нынешней культуре существует высоконравственная часть человеческой эволюции. Правда, оно существует лишь как утопическая мечта самых крайних идеалистов. Тем не менее, это естественное моральное желание праведной чувствительности: заботиться о справедливости животных во всех ее последствиях.
Нам рассказывают, что святой раввин Иегуда Ханаси был наказан болезнью за то, что он сказал теленку, ведущему на заклание, который пытался спрятаться под его одеждой: «Иди! Ибо именно для этого вы были созданы». Он был исцелен только после случая, когда он продемонстрировал сострадание к группе ласк (Бава Меция 85а).
Несомненно, невозможно представить, чтобы Господь всех существ, Который «милосердствует над Своими созданиями» (Теилим 145:9), создал бы вечный закон внутри Своего творения, который называется «весьма благим» (Берешит 1:31). , что делает невозможным выживание человечества, не искажая его моральную чувствительность убийством животных.
Первоначальная диета человека была вегетарианской
Для любого изощренного и логичного мыслителя не подлежит сомнению утверждение «И будешь управлять рыбами морскими, и птицами небесными, и животными на земле, и всеми живыми насекомыми, ползающими по земле» (Берешит 1:26). ) не подразумевает разновидность жестокой тирании, угнетающей существа ради достижения корыстных желаний. Халиле (не дай Бог), чтобы жестокий, вечный закон рабства был запечатан в мире Бога, «Который добр ко всем и сострадателен ко всем Своим творениям» (Техиллим 145:9), и Который провозгласил: «Мир будет строиться на доброте» (Теилим 89:3).
Фактически Тора уже засвидетельствовала, что в прошлом человечество обладало этой высокой моральной чертой. Как объясняет Хазал (Санхедрин 59б), Адаму Харишону не разрешалось есть мясо: «Всякое дерево Я дал вам... приносящее семя в пищу» (Берешит 1:29). Только после того, как детям Ноаха удалось пережить потоп, им было разрешено мясо: «Все живое и движущееся будет ваше в пищу; как зелень, Я дал тебе все» (Берешит 9:3).
Можем ли мы представить, что навсегда утратили ту высоконравственную чувствительность, которая когда-то была нашим наследством? В ответ на такие дела написано: «Я приведу мудрость издалека и припишу правду Творцу моему» (лев 36:3).
Употребление мяса — это компромисс
Хотя Тора говорит о потреблении мяса, она объясняет: «И когда вы жаждете мяса и говорите: «Я хочу мяса», тогда вы можете съесть его столько, сколько захотите» (Дварим 12:20). В этом пасуке есть тонкий намек на критику и призыв к сдержанности. Другими словами, вы можете есть мясо до тех пор, пока ваша внутренняя чувствительность не испытывает отвращения к поеданию плоти животных, как вы уже испытываете отвращение к поеданию плоти людей. Для последнего в Торе нет необходимости писать явный запрет. Не нужно предупреждать человека о том, что уже заложено в нем как естественная истина. Однако когда наступит время, когда внутреннее нравственное чувство человечества воспрепятствует употреблению в пищу животных, тогда не будет желания есть мясо, и, следовательно, мы не будем его есть. Как написано: «В общем высказывании «нет» можно найти «да», а в общем высказывании «да» — «нет»» (Сифри, Деварим н).
Тора учит нас чувствовать животных
Подсознательный эффект заповедей
Чтобы подготовить человечество к этическим целям конца дней, заповеди, связанные с употреблением мяса, были даны особым образом. Как говорит пророк Йешаяу: «Все ваши дети будут научены Богом, и великий будет их мир. В праведности вы утвердитесь; будьте далеки от жестокости, и вам нечего будет бояться» (54:13-14). «Вам нечего будет бояться» из-за большой дистанции от жестокости. Речь идет не только о жестокости по отношению к человеку, но и о жестокости ко всем живым существам.
Покрывая кровь (Кисуи Хадам)
«Если кто-либо из детей Израиля или новообращенный, присоединившийся к ним, поймает животное или птицу, которую можно съесть, и прольет ее кровь, он должен засыпать кровь землей» (Ваикра 17:13).
Заповедь покрывать кровь животного или птицы есть богоугодный протест против компромисса, который дан поврежденной душе; «ибо склонность человека худа с юности его» (Берешит 8:21). Именно о поврежденной душе Тора говорит: «И когда ты жаждешь мяса и говоришь: «Я хочу мяса», тогда ты можешь есть его столько, сколько хочешь» (Дварим 12:20). Относительно этого человека, который не проявляет никаких моральных или праведных настроений против поедания животных, Тора говорит: «Вох да дозволено покрывать олово кровью» (Дварим 12:16). Скрывайте свое смущение и слабую нравственность.
Даже пока человек еще не достиг соответствующего духовного уровня, который изменил бы его практический образ жизни, даже до того, как он достиг высоты благочестия (хасидут), на которой можно было бы понять и глубоко почувствовать, что неправильно лишать жизни животного просто так. мицвот для удовлетворения своих похотей готовят и тренируют нравственную чувствительность человека. В конечном итоге человечество реализует этот этический потенциал в свое время.
Шчита: этическая резня
Поэтому сам акт заклания (шехита') нужно освятить особой молитвой. Это необходимо делать максимально осторожно, чтобы свести к минимуму боль животного, чтобы помочь человеку усвоить, что он имеет дело не с объектом, с какой-то движущейся машиной. Скорее, это живое и чувствующее существо, и человеку необходимо быть чутким к его чувствам и эмоциям. Нужно даже осознавать чувства семьи этого животного и сострадание, которое оно испытывает к своему потомству. В этом причина запретов убивать в один день животное и его потомство, а также убивать очень молодых животных, а также заповедь прогонять птицу-мать перед тем, как взять ее яйца.
Божья мудрость, лежащая в основе заповедей, заключается в том, что они принесут с собой большее просвещение в подходящее время.
Жертвоприношения животных (Корбанот)
«Тихим, тонким голосом» (1 Мелахим 19:12) каббалисты сказали: «В будущем животные достигнут того уровня, на котором сейчас находятся люди, благодаря возвышению миров» (Шаар Хамицвот л'Аризаль) .
Тем не менее, до тех пор, пока этический уровень человечества не будет усовершенствован... в том смысле, что человечество даже не поднимет голову, чтобы проявить внимание к правам животных... и пока человечество все еще стремится есть мясо и убивать животных ради свое удовлетворение... хотя это
отрицательно и недостойно... тогда, пока, жертвоприношения можно использовать для возвышенной функции. Жертвоприношения помогают воспитать чувство благодарности Источнику добра: Богу.
Но в будущем этическая чувствительность человечества поднимется до такого уровня, что будут даны положительные законы обращения с животными. По поводу этого идеального уровня этической культуры раввины сказали великую и чудесную вещь: «В будущем все жертвы будут сведены на нет» (Мидраш Танхума, Эмор 19). Кроме того, Тора, говоря о конце дней, говорит: «И будет приятно Богу приношение [мин-ха] Иуды и Йерушалаима» (Малахия 3:4). Пасук изо всех сил старается подчеркнуть слово минха , которое относится к хлебному приношению, а не корбан, которое относится к приношению животных.
Идеальная вегетарианская диета и ее опасности
Как выглядит идеальный мир?
В конце дней человечество будет испытывать внутреннюю жажду совершать праведные дела. Пожелаешь излить на других дух доброты, но не найдется нуждающегося в нем. Человечество уже будет жить жизнью настоящего счастья и успеха физически, этически и интеллектуально. Тогда человечество обратится к своим низшим братьям, немым и забитым животным. Человечество будет использовать свое сокровище мудрости и опыта, чтобы обучать и совершенствовать животных в соответствии с их способностями в физической, интеллектуальной, этической и духовной сферах.
В нашу нынешнюю эпоху, наполненную деградацией и тьмой, мы даже не можем себе представить, как будет выглядеть этот уровень существования. Животные приобретут новую форму, и мир обретет новую форму. «Если цадики захотят, они смогут создать мир» (Санхедрин 65б). Вот тот дивный образ, который представляли себе пророки по отношению к культуре животных: «Волк будет жить с ягненком; леопард ляжет с козой; теленок, лев и детеныши вместе. Их будет вести маленький ребенок. Корова будет кормиться с медведем; детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. Младенец будет играть возле логова змеи, а маленький ребенок засунет руку в змеиное гнездо. Они не будут причинять вреда и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля наполнится познанием Бога, как воды наполняют море» (Йешаягу 11:6-9).
Опасности самодовольного вегетарианства
Однако да будет известно, что если бы между людьми и животными существовали полные моральные обязательства в то время, когда человечество все еще испытывало серьезный недостаток морального совершенства, это вызвало бы много негатива. Фактически, это было бы камнем преткновения для нашего нравственного развития. У человечества есть естественное нравственное стремление, которое требует выражения; оно стучится даже в сердце злых людей. Эти люди также чувствуют себя вынужденными утолить свою естественную жажду праведности. Вот почему мы иногда видим, что жестокий лидер сосредотачивается на определенном этическом идеале и даже находит радость в совершении определенных добродетельных поступков. Ибо, поступая так, он успокаивает мораль, пульсирующую внутри него.
Если благочестивое обращение с животными станет общественной нормой и желанием в обществе раньше времени, это принесет с собой множество неизбежных зол. Например, мы можем встретить множество жестоких людей, которые безжалостно причиняют боль и убивают людей. Когда их моральное сознание переполняет их чувством вины, они усмиряют его своим праведным поведением по отношению к животным. Утонченная способность человека совершать зло нашла бы в этом возможность оправдать многие ужасные поступки... Это только укрепило бы руки жестоких людей. Нет конца тому замешательству, негативу, боли и несправедливости, которые возникнут из-за того, что это преждевременно станет социальной нормой.
Поэтому божественная мудрость решила, что для создания твердого пути к нравственности необходимо временно отсоединить человека от животных. Это сделано для того, чтобы сосредоточить наше внимание на гуманитарной морали, потому что только благодаря этому можно будет принести истинное счастье в конце дней, когда человечество придет к осознанию своего отношения ко всем своим животным-компаньонам в творении. Тогда человечество поймет, как выглядит чистая мораль и что она больше не требует никаких уступок. Как написано: «В тот день Я заключу для них завет с полевыми зверями, с птицами небесными и с животными, пресмыкающимися по земле. Я упраздню на земле лук, меч и войну» (Осия 2:20).
Этическое руководство во время Шхиты
Письмо раввину доктору Биньямину Менаше Левину (ученику рава Кука, знатоку Талмуда и автору книги « Оцар Хагеонирн»), 31 декабря 1908 г.
Постоянное участие в убийстве животных противоречит чистым эмоциям талмид -чачама и духовного человека. Несмотря на то, что в настоящее время убийство и поедание животных все еще необходимо миру, более уместно, чтобы убийство совершалось людьми, которые еще не развили свою эмоциональную чувствительность. Однако этичные и мудрые люди должны следить за тем, чтобы убийство не совершалось варварским способом. Тогда процесс поедания животных будет совершен на возвышенной основе, чтобы в свое время просветить мир. (ИР1, стр. 230)
Собственная диета Рава Кука
Эти последние три отрывка цитируются из книги Моше Нахмани «Чай Рои» (Иерусалим: Ор Хаорот, 2015), посвященной теме понимания вегетарианства равом Куком.
Не обязывать сообщество
Раввин Кивелевиц был молодым студентом ешивы рава Кука в городе Яффо. Когда раввин Кивелевиц решил стать вегетарианцем, он пошел к своему раввину раву Куку, чтобы обсудить это с ним. Рав Кук похвалил его за воздержание и сказал следующее: «В Торе сказано: «И когда у тебя появится страсть к мясу» (Дварим 12:20). То есть употребление мяса – это всего лишь вопрос похоти». Рав Кук добавил: «К сожалению, я сам не могу быть вегетарианцем, чтобы не обязывать остальную часть общества воздерживаться от употребления мяса».
Вегетарианство в течение недели
Раввин Шаар Яшув Коэн рассказал, что рав Кук воздерживался от употребления мяса в течение недели по этическим соображениям (как написано в его эссе «Хазон Хацимхонут в'Хашалом»), и только в субботу он ел мясо или курицу.
Идеализм против реализма
Сын рава Кука, рав Цви Йегуда, объяснил, что его отец предпочитал вообще не есть мясо - даже во время Шаббата - однако, поскольку он был галахическим авторитетом и лидером общины, рав Кук считал неправильным запрещать себе то, что допустимо для других.