13
Вера и наука
«В нашем поколении мы должны разумно объяснять все вопросы веры, Торы и религиозных действий».
В УМЫХ МНОГИХ ЛЮДЕЙ РЕЛИГИЯ ПЕРЕДАЕТ божественную истину, тогда как наука передает человеческую истину. И поэтому, когда научная теория кажется противоречащей Торе, ожидается, что религиозный человек отвергнет науку в пользу божественной мудрости.
Например, когда Тора говорит, что мир был создан за шесть дней, а современная наука противоречит этому через теорию эволюции, разве религиозный человек не обязан отвергать эволюцию и продолжать упорно верить в шесть дней творения?
Казалось бы, противоречивые отношения между верой и наукой на протяжении многих лет были темой разочарования для духовных искателей во всем мире.
Однако, по мнению рава Кука, проблема веры и науки проистекает не из какого-то фундаментального противоречия между божественной и человеческой истиной, а, скорее, из непонимания цели Торы.
В этой главе рав Кук объяснит нам, как вера связана с наукой и чему на самом деле пытается нас научить Тора.
Вера не иррациональна
Разумное объяснение веры
В нашем поколении мы должны разумно объяснять все вопросы веры, Торы и религиозных действий. (СК 1:21с)
Когда «страх Божий» — это «страх мысли»
Самая большая опасность иметь йират шамаим (страх перед Богом) заключается в том, что он не связан четко со светом Торы. Йират хачет (страх греха) запутывается и превращается в йират хамахшава (страх мысли). Когда человек боится думать, он постепенно начинает тонуть в болоте невежества. Оно удаляет свет души, ослабляет силы и затуманивает дух. (ОК 3 стр. 26).
Светские знания важны
Письмо раввину Ицхаку Леви (секретарю и соучредителю ешиват Мерказ ха-Рав), 4 февраля 1908 г.
Великие раввины земли Израиля, в число которых входят многие настоящие ученые и цадики, запретили изучение любой светской мудрости и иностранных языков. Фактически, они даже не разрешили изучение официального языка государства. Однако этот запрет стал медной цепью на шеях людей, боящихся Бога и идущих путем чистоты. У этих религиозных людей нет практического пути к образованию своих детей. Они начинают видеть собственными глазами, что невозможно выжить в современную эпоху без инструментов современного языка и базовых знаний.
С другой стороны, светские евреи, отказавшиеся от жизни по Торе и заповедям, обучают своих детей в школах, которые дают профессиональную подготовку и подготовку к проблемам жизни. К сожалению, только дети родителей, связанных со святой Торой и верой в Бога, остаются неподготовленными на жизненном пути.
Поэтому с момента приезда сюда, в Израиль, я, маленький и неважный, высказал свое мнение небольшому числу людей! святого И. иблу, что продолжать этот жизненный путь вредно для здоровья в течение длительного времени. Мы должны предвидеть, что принесет будущее» (Пиркей Авот 2:9) и «пикпаив лекарство перед болезнью» (Мегилла 13б). Я уже выразил свое мнение. мнение, что в настоящее время мы находимся в ситуации, когда «время действовать для Бога, отложить Тору» (Теилим 119:126). Мы должны внести кардинальные изменения в учебную программу наших детей, которые обучались только Торе и Им необходимо дать необходимые инструменты языка и знаний, чтобы противостоять жизненным испытаниям (IR1, стр. 139).
Нужно ли читать Тору буквально?
Письмо раввину доктору Моше Зайделю (профессору библейских исследований в теологической семинарии раввина Исаака Эльханана и одному из ближайших учеников рава Кука), 6 мая 1908 г.
Я чувствую внутреннюю обязанность объяснить вашей чистой душе, как быть со многими новыми научными мнениями, противоречащими буквальным словам Торы. Мое мнение таково, что любой человек, обладающий честным умом, должен понимать, что хотя эти новые научные истины и не являются абсолютно доказанными, тем не менее мы, конечно, не обязаны их отрицать и отвергать. Действительно, простое изложение фактов и исторических эпизодов определенно не является одной из целей Торы. Вместо этого главная цель – философские принципы, внутренний духовный смысл. И поэтому всякий раз, когда в Торе есть область, противоречащая науке, мы всегда должны искать более глубокий смысл текста, чтобы преодолеть проблему.
Этот принцип толкования уже преподавался в словах мудрецов (Ришоним), и особенно в « Путеводителе для растерянных» Рамбама. В сегодняшний век мы должны быть готовы расширить и применить их слова еще дальше.
Не имеет значения, существовал ли когда-то рай, где человечество наслаждалось изобилующими физическими и духовными удовольствиями, или существование развивалось от низшего к высшему... и продолжает развиваться по сей день.
Единственное, что мы должны знать наверняка, это то, что человеку возможно подняться до самых высоких высот... и несмотря на все это, если развратиться, можно потерять все. Фактически, человек способен нанести вред как себе, так и нескольким последующим поколениям. Это главный урок, который мы извлекаем из существования человека в Эдемском саду, его греха и изгнания.
Это очень важный принцип, когда речь идет о противоречивых мнениях: когда есть мнение, противоречащее чему-то в Торе, мы, во-первых, не должны сразу его опровергать; скорее, мы должны построить замок Торы на основе этого мнения. И делая это, мы можем подняться через противоположное мнение, и благодаря этому открывается дальнейшее понимание. И тогда, поскольку мы сняли давление, мы тоже сможем совершенно искренне не согласиться с мнением, если это будет необходимо. (ИР я, стр. 163-64)
Теория эволюции
Эволюция соответствует учению Каббалы
Теория эволюции, которая сейчас распространяется и завоевывает мир, гораздо больше, чем любая другая научная или философская теория, соответствует каббалистическому пониманию мира. Теория эволюции, которая верит в путь постоянного развития, создает по существу оптимистическое понимание мира. Действительно, как может человек отчаиваться, когда видит, что все развивается и восходит?
Фактически, когда мы проникаем в глубины теории эволюции, мы обнаруживаем элемент Божественного, сияющий в полной ясности – что именно актуализированный аспект Божественного вызывает материализацию потенциального аспекта Божественного. .
Эволюция выражает свой свет на всех путях Божественного. Все существование развивается и возносится. И так же, как это очевидно в отношении частей существования, на самом деле это верно и в отношении целого. В конечном итоге оно будет развиваться в направлении величайшего блага, где ни одна деталь не будет упущена, и ни одна искра не будет потеряна. (ОК 2 стр. 537)
Еретики помогают раскрыть Божественную истину
Во всех разделах Торы, которые еретики критикуют и отвергают, лежат сами ответы на их вопросы и возражения. Это верно как в отношении критики слов и букв Торы, так и духовных и интеллектуальных характеристик. Все те аргументы и пути, которые привели к ереси, приводят к более глубокому и возвышенному пониманию веры, как только открываешь их более глубокий источник. Действительно, вера человека становится более просвещенной и здоровой, чем предшествовавшая ему упрощенная вера. Более того, именно эволюция, которая естественно и логично развивается от малого к большому, от низшего творения к высшему... учит нас конечной цели существования.
Именно через эволюцию прославляется божественное величие. Фактически, все цели веры подтверждаются, а значение веры, доверия и служения Богу расширяется. Потому что все развивается к высшей цели... когда люди развивают себя и мир вокруг себя... они действительно исполняют волю Божью. (ОК2, стр. 548)
Наука не противоречит Торе
ЛЕНИВОЕ МЫШЛЕНИЕ СОЗДАЕТ НЕПОНЯТИЕ
Письмо раввину доктору Моше Зайделю (профессору библейских исследований в теологической семинарии раввина Исаака Эльханана и одному из ближайших учеников рава Кука), 13 июня 1905 г.
Я получил ваше приятное письмо. Если бы у меня было больше времени, было бы уместно ответить вам подробно, объяснить суть каждой темы, о которой вы написали, затронуть все важные вопросы, возникающие в отношении науки и веры. Действительно, все ошибки происходят только потому, что человек не ищет и не исследует; человек пытается решить самые серьезные проблемы, используя упрощенное мышление. В результате истина искажается. Поэтому наша обязанность — разъяснять вопросы истины из Торы истины.
КАББАЛИСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
Что касается возраста мира по современным геологическим расчетам: Согласно всем каббалистическим воззрениям, существовало много периодов времени до того, что мы называем началом мира. Даже согласно Мидрашу: «Бог построил много миров и разрушил много миров» (Берешит Раба 70:3). И согласно « Зоару», кроме Адама, о котором написано в Торе, существовало много видов людей {Зоар, Ваикра, с. 10).
Таким образом, эти мнения учат нас тому, что действительно существовало много периодов времени до того, который мы начали датировать, и период современного человечества является лишь одним из них.
ЕЩЕ ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ
Но на самом деле нам даже не нужны эти каббалистические решения. В самом деле, даже если бы нам стало ясно, что порядок творения возник в результате эволюции видов, для нас все равно нет проблемы отсчитывать годы творения согласно буквальным словам Торы...
Хорошо известно, что Тора намеренно туманно говорила о сотворении мира, излагала себя намеками и метафорами. Понятно, что описание сотворения мира в Торе является частью мистического раздела Торы. Если описание сотворения мира понимать совершенно буквально, то как оно могло содержать в себе мистические тайны?
В Мидраше говорится: «Невозможно объяснить силу сотворения мира. Поэтому Тора просто написала: «Бог сотворил мир»» {Путеводитель для растерянных, введение; Рамбан, Берейшит 1). Самое важное в этой истории — это понимание, которое человек обретает о Боге и о том, как жить по-настоящему нравственной жизнью.
НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ ВСЕГДА 1׳ V< >1 VI IK.
Никогда не бывает противоречия между какой-либо частью этой науки и лоиа ״״I. Тем не менее теория не обязательно является ali I, < vcn il il i . хорошо принят. Научные теории подобны незрелым плодам, которые незаметно эволюционируют. Все самые современные теории однажды будут высмеяны, а вся самая изощренная мудрость нашего поколения будет понята как незрелые мысли. Только слово Божие будет длиться вечно. «Хотя горы падут и холмы рухнут, но Моя неиссякаемая любовь к тебе не падет, и Мой завет мира не рухнет», — говорит Бог, сострадающий тебе» (Йеша-яху 54:10).
ТВОРЕНИЕ НЕ ПРЕДОТВРАЩАЕТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС
Суть того, о чем мы говорим, состоит в том, что все есть творение Божие, и этапы процесса – будь их много или всего несколько – все являются действиями Бога. Иногда Тора подробно описывает различные этапы процесса, а иногда Тора просто пропускает этапы и говорит: «Бог создал», «Бог действовал». Это похоже на то, как сказано в Торе: «И сотворил царь Соломон»; здесь нам не нужно говорить, что царь Соломон командовал офицерами, а офицеры — теми низшими офицерами, архитекторы — художниками, а художники — строителями. В этом примере очевидно, что мы имеем в виду, да и детали не имеют существенного значения.
На самом деле, даже если бы мы в течение тысячелетий исследовали все тонкости процесса, хотя это, безусловно, дало бы нам мудрость и познание величия Божества, тем не менее, эти описания все равно были бы ограничены и не могли бы полностью объяснить, что именно. произошел.
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ МЕДЛЕННО
На самом деле есть причина, по которой каждая идея и мысль приходят в мир в определенный период времени. Нет ничего случайного и непреднамеренного. Например, мы можем понять, что если бы люди на тысячи лет раньше узнали, что Земля постоянно вращается, они, возможно, боялись бы встать, чтобы не упасть с планеты. Тем более они боялись бы строить высокие здания. Соответственно, эти знания препятствовали бы нормальному развитию. Расчеты силы тяжести не утешали бы их, поскольку их собственный опыт гораздо более наглядно показал им, что все, что стоит на движущемся объекте, рискует упасть.
Только после многих лет созревания разума человечество обрело достаточно здоровое мышление, чтобы раскрыть мудрость движения Земли на благо всех людей.
ИМЕЙТЕ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Когда вы поймете то, что я сказал, вы поймете, что как буквальный смысл Торы, так и скрытый смысл Торы имеют огромную ценность. Действительно, существует множество дивных путей сокровенного смысла и путей божественной мудрости... И когда вы идете по этому пути, вы можете быть уверены, что с помощью Божией вы не ошибетесь.
«Я поведу слепых путями, которых они не знали, незнакомыми путями поведу их; Я превращу тьму перед ними в свет и неровности сделаю гладкими. Вот что я сделаю; Я не оставлю их» (Йешаяу 42:16). (IR1, стр. 105-7)
Эволюция должна принести знание о Боге
Рамбам уже писал, что истории творения, рассказанные в Торе, не следует понимать буквально; скорее, им предстоит преподать более глубокий урок. Фактически Рамбам сказал, что если бы у него было абсолютное доказательство вечности мира, то он интерпретировал бы стихи о творении таким же метафорическим образом, как он объяснял стихи с человеческими описаниями Бога.
Теперь ясно и очевидно, что современная теория эволюции совершенно не противоречит основным основам Торы – даже стихам, описывающим сотворение мира. Однако человек может попытаться возразить, что если, например, на формирование материальной старой планеты потребовались десятки тысяч лет, то мы не видим никакого божественного вмешательства. Почему создание должно занимать так много времени? Почему это не было мгновенно?
На эти вопросы мы можем ответить, что развивающийся шаг за шагом мир нисколько не удерживает нас от признания Бога. Фактически, это приближает душу к Богу в глубокой любви и возвышении. Когда мы смотрим на множество сил мира и видим, как все организовано в совершенном порядке, с великой мудростью, добротой и состраданием, мы признаем поддерживающую силу всего, то есть живого Бога.
И чем отличается эволюция звезд и созвездий на протяжении десятков тысяч лет от эволюции плода в утробе матери на протяжении многих месяцев? Что касается ребенка, мы по-прежнему признаем: «Ваши творения невероятны; душа моя очень хорошо знает это... Когда я был создан в тайном месте, когда я был сплетен в глубине земли, Твои глаза видели мое бесформенное тело; все записано в Твоей книге» (Теилим 139:14-16).
Тем более мы должны удивиться, если рассмотрим порядок эволюции от простейших организмов до ума, праведности, честности и силы человека. (ПР 2, стр. 25-26)