«Когда человек осознает, что быть полностью совершенным недостижимо, он, наконец, может понять, что его истинное величие находится в священном путешествии постоянного становления хоть немного лучше».
КОГДА ИЗУЧАЮ РЕЛИГИИ ВОСТОКА ( например, БУДДИЗМ ИЛИ ИНДУИЗМ), часто можно встретить схемы и карты, описывающие путь к духовному просветлению. Следуя изложенным указаниям и советам, человек намеревается достичь конечной цели, которая описана и изображена очень подробно.
Напротив, человек, который решает пойти на занятия по иудаизму, часто слышит хороший двар Торы о важности Шаббата, или другой о важности изучения Торы, или еще один о важности тшувы или кашрута. Хотя все это хорошо, со временем может возникнуть ощущение, что иудаизм, хотя и обладает множеством прекрасных идей, не имеет конкретного пункта назначения, к которому все эти идеи ведут.
Есть ли у иудаизма конечная цель, на которую указывают все заповеди? Существует ли всеобъемлющая цель, которой пытаются помочь нам достичь все, казалось бы, случайные концепции и законы?
В этой главе рав Кук описывает цель, которую, по его мнению, иудаизм пытается помочь нам реализовать.
Является ли совершенство целью?
Зависть к совершенству Бога
ПОДАВЛЕННАЯ РЕВНОСТЬ
Есть в глубине души скрытая склонность, которая гниет кости и приносит слабость и тьму к всякой мысли о свете. Эта ревность загадочна. Действительно, многие не узнают его из-за множества причин, которые не позволяют рту его произнести. Тем не менее, оно существует, покоится в человеческом подсознании. Эта ревность иногда будет выражаться различными способами, выходящими за рамки ее истинной формы, точно так же, как любая ревность может одеться под чуждое имя.
МЫ ЗАВИДУЕМ БОЖЬЕГО СОВЕРШЕНСТВА
Эта таинственная ревность — ревность Божья. Люди завидуют бесконечному счастью и совершенству Бога. Эта зависть приводит к искажению знаний, помрачению ума, искажению интеллекта и гневу духа. И когда все усилия по сдерживанию этой ярости оказываются безуспешными, человек доводится до абсолютного отрицания Бога. Это способ удалить из страдающей души яд ревности, который проникает так глубоко. Нет другого решения этой зависти, кроме более ясного и просвещенного понимания Бога.
ИЗЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ
Когда болезнь ревности будет устранена, будут устранены и все ее негативные последствия, в том числе и пустой атеизм, которым искалечено наше поколение. Конкретный путь к избавлению от этой болезни можно разделить на две основные части: интеллектуальное очищение и этическое просвещение.
ПЕРВЫЙ ПУТЬ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОЧИЩЕНИЕ
Путь интеллектуального очищения объясняет, что различие между Богом и миром полностью зависит от наших знаний, восприятия и образа жизни. Чем более возвышено восприятие, тем ближе люди и мир подходят к величию Бога. Когда восприятие человека достигает своего пика, он начинает понимать, что все на самом деле находится внутри Бога, а все детали вселенной — это просто проявления Божественного, выраженные в различных формах перед нашими глазами. Следовательно, счастье Бога — это, воистину, счастье каждого.
Это счастье продолжает распространяться по мере того, как проясняется знание Бога. Это великое тайное удовольствие, которое приходит от понимания Бога. Человек начинает ощущать божественное счастье, совершенство, полное радости и силы. Больше нет места ревности.
ВТОРОЙ ПУТЬ: ЭТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Второй путь — это этическое просвещение, которое объясняет, что благочестивое совершенство зависит от качества свободно избранной праведности. Те, кто решает возвысить свободу своей воли до того же атрибута праведности, который является величайшей чертой Бога, на самом деле черпают из «тела Царя» (известная каббалистическая фраза). Поскольку они смирились в свете Божием, можно сказать, что они достигли божественного совершенства.
Действительно, ничто не мешает нам возвысить нашу свободную волю до богоугодной праведности. И чем больше человек способен расти в этом направлении, тем больше он превращается в благочестивого человека. Божественное совершенство принадлежит Богу в силу Его свободы выбирать праведность, и это способность, к которой также имеют доступ все люди. Поэтому здесь нет места ревности. (ОК 2, стр. 397-98)
Духовная важность роста
Два типа совершенства
С нашей точки зрения, мы понимаем две категории абсолютного божественного совершенства.9Один тип совершенства можно объяснить как полное и полное, без возможности дальнейшего роста. Однако отсутствие потенциала роста само по себе является недостатком. Конечно, прогресс и развитие обладают определенными благами и преимуществами, к которым мы стремимся. Не может быть, чтобы божественное совершенство было лишено этой ценности роста.
Поэтому мы должны заключить, что Бог также обладает способностью расти и реализовываться в бесконечной мере. Это душа Бога, которая заряжает мир энергией посредством своего бесконечного роста и самореализации. (ОК 2, стр. 532)
Богу нужен человеческий рост
Из того, что было открыто нам, мы знаем, что тайная цель Бога для вселенной – вечный рост и развитие. Если бы не было мира несовершенства, то было бы только величие и полнота без возможности постоянного роста и увеличения блага.
Хотя верно, что существует бесконечное совершенство, не имеющее возможности для роста (Сам Бог), внутри этого совершенства заключена великолепная сила постоянного роста (физический мир). Абсолютное, статическое совершенство на самом деле усиливается совершенством совершенствования от малого к великому. Богу нужен потенциал этой работы роста, чтобы завершить Его. (ОК 2, стр. 530)
Люди-путешественники и люди назначения
«Человек не должен делать поспешных шагов» (Брахот 43б). Среди людей ведутся споры о том, насколько важно путешествие по отношению к его цели. Для некоторых людей существует огромная разница между целью и путешествием. Определившись с определенной целью, чувствуешь себя так, будто все подробное путешествие — это какая-то тяжкая ноша. Человек чувствует разочарование и пытается все торопить и торопить. Глубоко внутри души человек чувствует дискомфорт и боль. Например, тот, кто мечтает стать очень богатым, может поставить перед собой определенную сумму денег и сконцентрировать всю свою силу воли на ее достижении. Однако; каждый шаг на пути к этой цели оставляет такого • человека неудовлетворенным и разочарованным.
Такое целенаправленное психическое состояние начинает влиять на физические движения человека, пока он не начинает делать поспешные шаги. Все шаги человека *предполагают попытку устранить разочаровывающие требования путешествия.
Мудрый человек понимает, что каждый шаг имеет глубокий эффект, выводя его на более высокий уровень совершенства. Этот человек знает, что сам путь достижения совершенства следует ценить и беречь. Тот, кто думает таким образом, найдет постоянное удовлетворение и душевное спокойствие на каждом шагу. В этом смысл фразы «во всех путях ваших познайте Его» (Мишлей 3:6). Следствием такого состояния ума является то, что даже физические движения человека становятся расслабленными и неторопливыми.
Когда человек осознает, что быть полностью совершенным недостижимо, он может, наконец, понять, что его истинное величие находится в священном путешествии постоянного становления хоть немного лучше. (EA, Берахот 1, стр. 33)
Переживание Бога в настоящий момент
«Во всех путях ваших познайте Его» (Мишлей 3:6). Человек должен искать Бога во всем, что он делает. Во время молитвы нужно искать Бога, стараясь сосредоточиться на словах молитвы с глубокой концентрацией и преданным сердце. Не следует в этот момент искать Бога в других делах. Действительно, занимаясь этим конкретным действием, можно сказать, что Бога можно найти в этом действии и ни в чем другом. Изучая Тору, человек должен осознавать, что Бог находится в этом действии. в самом акте анализа и попытки понять каждую идею. В этот момент Бог раскрывает Себя в этом конкретном действии, а не в чем-либо другом. И, наконец, когда человек участвует в гемилут хасадим (добрых делах), человек должен искать Бога через пытаясь найти лучший способ помочь другу.
Этот принцип справедлив во всех действиях, которые совершает человек. Разве не все вещи в мире раскрывают Божественное? Поэтому все, что делает человек, следует понимать как мицву, ведь в каждом действии нужно искать Бога. Мы можем точно сказать, что тот, кто посвящает весь свой разум и силы совершению каждого действия с величайшим совершенством, познает Бога во всех Его путях. (МА 2.2)
Каждый акт роста меняет мир
Письмо раввину Цви Хиршу Вейсфишу (автору книги «Хафрашат Терумот у'Маасрот» и хорошему другу рава Чарлапа), 31 мая 1910 г.
Есть ли у меня какой-нибудь совет, который вдохновит и побудит человека служить Богу с радостью и преданностью?
... Правда в том, что чрезвычайно трудно объяснить в нескольких словах хотя бы один из принципов подлинной духовной работы... И все же, сказав это, я не удержусь от объяснения вам великого духовного дела. урок. Конечно, даже эта идея не будет по-настоящему понята, пока она не будет рассмотрена и изучена гораздо глубже. Но это все же может помочь в мотивации человека к большей любви к Богу и святой Торе.
Вполне логично, что если бы вы могли убедить даже самых простых людей в том, что они способны совершать добрые дела, которые могут принести пользу всему миру... они были бы вдохновлены совершать эти добрые дела с радостью и самоотверженностью. В глубоком смысле вся лень и усталость, которые испытывает человек, коренятся в неверии человека в то, что своими собственными действиями по изучению Торы, выполнению заповедей, молитве и самосовершенствованию он на самом деле преобразует всю вселенную к лучшему.
Вот почему Бог просветил наши глаза святыми словами истинных мастеров каббалы. Эти мудрецы объяснили нам, насколько чрезвычайно важны все наши действия в преобразовании всей Вселенной. (ИР1, стр. 339)