Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

2. Тора

Тора

 

«Многие люди оставили религию, потому что в процессе обучения… они предали свою уникальную личность».

 

КОГДА МЫ ГОВОРИМ, ЧТО НУЖНО РАЗВИВАТЬ СВЯЗЬ С Торой, что именно мы имеем в виду? Танах, Гемара, Агада, Галаха, еврейская философия и каббала? Тем не менее, я провел восемь лет в ешиве, и большую часть времени провел в Гемаре. Я никоим образом не хочу приуменьшать важность этой формы обучения, но многие из них изучают другие части Торы, но вынуждены тратить свое время на темы, с которыми они чувствуют себя наименее связанными. Когда люди говорят, что изучение Торы скучно, я понимаю, что это означает, что им скучна определенная область изучения. К сожалению, многие из них не были ознакомлены с большинством разделов Торы.

 

Скажем, человек, который никогда раньше не слышал музыки, впервые познакомился с ней через классическое произведение. Возможно, он не любит классическую музыку. Имеет ли смысл тогда сделать вывод, что он не любит музыку? Конечно, нет. Существует так много разновидностей музыки, что вряд ли он не нашел бы что-то, что ему по душе, если бы он нашел время, чтобы изучить больше из них.

 

В этой главе рав Кук призывает нас найти свою личную Тору и осознать, что существует не только один тип Торы, но и бесконечное разнообразие, которое может быть полезно бесчисленному количеству людей.

 

Личное изучение Торы

Почему некоторые евреи отказываются от религии

 

Этот отрывок первоначально появился в Орот Атора 9:6, отредактированный и подвергнутый цензуре. Теперь, когда дневниковые записи Рава Кука опубликованы в оригинальном виде, доступна и переведенная здесь версия без цензуры.

 

Многие люди оставили религию, потому что в своей учености и духовном совершенстве они предали свою уникальную личность. Например, человек может быть от природы талантлив в вопросах агады.  И быть неприспособленным к постоянному погружению в вопросы Галахи? Тем не менее, поскольку он не признает своих уникальных талантов, он занимается вопросами Гемары и ее комментариев, поскольку видит, что это принято в современном религиозном мире. Но в глубине души он испытывает ненависть к изучаемому материалу, так как постоянное занятие им не соответствует его уникальным природным дарованиям.

 

Однако если бы он нашел конкретный тип Торы, соответствующий его уникальным талантам, и погрузился бы в нее, он бы сразу осознал, что тошнотворное чувство, которое он испытывал, занимаясь вопросами Галахи, не возникло из-за какого-либо изъяна в этой святой и важный вид обучения. Скорее, это была его душа, выражавшая желание погрузиться в другой тип Торы. Тогда этот человек останется по-настоящему верным Торе и станет знатоком того типа Торы, который является уникальным для него. Фактически, он даже смог бы помочь тем, кто более талантлив в Галахе , показав им внутренний мир агады, поэзии и эмоций.

 

К сожалению, поскольку этот человек не осознает истинную причину своего чувства тошноты по отношению к Галахе, он настойчиво игнорирует свою природу. И как только ему открывается путь без религиозного  образа жизни, он вырывается, а затем ненавидит и становится врагом Торы и религии. Он будет переходить от одного греха к другому. Именно из таких людей и создаются ненавистники нашего народа. «Я пытаюсь провозгласить новое видение и их ослепить глаза мира.

 

Существует огромное разнообразие мудрости, которое расширяется еще больше. Возможно, кого-то сильно привлекает определенная светская мудрость. Такой человек также должен следовать своим уникальным талантам, выделяя при этом определенное время для изучения Торы. Если он сделает это, то преуспеет и в том, и в другом, потому что «Тора вместе с путем мира прекрасна» (Пиркей Авот 2:2). А Гемара в конце Йомы обсуждает, как найти правильный баланс приоритетов для таких людей. В общем, весь этот вопрос зависит от уникальной души каждого человека. (KYK1, Пинкас Ахарон б’Бойск, 52)

 

Собственные трудности рава Кука при изучении Торы

 

Однажды мужчина сказал раву Куку: «У моего сына нет мотивации изучать Тору». Рав Кук ответил: «Когда я был молод, мне тоже не хотелось изучать Галаху. Мое сердце тянулось к Агады. Однако, изучая Агаду, я пришел к изучению Галахи. Я предлагаю вам научить вашего сына агаде, и в результате он тоже придет изучать Галаху» (СР, стр. 180).

 

Я знаю, что делает меня уникальным: Агада

 

В душе я знаю, что мои идеи относительно Галахи, хотя они и могут быть точными объяснениями, не образуют нового пути, отличающегося от уже написанных книг.

 

С другой стороны, что касается мира агады, философии и мистицизма, хотя я посвятил им лишь небольшое количество времени, я вижу, что с помощью Бога я уже нашел уникальный путь. На самом деле, я не встречал книг, содержащих вообще похожие идеи. (МС, введение)

 

 

Рав Кук и Бялик очень уважали друг друга. Здесь рав Кук разговаривает с Бяликом (стоит справа). Рав Кук написал книгу об агаде так же, как Бялик. Крайний справа — комментарий рава Кука к агаде под названием «Эйн Айя».

 

Не лги своей душе

 

Не следует лгать своей душе; не следует отрицать свои внутренние эмоции из-за вихря внешнего одобрения. Если человек чувствует себя вдохновленным и святым в определенной области познания, то он должен постоянно удовлетворять себя этим глубоким наслаждением, которого желает сердце. Что касается меня лично, то меня переполняет мощное чувство божественного удовлетворения, когда я изучаю мистическую Тору. Даже если я знаю, что эта форма обучения абстрактна, я должен быть сильным внутри и не отстраняться от нее. Очевидно, что нужно уделять время и практическим нуждам – будь то конкретные действия или практические части Торы и мудрости. (СК 8:24)

 

Духовные книги вдохновляют душу

 

Письмо раввину Цви Хиршу Вейсфишу (автору книги «Хафрашат Терумот у’Маасрот» и хорошему другу рава Харлапа), 31 мая 1910 г.

 

Ваше драгоценное письмо пришло. По поводу вашего вопроса: есть ли у меня какой-нибудь совет, который вдохновит и воодушевит человека служить Богу с радостью и самоотверженностью?

 

Главный совет, который я обычно даю своим друзьям и другим людям, похожим на меня, заключается в том, что нужно установить регулярное время для изучения наиболее духовных книг Торы. Эти священные книги нельзя выбрасывать

 

Я сидел в углу комнаты и читал лишь изредка. Когда в эти духовные книги вложено настоящее время, свет души естественным образом воссияет, и нет сомнения, что дух радости и самоотверженности появится в сердце любого искреннего искателя истины. (ИР1, стр. 339)

 

Поиск своей уникальной духовной диеты

 

Вот хорошо известный принцип, согласно которому человеку не следует путешествовать по пардесам (каббалистическим/философским областям), прежде чем он сначала не наполнит свой желудок мясом и вином (Танах, Гемара, Галаха и т. д.). Возможно, имеется в виду человек, который хочет лишь выполнить основное обязательство по букве закона. Однако для того, кто чувствует в своем сердце сильную страсть к изучению глубоких идей, правильным принципом может быть следующий: «Человек всегда должен изучать Тору по тому предмету, который душе угодно» (Авода Зара 19а).

 

Сам факт наличия у человека особого таланта в философских или мистических предметах сам по себе является доказательством того, что воля Божья состоит в том, чтобы этот человек был погружен в глубокие идеи. И более того, любая идея, ставшая необходимой для искания Бога – а без нее человек чувствовал бы тяжелую нехватку – становится для такого человека пищей и вином.

 

Это не противоречит принципу запрета на поездку в пардес, поскольку это относится только к вопросам, выходящим за рамки основных потребностей человека. Поэтому тот, кто чувствует глубокую интеллектуальную и эмоциональную тягу к пониманию Бога, должен быть уверен в своем пути и уверен в успехе. Конечно, нет никаких сомнений в том, что нужно уделять достаточно времени для правильного изучения основ Торы и ее законов. Тем не менее, основное обучение должно быть посвящено тому предмету, который больше всего волнует ваше сердце.

 

И если оглянуться вокруг и увидеть, что большинство людей ведут себя не таким образом, то следует понять, что этим людям не годится входить в мир глубоких мыслей до тех пор, пока они сначала не разовьются постепенно. Кроме того, человек должен быть осторожен, чтобы не возгордиться, ибо все это действительно зависит от естественных различий между душами. Мы можем пойти еще дальше и сказать, что тот, у кого есть естественное стремление познать все эти глубокие идеи в ясной и организованной форме, не сможет по-настоящему соединиться с Богом, не пройдя по этому конкретному пути. Это можно сравнить с диетой, не соответствующей типу телосложения. Конечно, тот, кто делает это, естественным образом будет чувствовать слабость и усталость, хотя другой может быть совершенно здоровым, сидя на той же диете. Поэтому мы должны быть осторожны и не сравнивать диету одного человека с диетой другого.

 

Таким образом, тот, кого от природы привлекают глубокие и глубокие идеи, не должен пугаться других, которые этого не делают. Вместо этого человек должен осознать, что это его личный долг. Разумеется, несмотря на все это, полностью отказываться от базовых видов обучения не следует. Тем не менее надо знать, что никогда не будешь удовлетворен, если не уделять особого внимания тому, чего требует душа. Только тогда человек сможет успешно служить Богу с поистине глубоким чувством счастья. (ОТ 9.12)

 

Не пугайтесь недуховных раввинов

 

Даже если кто-то найдет великих раввинов… для которых вопросы духовности не важны… сердце человека не должно отчаиваться из-за внутреннего голода по путям духовности… Какая в этом разница? В конечном счете, это личный дар человека, и человеку свойственно радоваться своему уникальному таланту. (ОТ 10.4)

 

Тора души против Торы закона

Вдохновение против деталей

 

ИДЕАЛИСТЫ ПРОТИВ РЕАЛИСТОВ

 

Как правило, поэты умеют описать тонкую сторону жизни, ее красоту, энергию и течение. Они также умеют описывать пороки жизни и решительно протестовать против них. Но идеалистическое воображение не в силах раскрыть конкретные детали того, как добиться изменения даже самых незначительных дефектов, которые могут иметь очень разрушительные последствия. Это относится к области знания, которое имеет дело с деталями. Здесь начинается работа врачей, экономистов, инженеров, судей и всех тех, кто стремится к практической мудрости.

 

ПРОРОКИ: ИХ СИЛА И СЛАБОСТЬ

 

Это различие имеет еще более широкое применение. Пророки видели великое зло идолопоклонства в древнем Израиле и всеми силами протестовали против него. Они описывали красоту и блаженство, связанные с верой в единого Бога. Они видели все нравственное разложение: притеснения бедных, убийства, прелюбодеяния и грабежи, и вдохновлялись духом Божьим разрешить и предотвратить эти состояния посредством высоких и святых речей.

 

И тем не менее, мелкие ошибки, из которых развилась основная часть греха, оставались скрытыми от глаз каждого пророка и провидца. В сферу пророчества не входило понимание того, как регулярное выполнение мицвот и изучение Торы постепенно высвободит скрытую внутреннюю мудрость и в конечном итоге победит тьму идолопоклонства. Он также не мог понять, как постепенно возрастающая небрежность [в деталях], которая подрывает выполнение мицвот… запускает процесс разложения… позволяя человеческим страстям и блуждающему воображению разгуляться…

 

УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОРОЧЕСТВА МОШЕ

 

Правда, такое восприятие было даровано пророчеству Моше, которое он получил от Бога «из уст в уста» (Бамид-бар 12:8). Его пророчество отличалось непревзойденной ясностью, одновременно понимая общие вопросы духовных и философских принципов, а также точные требования к деталям. Но «никогда не возникало другого пророка, подобного Моше, которого Бог знал бы лицом к лицу» (Дварим 34:10).

 

ИУДАИЗМ БЕЗ МОШЕ РАББЕЙНУ

 

Поэтому было необходимо поручить передачу духовных и философских принципов пророкам, а подробности — раввинам. Талмуд (Бава Батра 12а) заявляет: «Хахам адифминави» (раввин лучше пророка). Пророчество с его страстными и пламенными требованиями не могло исцелить еврейский народ от идолопоклонства; устранение источников угнетения; и избавление от убийств, сексуальных извращений и взяточничества. Все это было достигнуто раввинами — посредством детального развития Торы, поднятия множества хахамим и целенаправленного изучения каждого закона и его применения.

 

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ВНИМАНИЕ НА ГАЛАХЕ

 

С течением времени забота о работе раввинов взяла верх над работой пророков, и пророчества вообще прекратились. Через некоторое время значимость духовных и философских принципов снизилась; хотя они и подразумевались в деталях, они не были достаточно объяснены.

 

НЕГАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ МАСС

 

В конце нынешнего периода времени, когда свет пророчества начнет возрождаться, как нам обещано: «Излию дух Мой на все существа» (Йоиль 3:1), возникнет заметное отвращение для подробностей. На это намекает утверждение Талмуда о том, что во времена мессианской эпохи «мудрость раввинов станет горькой, и те, кто создаёт пределы закона, будут переходить из города в город, не находя поддержки» ( Сота 49б). .

 

КАК ВОЗРОДИТЬ УВАЖЕНИЕ К ГАЛАХЕ

 

Это будет продолжаться до тех пор, пока сила пророчества не проявится вновь и не проявит себя не как горький, незрелый плод, а как плод, полный сладости и жизни. Само пророчество признает огромную важность работы раввинов и в праведном смирении восклицает: «Хахам адиф ми’нави» (Раввин лучше пророка). Тогда душа Моше снова появится в мире. (О, «Зероним» 2)

 

У меня огромное желание синтезировать

 

У меня есть огромное желание соединить духовные и практические элементы Торы. В древние времена и, конечно же, в период пророков эти два элемента Торы были прочно связаны. Также в период Таннаимов и Амораимов (мудрецов Мишны и Талмуда) и в Иерусалимском Талмуде эти два элемента, безусловно, были связаны. Запечатывание Вавилонского Талмуда пришло для того, чтобы дать свету Торы способность освещать тьму; и пришло время восстановить это движение на пике. (СК 1:834)

 

 

Рав Кук всегда пытался найти способ познакомить массы со своим прекрасным и целостным взглядом на иудаизм. Вот рав Кук приветствует приехавших в Иерусалим на Песах 1929 года.

 

Рабанут слишком сосредоточен на Галахе

 

Письмо в Ваад Хаклали (общий комитет, занимавшийся финансовыми и религиозными делами ашкеназской общины), 7 июля 1911 г.

 

Рабанут, которого я пытаюсь воспитать, — это Рабанут, который постоянно занимается повседневными проблемами еврейского народа в

 

Израиль… Его не следует замыкать в рамки и сосредотачивать внимание только на мире религиозного закона… потому что вопросы религии на самом деле являются вопросами жизни. (iRx, стр. 28)

 

Светские евреи презирают Раббаната

 

Письмо Зееву Гиоскину (одному из основателей еврейской колонии Реховот), 26 апреля 1907 г.

 

Посылаю вам письмо, полученное от Агудат Хакормим.6 , который расположен в Реховоте. Эта организация полна жалоб на национальную винодельню. Теперь, конечно, на эти выдвинутые аргументы необходимо ответить… будь то снисходительно к ним и с приятным поведением, или, возможно, прояснение этих вопросов в соответствии с Галахой.

 

Несмотря на все эти решения, которые мы должны принять, я так отчаянно хочу быть частью строительства святой земли Израиля вместе со всеми нашими братьями. К сожалению, в самых важных вопросах они дистанцируются от меня. Это происходит из-за общего мнения светских евреев, которые все боятся влияния Раббанута. (ИР1, стр. 80)

 

Мы отказались от души Торы

 

Письмо раввину Иегуде Лейбу Зельцеру (председателю Союза ортодоксальных раввинов Америки), 4 января 1913 г.

 

Мы не должны игнорировать базовую медицину, которая способна исцелить все; наше падение произошло только потому, что мы отказались от него. Это то, о чем моя бедная и горькая душа привыкла говорить и повторять сотни и тысячи раз: «Мы отказались от души Торы». Это великий крик, содержащий в себе силу поколений за поколениями: от дней пророков до древних мудрецов, от величайших раввинов средневековья (ришоним) до самых мудрых людей нынешней эпохи. (Ахаронимы).

 

Слишком долго самые талантливые из наших людей сосредотачивались почти исключительно на практических аспектах Торы, да и то только на отдельных ее разделах. Однако от эмоциональной, философской и всей высшей духовной мудрости, где сокрыты тайны искупления и спасения, мы полностью отказались. Фактически, если бы человек пришел и пожаловался на этот большой недостаток лидерам еврейского народа, его сочли бы высокомерным и абсурдным. Великие голоса философов Бога, самых возвышенных хасидов, чистейших каббалистов, пришедших с тайнами Бога, святые видения мужества, ожидавших и ожидавших искупления, подобны одинокому голосу, взывающему в пустыне. пустошь.

 

Слишком долго мы откладывали решение этого вопроса. Следовательно, атеизм медленно предстал перед нами в своей густой, позорной, злобной грязи. Ежегодно он забирает тысячи душ у нашего народа. Однако, несмотря на это, в нашем собственном лагере Торы и веры мы находим только тьму и отсутствие четко определенных желаний и целей. Поэтому нас колоссально призывают вернуться в тшува … Именно в такой момент кризиса и опасности нам нужно принять величайшее из всех лекарств. Да, мы должны быть радикальными в нашем подходе. Любая форма компромисса не решит проблему. Вера утеряна и продолжает угасать, потому что мы отказались от Торы и некому интерпретировать и исследовать ее тайны.

 

В настоящий момент ортодоксальный иудаизм ведет оборонительную и глупую войну, пытаясь доказать, что внешний мир разрушает сам себя и что все его ценности и убеждения будут просто уничтожены вместе с ним. Но тот факт, что светские евреи чаще разваливаются, чем мы, не является настоящим утешением или утешением. Действительно, страдания масс — это даже не половина утешения, а двойная агония. Указание пальцем на болезни нашего народа не принесет сил и жизни, поскольку такое отношение пессимистично по самой своей природе.

 

Но зачем нам идти по такому извилистому пути, если вместо этого мы можем идти по открытой и прямой дороге, которая стоит перед нами? Что мы должны сделать, так это восстановить духовное понимание всей Торы. Действительно, любой человек, чье сердце наполнено мужеством, чье перо наполнено силой и чья душа наполнена духом Божьим, призван выйти на улицу и громко воскликнуть: «Да будет свет!» (ИР 2, стр. 123)

 

Высшая форма изучения Торы

Поймите большую цель каждой детали

 

Тора лишма (изучение Торы ради самой Торы, высшая форма изучения Торы) – это когда человек тренирует себя интеллектуально и эмоционально понимать, как каждая деталь связана с высшей целью и как эта великая святая цель материализуется через каждую деталь. . (ОТ 2.7)

 

Держите в поле зрения более широкое видение

 

Цель изучения Торы — усвоить основные принципы Торы настолько, чтобы это знание придало силу деталям каждой части Галахи . Это можно сравнить с тем, как здоровое сердце доставляет кровь к каждой конечности.

 

Ведь без такого четкого уровня знаний каждая деталь кажется отдельной и отчужденной сущностью. Это создает путаницу в самой сути Торы и блокирует человека от служения Богу с любовью и свободой. «И слово Божие приходило к ним немного здесь и немного там» (Йешаягу 28:13). Слова Торы следует рассматривать как одно видение и одну мицву. (ОТ 3.3)

 

Требование целостной духовности

 

Широко распространенная наглость, о которой нам говорят, произойдет во времена Машиаха, возникла потому, что мир достиг стадии, на которой люди требуют понимания того, как все детали Торы связаны с высшей целью. Даже одна деталь, не связанная с великой целью, не дает этому поколению покоя. Итак, если бы мир был вовлечен в этот тип Торы, чтобы душа человека поднялась и осознала, как все детали вписываются в большую цель, тогда произошли бы тшува (духовный рост) и тиккун олам (всеобщее преобразование).

 

Однако из-за лени раскрыть свет внутренней Торы… в мир пришло разрушение. Поэтому мы должны использовать величайшее лекарство из всех — увеличение наших духовных талантов, пока понимание того, как все многочисленные идеи и действия Торы связаны с высшей целью, не станет самоочевидным. Только тогда в мире появится сила духовной жизни – в действии и познании. (СК 2:2)

 

Развитие ясности в Галахе

 

Степень ясности, которую человек имеет в Галахе (еврейском законе), будет определять степень счастья, которую он получит от ее исполнения. Отсутствие ясности и понимания вызывает чувство тяжести. Некоторые даже испытывают изнуряющую паранойю, вызывающую негодование Торы, не дай Бог.

 

Напротив, тех, кто обладает большой ясностью, детали вообще не мучают. Как раз наоборот: внимание к деталям является признаком компетентности, точно так же, как внимание к грамматике показывает качество слов. (ОТ9.4)

 

 

 

хотя рав Кук очень старался примкнуть к светским сионистам, он никогда не отказывался от своих любовных отношений с ультраортодоксами. В глубоком смысле слова он провел большую часть своей жизни, пытаясь преодолеть разрыв между двумя, казалось бы, противостоящими друг другу Дрлдами. Вот рав Кук произносит речь на церемонии ешиват Хаей Олам в Старом городе Иерусалиме в 1926 году.

 

Поиск духовного смысла в Галахе

 

Иногда тот, кто обладает душой, способной подняться на величайшие духовные высоты, впадает в депрессию и печаль, погружаясь в мелкие детали Галахи . Такой человек может чувствовать себя заключенным, словно прикованным к закону. Тем не менее, решение состоит не в отказе от Галахи. Скорее, человек должен приучить себя искать ценность каждой детали, пока не найдет ее духовный источник и значение. (ОТ 9.8)

 

Поэзия в законах

 

Как в поэзии есть законы, так и в законах есть поэзия. (Оцрот Хареия 2, стр. 393)