10. Этика и забота о других

Вторая песня

Песня нации

ИО

Этика и забота о других

«Запрещено страху небесному отталкивать естественную нравственность человека. А если и делает это, то это не чистый страх перед небесами».

РЕЛИГИЯ — ПОИСКИ ЧЕЛОВЕКА БОГА? ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖЕТСЯ, ЧТО религия — это попытка решить глубочайшие духовные проблемы жизни. Возможно, достижение состояния девекут (единства с Богом), разновидности духовного просветления, является конечной целью религии.

Однако религия становится опасной, когда она фокусируется исключительно на Боге. Разве мы не видим множество «религиозных» и «богобоязненных» людей по всему миру, которые совершают убийства, насилие и безнравственные действия? Мы отчаянно нуждаемся в религиозном голосе, который фокусируется на святости человека, по крайней мере, в такой же степени, как и на святости Бога. Что религия говорит о межличностных отношениях?

В этой главе рав Кук акцентирует внимание на духовной важности взаимоотношений человека с другими.

Истинная духовность мотивирует этическое мужество

Этическая цель религиозного образования

Письмо редактору «Авазелет» (еврейской газеты, выходившей с 1863 по 1911 год), 8 ноября 1908 г.

Цель образования — дать человеку инструменты для реализации своего идеального «я»; его главная цель должна заключаться в том, чтобы превратить человека в сострадательного и честного человека. С древних времен, когда Авраам взывал к Богу, мы унаследовали принцип, согласно которому, чем больше человек связан с Богом, тем больше будет его сострадание и честность; это приведет к повышению индивидуального и социального благосостояния. (ИР1, стр. 218)

Моральная религия против аморальной религии

Запрещено страху небесному отталкивать естественную нравственность человека. А если и делает это, то это не чистый страх перед небесами. Фактически, признаком чистого страха перед небесами является то, что естественная этика, заложенная в честной природе человека, растет и развивается до еще более высоких уровней, чем она была бы без нее. Если без страха перед небом человек желал бы делать добро отдельным людям и обществу, и только благодаря его влиянию эта сила добра уменьшилась – тогда этот страх перед небом недействителен. (ОК 3, введение, стр. 27)

Этика и духовность должны быть связаны

Для человека крайне важно развивать естественную этику во всей ее глубине и широте, страх Божий (иными словами, веру) во всей ее глубине и широте. Высшие духовные качества своей души могут быть построены только на обеих этих сущностях. (ОК 3, введение, стр. 27)

Говорение против живой веры

Больше веры и связи с Богом можно найти в интеллектуальной честности и хороших этических качествах, чем в словах, сказанных о вере, и эмоциональных образах. (СК 1:231)

Духовность должна привести Небеса на Землю

Человеческая цивилизация слишком узка для нас. Наши души настолько велики, что мы стремимся повлиять на все сущее. Наша мораль желает заботиться обо всех существах, обо всем существовании. И поэтому это желание должно быть реализовано посредством слов, исходящих от Мастера всего сущего. Тора Израиля должна быть взята с небес и низведена на землю. Глубочайший талант этой нации состоит в гармонизации небесного света, так что он полностью связан с материализацией высшей этики...

«Ты на этом свете, и Ты на том свете» (со слов Сидура). Эти два мира не должны быть разделены. Детали не должны быть отделены от высших идеалов... Свет Бесконечного Единого не должен быть удален от мельчайших и самых детальных проблем, требующих решения. (ОК 3, стр. 3)

Взросление

Жизнь человека можно разделить на две половины. В первой половине необходимо совершенствоваться, развиваясь как физически, так и духовно (Тора, интеллект, нравственность). К моменту наступления второй половины уже надо пытаться воздействовать и влиять на других. Используя свои таланты, чтобы помочь тем, кто менее развит, человек помогает им на их собственном пути к совершенствованию. (ЭА, Шаббат 1, стр. 35).

Найти себя, заботясь о других

Человек всегда должен стараться превзойти свой индивидуальный мир. Иногда эгоцентризм заполняет все существо человека, пока все его мысли не сосредотачиваются только на собственных индивидуальных заботах. Такой образ мышления подрывает величие человека и в конечном итоге приведет как к физическим, так и к духовным страданиям.

Вместо этого человек должен посвятить свои мысли и желания высшему благу: другим, нации и всему миру. И (парадоксально) через это человек познает свою собственную сущность. (ОК 3, стр. 147)

Рав Кук подружился со многими влиятельными политическими деятелями. Здесь рав Кук изображен с Мордехаем Элиашем, первым послом Израиля в Соединенном Королевстве.

Универсальная Душа

Письмо раввину Шмуэлю Александрову (великому еврейскому философу, мистику и писателю, погибшему во время Холокоста), 28 мая 1908 г.

Все наши конечности связаны между собой органически. Поэтому, когда страдает одна конечность, страдают все конечности. Эту связь можно ощутить и внутри духовного единения связанных душ. Это организм, в котором зарождается семья. Эти чувства могут стать настолько реальными и конкретными, что, если мы посвятим себя выходу за пределы привычного образа мышления, мы осознаем, что существует связь удовольствия и боли, точно так же, как от одного члена к другому между отцом и сыном, мужем и женой. и т. д.

Когда эти связи расширятся, наша чувствительность также расширится. Когда национальный организм здоров, каждый его член чувствует себя связанным с ним так же, как родственники чувствуют себя связанными с семьей. Когда человек развивает эту связь, его «я» расширяется до уровня своей нации. Следующий шаг – от национального уровня к гуманитарному. И все же еще один шаг – от гуманитарного уровня ко всему творению. Заключительная стадия переходит от интереса к земле к глубокой заботе обо всем существовании. Все это требует только времени. Действительно, хотя это может занять много времени, вечности не нужно спешить.

Эта чувствительность может продолжать расширяться до тех пор, пока человек не вознесется к индивидуальному сознанию всего существования. Если это правда, то нет никакой опасности анархии в великом, утонченном и утонченном себялюбии. Цель иудаизма — дать нам практический образ жизни, основанный на индивидуальном сознании источника всех миров. (ИРи, стр. 17475־)

Принятие Другого

Долгосрочный мир

Когда мы смотрим на мир, мы видим так много различий во мнениях. Мы видим такие упорные разногласия между отдельными людьми и группами людей. Действительно, чем больше человек будет убеждаться в собственном мнении, тем ожесточеннее будут эти споры.

Однако человек, который попытается заглянуть глубже, поймет, что эти аргументы подобны двум семечкам, посаженным в почву. Расстояние между двумя семенами необходимо для того, чтобы каждое семя можно было поливать, питать и выращивать оптимальным для него способом. Хотя посадка их слишком близко друг к другу на самом деле разрушила бы и разрушила оба растения, расстояние между ними позволяет каждому растению процветать.

Искренний и прочный мир возникает только тогда, когда мы даем друг другу пространство. «Те, кто живут отдельно, в конце концов объединятся» (Зоар, Мишпатим 95а). (ОК 1, стр. 15)

Принятие того, что люди отличаются от вас

Вот важный жизненный принцип: надо жить по своей внутренней нравственной интуиции и в мыслях, и в действиях. Не следует зацикливаться на том, что другие, с их разными чертами характера и характерами, поступают не так, как вы. Не следует также унижать своего друга или думать негативно о другом за то, что он отличается от себя.

Человек должен быть осторожен, чтобы не унизить черту личности или поступок друга, который был бы разрушительным и неподходящим для него самого. Не следует так поспешно судить, что и у другого человека дела обстоят точно так же. Быть может, то, что для самого себя было бы смущением, для друга не только безвредно, но даже полезно.

Что касается отношения к самому себе: никогда не следует думать, что раз другой ведет себя определенным образом и поскольку этим человеком восхищаются, то отсюда следует, что следует копировать путь этого человека в служении Богу. Нет! Это неправда. В самом деле, возможно, можно обнаружить, что если кто-то попытается идти по тому же пути, который подходит его другу, он в лучшем случае достигнет лишь некоторого поверхностного сходства, а вместо этого может фактически пострадать. Поэтому человек должен быть верен себе, и в то же время благосклонно судить других и принимать их такими, какие они есть. (KYK i, Пинкас Ришон 1'Яффо 49)

Духовная важность разногласий

Рабби Элиэзер сказал от имени рабби Ханины: «Талмидей хахамим [ученые Торы] укрепляют мир в мире, как написано: «Все ваши дети — ученики Бога, и для ваших детей будет великий мир» (Йешаягу 52). Не читайте слова как банаич [ваши дети], а скорее бонаич [ваши строители]». (Берахот 64б)

Есть те, кто ошибается, полагая, что мир во всем мире наступит, когда все придут к единому мнению. Затем, когда они видят, что чем больше талмидей хачами учатся, тем больше мнений создается, они начинают верить, что эти люди вызывают больше конфликтов, а не создают мир.

Но на самом деле, чтобы укрепить мир, необходимо озвучить все различные взгляды и мнения. Необходимо объяснить, что каждое мнение имеет свою уникальную роль и функцию. Хотя на первый взгляд может показаться, что они противоречат друг другу, когда мудрость каждой стороны выражена истинно и глубоко, мы понимаем, что только путем объединения различных мнений можно по-настоящему передать свет истины, праведности и мудрости Божьей.

«Талмидей хачамим укрепляет мир во всем мире». Объяснение следующее: сам факт того, что они объясняют, разъясняют и рождают новые идеи Торы с разных точек зрения, и есть то, что создает мир. Как написано: «Все ваши дети — ученики Бога». Со временем каждый поймет, что даже, казалось бы, противоречивые мнения являются «учениками Бога». Каждое мнение раскрывает разные истины о Боге. Не читайте слова «ваши дети», а «ваши строители». Как дом состоит из разных частей, так и истина строится из сочетания различных точек зрения и идей. «Это и то — слова живого Бога» (Эрувин 13б).

Действительно, каждый уникальный метод обучения имеет свою роль и функцию. Таким образом, неправильно отказываться от какой-либо идеи или точки зрения. Надо вложить энергию в каждую сторону и попытаться понять ее роль. И когда два мнения оказываются противоречащими, именно через это столкновение и создается мудрость. (EA, Берахот 2, стр. 361)

Опасность критики других

Мы должны изучить природу тех, кто хочет улучшить других, и попытаться заставить их измениться. Возможно, какой-то путь на самом деле хорош для другого человека, хотя и имеет свои недостатки. Эти недостатки на самом деле могут защищать человека от еще больших опасностей. Пусть Бог поможет нам быть справедливыми. Иногда у нас возникает соблазн войти в режим критики всех, но это совершенно бесчувственно. Мы должны быть сострадательными; и когда человек сострадает другим, Бог прощает все ошибки. (МиР, «Точача»)

Отказ от поверхностных ярлыков

Когда религиозные категории разрушают религию

Мы часто представляем себе, что еврейский народ разделен на две группы. Мы слышим нескончаемое эхо двух имен, составляющих наш народ: религиозного и светского. Это новые имена, которые за нашу долгую историю мы никогда не произносили. Конечно, мы всегда понимали, что люди неодинаковы, особенно в отношении их внутренней духовной природы, но выделять отдельное и отчетливое имя для идентификации целой группы — это совершенно новое. Нет сомнения, что прошлое было в этом отношении лучше настоящего, и насколько лучше было бы нам, если бы мы могли забыть эти два имени...

Произнесение этих двух имен и воображаемое согласие, которое связывает определенных людей вместе, так что один человек восклицает: «Я из этой группы», а другой говорит: «Я из этой группы», причем каждый чувствует удовлетворение своим разделение – это то, что препятствует любому росту и развитию с обеих сторон.

«Религиозный» человек, то есть человек, считающий себя принадлежащим к группе, называющей себя «религиозной», смотрит с высокой трибуны на светскую группу. Что касается вопросов изменения, улучшения и тшувы, он направляет свой критический взгляд на другую группу, которая стоит перед ним обнаженной из Торы и заповедей. Он думает, что улучшение относится только к «ним, а не к нему» (цитата из ответа Песахской Агады на Злого Сына).

«Секулярный» человек, то есть человек, считающий себя принадлежащим к группе, называющей себя этим современным названием, думает, что вся эта концепция тшувы является «религиозной» и поэтому к нему не применима. Увы, с обеих сторон мы стоим застывшими. Откуда придет лекарство от нашей духовной болезни?

У нас нет другого выбора, кроме как стереть эти два идолопоклоннических имени из еврейского народа. Мы привыкли не к двум именам, а к трем. Существует древняя традиция, согласно которой слово цибур (собрание) включает в себя цадиким (праведники), бейноним (средние люди) и реша им (нечестивцы). Тем не менее такое присвоение имен происходит только ради оценки человеком самого себя. Поэтому каждому человеку полезнее всего вести личный учет и очищать свои недостатки, глядя благосклонно на других. (МаР, стр. 76-77)

Рав Кук всегда открывал свое сердце многочисленным гостям Израиля. Здесь он изображен с туристами в своем доме в Иерусалиме.

Еврейское единство: религиозное и светское

Что касается разногласий по поводу того, как управлять нацией: поскольку светских людей в подавляющем большинстве стало больше, а религиозные не хотят иметь с ними ничего общего, возможно, нам следует разделить нацию на две части. Или, с другой стороны, возможно, сила национального единства преодолеет все проблемы...

Это можно сравнить со знаменитой историей о двух женщинах, пришедших к царю Соломону. Когда царь Израиля сказал: «Принеси мне меч», он действительно обладал божественной мудростью. Мать, сказавшая: «Убей ребенка», доказала нам, что она была фальшивкой. В этом горьком заявлении выражалось то, что она на самом деле чувствовала внутри: «Ни ты, ни я не получим ребенка – поэтому убей!» Сострадательная мать, истинная мать, сказала: «Отдайте ей живого ребенка, только не убивайте». Руах хакодеш (божественная мудрость) провозгласила: «Отдайте ей живого ребенка, ибо она истинная мать».

Нет ничего хуже, чем разделить физическое и духовное на отдельные части. По сути, это мировоззрение идолопоклонства. (О, «Хатехия» 20)

Духовный мир

Мы должны больше участвовать в установлении духовного мира между различными идеологиями, чем в обеспечении физического мира между людьми. На самом деле только духовный мир принесет физический покой. (КИК 2, Пинкас 5:35)

Ортодоксальный ярлык слишком узок

Письмо Агудат Исраэль (политической партии, представляющей евреев -харедим ), 12 мая 1912 г.

Надо кое-что уточнить: . ...Верные и целостные евреи, страстно любящие Бога, или, как это неправильно называют сегодня, «православная секта»,... не могут вписаться в одну узкую группу внутри еврейского народа, которая озабочена только своим собственным благополучием. будучи... Вместо этого они должны быть частью всего еврейского народа, и их главной заботой должно быть создание мира внутри нации и ее окончательное искупление. Они должны осознать, что являются душой нации... и что их роль состоит в том, чтобы излить дух жизни на все различные группы внутри еврейского народа. (ИР 2, стр. 78)

Сосредоточьтесь на хорошем в людях

Когда мы сосредотачиваемся на хороших качествах людей, автоматически возникает любовь. Больше нет необходимости в дешевой лести. Когда мы по-настоящему сосредотачиваемся на достоинствах человека, мы почти не осознаем его или ее более негативных качеств. (ОК 3, стр. 324)

Люби хорошее, а не плохое

Явно выразить любовь можно только к человеку, в котором выставлена ​​маленькая искорка добра. Если человек прикрепит свою любовь к этой искре, он сможет любить хорошую сторону другого человека, не причиняя вреда негативной и темной стороне этого человека. (ОК 3, стр. 317)

Любовь и ненависть за гранью разума

Если мы и мир вокруг нас были разрушены из-за синат чинам (ненависти без причины), то мы и мир вокруг нас будут восстановлены из-за ахават чинам (любви без причины). (ОК3, П• 344)

Запись опубликована в рубрике: .