Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Постскриптум

Постскриптум

Духовное письмо читателю

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ,

Если вы уже дочитали эту книгу до конца, вы знаете, что рав Кук не просто описывает иудаизм; скорее, он призывает своих читателей стать активными участниками его духовной революции. Рава Кука интересует не просто передача информации или просто вдохновение; вместо этого он желает использовать силу своего пера, чтобы вызвать трансформацию человека, нации и всего мира.

Если вы один из многих духовных искателей, которых тронула сила слов рава Кука и которые желают стать частью его духовной революции, вот список из семнадцати революционных вопросов, на которых мы должны сосредоточиться.

Один: Индивидуум

Религия не выживет, если останется обществом роботов, слепо следующих внешним указаниям. Рав Кук отвергает идею о том, что религия – это подчинение и подчинение. Вместо этого он призывает нас искать личный и индивидуальный смысл в нашей духовности. Если мы действительно заинтересованы в изменении мира вокруг нас, мы должны в первую очередь заняться индивидуальной трансформацией. Действительно, опасность слишком бескорыстного поведения заключается в том, что, когда у нас нет «я», у нас также нет и «я», которое мы могли бы отдать другим.

Для нас невозможно говорить о национальной революции, если мы не говорим прежде всего о революции каждой уникальной личности. (О, «Исраэль» 7.17)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании и отношении к личности.

Второе: Тора

К сожалению, есть те, кто преподает Тору безличным образом, используя исторические эпизоды или упражнение ума, которое мало что может сказать в ответ на реальные духовные дилеммы ученика. Как следствие, растет число религиозных людей, которым скучно и скучно, и которые могут даже в конечном итоге оставить жизнь Торы.

Во времена рава Кука он стал свидетелем движения религиозных евреев, отвергавших свою традицию из-за такого безличного отношения к Торе. В ответ рав Кук призвал нас вернуться к изучению Торы таким образом, чтобы это напрямую касалось уникальной души и личности каждого человека. Тора должна быть практичной и актуальной, предлагая решения для конкретных проблем.

Надо знать, что никогда не будешь удовлетворен, если не уделять особого внимания тому, чего требует душа. Только тогда человек сможет успешно служить Богу с поистине глубоким чувством счастья. (ОТ 9:12)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании Торы и отношении к ней.

Три: Бог

Когда мы дети, мы относимся к Богу так, как будто Он — невидимый человек на небе, как если бы Он — большая и более могущественная версия наших родителей. Однако чем больше мы растем и развиваемся, тем меньше мы можем принять такое незрелое представление о Боге.

Рав Кук считал, что атеизм был в lu I.in unn m״׳………..

для более глубокого и утонченного undeisi.in!ling. ol i ,.״I /ml поэтому рав Кук советует религии не бороться с волей! .illirlsm, убаюкивай слушать и учиться. Атеизм может не иметь окончательного решения <׳.ins wf i I. > 11! < смысл жизни, но помогает уничтожить ложные идолы.

Когда человек понимает глубокую критику веры, которую предлагает атеизм, он способен трансформировать ее разрушительную силу в стремление вернуться к истинному Богу. (О, «Зероним» 5)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании Бога и отношениях с ним.

Четвертое: смысл жизни

Недостаточно вдохновляться идеей духовности здесь и там; мы стремимся постичь конечную цель нашей жизни – что я здесь делаю и почему?

Рав Кук считал, что мы слишком часто измеряем успех нашей жизни по совершенству, завершенности и достижению точной цели. Он писал, что цель жизни не в том, чтобы быть совершенным, а в постоянном росте. Другими словами, смысл нашей жизни заключается не в достижении конечной цели, а в самом пути трансформации.

Рав Кук утверждал, что мы оказываем себе медвежью услугу, воображая, что счастье можно испытать, только достигнув совершенства. Вместо этого он считал, что высшую радость можно обрести, постепенно превращаясь в более совершенного человека с каждым днем.

Мудрый человек понимает, что каждый шаг имеет глубокий эффект, выводя его на более высокий уровень совершенства. Этот человек знает, что сам путь достижения совершенства следует ценить и беречь. Тот, кто думает таким образом, найдет постоянное удовлетворение и душевное спокойствие на каждом шагу. (EA, Берахот 2, стр. 33)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании и отношении к смыслу жизни.

Пятое: тшува и личностный рост

Откуда берутся наши грехи и ошибки? Некоторые религии учат, что люди по своей сути злы; Фрейд утверждал, что человечество по природе своей эгоистично. В любом случае, общей темой является то, что наши недостатки являются неотъемлемой частью нашего существа; с этой точки зрения гнев, зависть и ненависть являются неотъемлемыми частями человеческой природы. Как следствие этой теории, человек должен расти, «преодолевая» себя, «выходя за пределы» себя, ведя борьбу с самим собой.

Но рав Кук не верил в это удручающее и пессимистическое понимание человеческой природы. Вместо этого он считал, что все грехи и ошибки происходят от отчуждения человека от своего истинного «я». Другими словами, мы злимся, ревнуем или ненавидим, чтобы облегчить боль от того, что мы не соответствуем тому, чем мы действительно стали внутри.

И поэтому, по мнению рава Кука, цель всякого личностного роста и тшувы – не преодоление самого себя, а возвращение к своему истинному «я» – не выход наружу себя, а быть верным тому, что внутри.

Цель любого личностного роста состоит в том, чтобы поставить каждую силу, потенциал и талант на правильное место и не нарушать их естественный порядок, тем самым препятствуя их проявлению. Бог сотворил людей и мир по своей сути хорошими, предоставив им все инструменты, необходимые для совершенствования тела и души. Любой, кто извращает божественный порядок, может причинить только ущерб и разрушения. (МА 2.3)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании и отношении к тшуве и личностному росту.

Шесть: Черты характера

Многие книги по личностному росту предостерегают людей от негативных черт характера, таких как гнев, высокомерие, ревность и депрессия, и поощряют человека к обретению хороших качеств характера, таких как смирение, радость и готовность прощать.

Теперь, хотя рав Кук считал, что желание расти полезно, он заявил, что простой путь роста опасен. Человек может стремиться к смирению и в итоге получить низкую самооценку; человек может стремиться прощать, а в конечном итоге скромничать — и так далее.

И поэтому рав Кук утверждал, что для того, чтобы испытать настоящий рост, человек должен сначала иметь четкое представление о том, как должна выглядеть идеальная цель. Поэтому рав Кук призывает нас дать определение смирению, счастью и свободе и только потом стремиться к их достижению. Прежде чем попытаться избавиться от гнева, высокомерия, зависти и депрессии, необходимо сначала понять, что они собой представляют и откуда берутся.

Это одно из главных идей Рава Кука: сначала определите, куда вы идете, прежде чем начинать путь роста.

Если человек не осознает четко какую-либо черту характера, он придет к поверхностной и крайней ее версии. Поэтому крайне важно исследовать каждую черту характера до тех пор, пока не удастся отличить ее реальное определение от того, что на самом деле с ней не связано. (МА 3.1)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании и отношении к нашему миддоту (чертам характера).

Седьмое: Слушание Внутреннего Ребенка

Являются ли взрослые единственным источником мудрости? Является ли старость обязательным условием для интеллекта?

Рав Кук считал, что, хотя дети должны учиться последовательности и ответственности у взрослых, взрослым есть чему поучиться у детей. Легко вырасти и сдаться, стать циничным и пессимистичным в отношении мира. Рав Кук считал, что дети — великие учителя идеализма. Они отказываются сдаваться; они искренне радуются всем сторонам жизни. Дети напоминают взрослым, что не следует относиться к себе слишком серьезно и что осмысленная жизнь должна быть наполнена не только важными целями, но также чудесами и радостью.

И поэтому, если мы действительно заинтересованы в преобразовании мира в лучшее место, мы должны научиться слушать и защищать не только своих детей, но и своего внутреннего ребенка.

Любое естественное стремление человека к идеалистической мечте на самом деле является возвращением к своему внутреннему ребенку. В этом стремлении существует привязанность к идеалу, лишенному всякого абстрактного обоснования. Есть импульс, который исходит из совершенно бессознательного места. И именно этого внутреннего ребенка мы должны беречь от всех негативных влияний. (СК 351)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании и отношении к нашему внутреннему ребенку.

Восьмое: Молитва

Если Бог знает все, то зачем нам молиться? Если Бог любит нас, то зачем нам убеждать Его дать нам то, чего мы желаем?

Рав Кук считал, что все эти вопросы возникают из-за фундаментального непонимания роли молитвы. По его мнению, цель молитвы не в том, чтобы изменить мнение Бога (что невозможно), а в том, чтобы изменить свое собственное мнение. Иными словами, основная цель молитвы – использовать духовную силу речи для преображения себя в человека, способного получить Божьи благословения.

По мнению рава Кука, именно посредством молитвы человек становится способным получить божественное bl(-,•;•. ׳<!וו•. ol wHd…… b»u»ll b. и мир.Как больной человек может быть неспособен к вкусной еде, так и человек, находящийся в депрессии или гневе, не может получить счастье в своей жизни.Молитва это о 11 превращении себя в человека, достойного благословения, это сила молитвы, превращающая нас в духовный сосуд, способный принять все просимое нами добро.

Каждый молящийся должен понимать, что акт молитвы — это чудесный закон природы, который Бог создал в Своем мире с целью доведения Своих творений до всякого совершенства… Необходимо прояснить: молитва — это не что-то, что влияет Боже, не дай Бог. (ИЛИ «Тфилла» 2:2)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании и отношении к молитве.

Девять: Духовная важность творчества

Рав Кук считал, что недостаточно быть истиной, чтобы она могла изменить мир; есть много правильных идей, которые можно найти в книгах, никогда не дошедших до ушей масс. По мнению Рава Кука, для того, чтобы идея изменила мир, она также должна быть передана в творческой и творческой форме. Другими словами, оно должно быть одновременно правдивым и красивым, умным и привлекательным.

И поэтому рав Кук считал, что для распространения дел души и изменения мира мы должны научиться ценить духовную важность творчества. Тору нужно преподавать не только правильно, но и красиво и привлекательно. Следуя этой логике, рав Кук был убежден, что Машиах будет личностью выдающегося художественного гения. Послушайте его невероятные слова:

Прекрасные и глубокие эмоции тшувы (духовного преобразования) должны раскрываться посредством творческого письма. Это для того, чтобы наше революционное поколение по-новому и по-новому поняло тшуву в глубине своей души… Восстанет певец тшувы . Этот человек будет певцом жизни, певцом революции. (ОТ 17:5)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании и отношении к творчеству.

Десять: Этика и забота о других

В то время, когда радикальная и крайняя религия угрожает уничтожить весь мир, рав Кук дает столь необходимый ответ, сочетая глубокую любовь к Богу с бескомпромиссным состраданием ко всем людям. По его мнению, рост духовности естественным образом должен привести к расширению этики; Присутствие Бога в мире должно стать настолько реальным, чтобы причинить вред другому человеку означало бы осквернить божественный образ.

Человек, читающий труды рава Кука, обнаружит человека, отвергающего поверхностные ярлыки религиозного и светского, правого и левого. В жизни рава Кука он сочетал глубокую любовь к Богу с бескомпромиссным состраданием ко всем людям.

Запрещено страху небесному отталкивать естественную нравственность человека. А если и делает это, то это не чистый страх перед небесами. Фактически, признаком чистого страха перед небесами является то, что естественная этика, заложенная в честной природе человека, растет и развивается до еще более высоких уровней, чем она была бы без нее. (ОК 3, введение, стр. 27)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании и отношении к этике.

Одиннадцать: сионизм

В сегодняшнюю эпоху, когда люди слышат слово Жвр.ви , они начинают думать о политике. Теперь, очевидно, политическая важность; однако исключительное внимание к ним — это искажение! 1׳ wli.ii Должен быть сионизм.

В глазах рава Кука земля Израиля — это не только кусок земли, которым мы владеем, но и духовная атмосфера, в которую мы входим; это меняет то, кем мы являемся. Мы настолько сосредоточились на политическом сионизме, что забыли о важности духовного сионизма. В то время как Герцль считал, что главная причина, по которой еврей должен совершить алию в Израиль, заключается в том, что это спасает человека от угрозы антисемитизма, рав Кук считал, что понимание сионизма просто как ир миклата (места убежища) является искажением иудаизма.

Вместо этого рав Кук просит нас вернуться в Израиль не только из-за политических мотивов, но и из-за духовной силы этой земли, потому что в жизни в Израиле есть что-то волшебное. Оно позволяет человеку раскрыть свою душу, встретиться со своей сущностью, со своим истинным «я».

Земля Израиля – это не просто какой-то внешний объект, какое-то материальное достояние народа… Скорее, сущность Земли Израиля связана с самой жизнью еврейского народа. (О, «Эрец Исраэль» i)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании сионизма и отношении к нему.

Двенадцать: Святость тела

На первый взгляд кажется, что название главы «Святость тела» — ошибка небрежного редактирования. Разве в книге о религии не должна быть глава под названием «Святость души»? Обычно люди предполагают, что религия фокусируется на важности души, а не на важности тела. Материалистические похоти тела, кажется, отвлекают человека от дел души, и поэтому тело часто рассматривается как враг духовности. Фактически, на протяжении всей истории религии многие очень набожные личности лишали и истязали свое тело, чтобы очистить душу.

Однако понимание Торы равом Куком заставило его не согласиться с этой интерпретацией. Рав Кук просит своих учеников сосредоточиться не только на святости души, но и на святости тела. Сила души зависит от силы тела. Когда тело слабое, душа не может полностью выразить себя. Поэтому, по мнению рава Кука, тело – не враг души, а ее ближайший спутник.

Разумеется, рав Кук, конечно, согласился с тем, что человек не должен настолько зацикливаться на теле, чтобы забывалась душа. Идеальная цель духовного искателя должна заключаться в том, чтобы тело и душа работали вместе, целостно служа Богу.

В этом отношении рав Кук намного опередил свое время; сегодня духовность Нью-Эйдж часто рекомендует использовать физические упражнения, растяжку и здоровое питание, чтобы восстановить связь человека со своей душой. Целостная духовность стала универсальной тенденцией. Поистине невероятно думать, что еще в начале 1900-х годов рав Кук пытался помочь людям осознать, что религия также должна фокусироваться на здоровье тела.14

Спрос на телесность огромен. Нам нужны здоровые тела. Но мы настолько сосредоточились на своей душе, что забыли святость тела. Мы пренебрегли своим здоровьем и силой и забыли об этом с <• pm׳.••״׳• хах, ИмУии. меньше, чем у нас есть святые души. У нас есть .ibainluned hl• ••l практичность, тренировка наших чувств и многое другое. лев в конкретном материальном мире. (О, «Хатехия» 1т)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании •ни I испытания I! привет корабль в тело.

Тринадцать: Вера и наука

Существует нескончаемая дискуссия о том, что вера и наука находятся в противоречии, что история сотворения мира, рассказ Торы о том, что мир был создан за шесть дней, противоречит современной научной теории эволюции. С одной стороны, мы слышим, как атеисты высмеивают священные книги религии как архаичные, научно и исторически неточные. С другой стороны, мы слышим, как религиозные фундаменталисты отрицают основные научные и исторические доказательства, пытаясь защитить свои священные книги. И поэтому искатель истины и духовности может спросить: Кто прав? Вера или наука? Бог или люди?

Однако, по мнению рава Кука, вся эта напряженность возникает из-за непонимания цели религии в целом и Торы в частности. По его мнению, цель религии – не просто рассказывать исторические и научные факты, а, скорее, сообщать духовные и этические истины. Другими словами, Тора была написана не с целью просто передать информацию, а, скорее, с целью вдохновить человека на трансформацию. И поэтому, по мнению рава Кука, просто буквальное прочтение историй Торы искажает саму суть Торы.

Это все равно что пытаться понять фразу «Ты разбил мне сердце» буквально. Очевидно, что когда человек говорит возлюбленному: «Ты разбил мне сердце», это не констатация медицинского факта, описывающего сердечный приступ, а скорее сообщение о сильном эмоциональном страдании.

Точно так же рав Кук просит нас перестать читать Тору слишком буквально и вместо этого начать раскрывать ее духовную мудрость:

Любой человек, обладающий честным умом, должен понять, что хотя эти новые истины и не абсолютно доказаны, тем не менее мы, конечно, не обязаны их отрицать и отвергать. Действительно, простое изложение фактов и исторических эпизодов определенно не является одной из целей Торы. Вместо этого главное – философские принципы, внутренний духовный смысл. И поэтому всякий раз, когда в Торе есть область, противоречащая науке, мы всегда должны искать более глубокий смысл текста, чтобы преодолеть проблему. (ИР я, стр. 163-64)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании взаимоотношений между верой и наукой.

Четырнадцать: либеральные и прогрессивные ценности

Сегодня более чем когда-либо мы видим, что фундаменталистская религия противостоит либеральным и прогрессивным ценностям. Это верно независимо от того, смотрим ли мы на иудаизм, христианство, ислам или любую другую религию. Фундаментализм основан на принципе, что вся истина существует в прошлом – что Бог уже открыл пророку всю истину существования. В противоположность этому, либеральные мыслители предполагают, что знание и мораль прогрессируют по мере нашего продвижения в будущее. Так где же искать истину? В прошлом или в будущем? В фундаментализме или в либерализме?

По мнению Рава Кука, чтобы решить эту проблему, мы должны дать новое определение тому, что мы имеем в виду, когда говорим «божественное откровение». Для Рава Кука божественное откровение – это не только то, что произошло однажды, но и то, что происходит во все времена. Другими словами, в каждом поколении Бог все больше и больше открывает Свою мудрость; каждое поколение основывается на понимании Бога и истины предыдущим поколением.

И поэтому, по мнению рава Кука, нам не нужно бояться либеральных и прогрессивных ценностей. Религиозная истина развивается так же, как и либеральная истина. Фактически, согласно Гемаре (Менахот 29б), рабби Акива понимает элементы воли Бога лучше, чем Моше Рабейну.

Это происходит не потому, что рабби Акива объективно умнее Моше, а потому, что рабби Акива строит божественную истину, которую уже открыл Моше-рабейну. Действительно, это одно из главных прозрений рава Кука в понимании истории: по мере дальнейшего продвижения в истории человечество открывает все больше и больше Божьей истины. История — это Его история.

С другой стороны, рав Кук считал, что в либерализме таится серьезная опасность: в своем стремлении к прогрессу он склонен отбрасывать хорошие качества прошлого. И поэтому, по мнению рава Кука, вместо того, чтобы религия отвергала прогрессивные ценности, она должна помочь миру выразить эти новые идеи самым изощренным и зрелым образом.

В зависимости от того, насколько он уже усовершенствован, либерализм обязательно будет распространяться, и анархия найдет свое место. И когда традиция и религия, даже в своей самой изощренной форме, приходят, чтобы завоевать эту утонченную часть, им это не удастся. Вместо этого религии необходимо поощрять дух человека в тех утонченных элементах, которых он уже достиг, и перефокусировать свое внимание на те элементы духа, разума и желаний человечества, которые еще не укоренены и все еще существуют. их состояние испорченности, как и в древние времена (ОК 2, с. 544-46, СК 1:109).

Нам нужна духовная революция в нашем понимании и отношении к либеральным и прогрессивным ценностям.

Пятнадцать: Отношения с другими религиями

Религиозные люди относятся к другим религиям двумя основными способами:

  • (1) Исключительная религия. Те, кто считает религию исключительной, утверждают, что именно их религия, а не чья-либо еще, является исключительным источником абсолютной истины в мире. Они чувствуют, что для того, чтобы оправдать свои убеждения, они должны опровергать и находить недостатки в других религиях.

  • (2) Плюралистическая религия. Те, кто считает религию плюралистической, объясняют, что все религии содержат схожие истины и что выбор конкретной религии — это не вопрос истины, а вопрос личных предпочтений.

Однако понимание Торы равом Куком заставило его отвергнуть чрезмерную самоуверенность первой категории, а также вялую и посредственную нейтральность второй. Вместо этого рав Кук считает, что иудаизм предлагает нам идти по третьему пути:

  • (3) Инклюзивная религия. Те, кто считает религию инклюзивной, считают, что, хотя их собственная религия содержит больше всего истины, элементы истины существуют и в других религиях. По мнению рава Кука, нет абсолютно никакого противоречия между утверждением, что иудаизм является глубочайшим и прекрасным проявлением воли Бога, и в то же время достаточно смиренным, чтобы признать мудрость других религий.

Рав Кук, как и Рамбам в 1100-х годах, был достаточно скромен, чтобы сказать, что можно быть верным своей традиции и одновременно учиться мудрости в других традициях.

Сокровище мудрости тайно похоронено внутри еврейского народа. Однако, чтобы объединить с собой весь мир, нация должна быть несовершенной и лишенной определенных мудростей. Поэтому еврейский народ должен быть открыт для влияния. (О, «Исраэль» 5:2.3)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании и отношении к другим религиям.

Шестнадцать: права животных и вегетарианство

Несмотря на неопровержимые доказательства в еврейском законе, подтверждающие чувствительность к животным,15многие евреи продолжают считать, что права животных — это либеральные ценности Нью Эйдж.״<• I<m׳ipn 1■ ׳ < «11 ׳ ! в…… ч иудаизма.

Рав Кук просит нас вернуться к тому, кем он будет! ii ■vr״; я. м мил. ми. я. такое отношение к животным: если Бог есть (‘tc.iim !!I ,!II. h iihh•« , то развитие заботы о животных является религией:; .mJ :ipiiiin.il ׳ iIh. Фактически, любой кто знаком с основным еврейским законом ki io ​​w:!11!.!H ,!.!>  баалей хаим (причинение ненужных страданий животным) чертовски запрещено. Рав Кук, как и другие комментарии к Торе,’ Я обращаюсь к истории Адама и Хавы в Ган Эдеме, чтобы доказать, что первоначальной диетой человечества было вегетарианство; только после Ноева потопа Бог разрешил есть мясо в качестве утешения.

Рав Кук говорит, что пока человек ест мясо ради здоровья, это считается мицвой и способом служения Богу. Тем не менее, основываясь на библейских, раввинских и каббалистических источниках, рав Кук считает, что поедание животных следует рассматривать как компромисс, а не идеал. Рав Кук считает, что по мере того, как человечество приближается ко временам Маши-аха и развивается моральная чувствительность, в конечном итоге все люди станут настолько обеспокоены жизненными страданиями, что естественным образом станут вегетарианцами.

Конечно, рав Кук не считал, что каждый должен внезапно отказаться от мяса. Скорее, он верил, что это произойдет как естественное духовное и этическое развитие человечества. По мнению рава Кука, многие еврейские законы, такие как шехита (кошерный забой), замазывание крови и отпугивание матери-птицы, существуют для того, чтобы научить нас быть более чувствительными к животным и, в конечном итоге, подготовить нас к определенному времени. когда мы больше не будем хотеть есть животных.

Удивительно, но история уже доказала правильность многих слов рава Кука; сегодня мы видим, что все больше и больше молодых людей решают стать вегетарианцами по собственному желанию.

3. См. Раши, Ибн Эзра, Рамбан и Ор Хахайим, а также большинство комментариев к стихам в Берейшите 1:29 и 9:3.

В конце дней человечество будет испытывать внутреннюю жажду совершать праведные дела. Пожелаешь излить на других дух доброты, но не найдется нуждающегося в нем. Человечество уже будет жить жизнью настоящего счастья и успеха физически, этически и интеллектуально. Тогда человечество обратится к своим низшим братьям, немым и забитым животным. Человечество будет использовать свое сокровище мудрости и опыта, чтобы обучать и совершенствовать животных в соответствии с их способностями в физической, интеллектуальной, этической и духовной сферах. (Коннектикут)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании животных и их отношении к ним.

Семнадцать: Собственный внутренний мир Рава Кука

На личном уровне, хотя Рав Кук умер за много лет до моего рождения, он, несомненно, самый влиятельный человек, которого я когда-либо встречал в своей жизни. То, как я доверяю своей интуиции, то, как я люблю еврейский народ, то, как я чувствую духовную обязанность заботиться о нуждах всего человечества, даже то, как я питаюсь (я вегетарианец), находится под влиянием и вдохновением рава Кука. . Наличие мощного образца для подражания действительно изменило мою жизнь.

С другой стороны, я осознаю опасность наличия мощного образца для подражания; мы можем в конечном итоге поклоняться и слепо подчиняться тем людям, на которых равняемся. В своем искреннем желании следовать за образцовым человеком мы рискуем потерять самого себя и собственный голос.

Но как мы можем обуздать тенденцию поклоняться нашим образцам для подражания? Что мы можем сделать, чтобы наши собственные личности и понимание не игнорировались перед лицом чужих?

Возможно, это величайшая духовная революция рава Кука: он рассказывает нам о своих высших духовных достижениях, а также о своей глубочайшей борьбе; он открывает дверь как своим самым смелым моментам, так и своим величайшим ошибкам. Короче говоря, рав Кук призывает нас стать свидетелями его ангельской и человеческой сущности. Поступая так, он не позволяет нам пассивно поклоняться ему как идеальному идолу и вместо этого просит нас использовать его страсть к росту, чтобы вдохновлять нас на наши собственные, очень личные путешествия.

Настоящие духовные наставники не манипулируют вами и не заставляют вас верить в то, во что верят они, а вместо этого наделяют вас силой, давая вам инструменты, чтобы вы могли проявить свою глубочайшую сущность. Учитель должен не подавлять ваши мечты, а помочь вам выразить их наиболее глубоко.

Я помню, как однажды спросил своего духовного учителя, доктора Авиезера Коэна, какой, по его мнению, самый важный урок он извлек из изучения слов рава Кука. Никогда не забуду его ответ: «Рав Кук научил меня, что я могу не соглашаться с Равом Куком».

Послушайте, как рав Кук описывает свои собственные внутренние войны, чтобы вселить в нас смелость противостоять нашей собственной борьбе:

Тот, кто сказал, что моя душа разрывается, говорил хорошо. Конечно, рвется. Нам невозможно представить человека, душа которого не разорвана. Только неодушевленный предмет является целым. Человек полон противоположных желаний, внутренней войны, которая постоянно бушует внутри. Вся борьба человека состоит в том, чтобы объединить разрозненные части своей души посредством более великого видения, охватывающего все. Только тогда можно будет двигаться к гармонии. (С, стр. 228)

Нам нужна духовная революция в нашем понимании и отношении к нашим образцам для подражания.

Личный вызов от Рава Кука

Чтение слов Рава Кука не похоже на чтение обычной книги. Да, это правда, что вы можете найти вдохновение и мудрость. Но есть нечто большее. Многие люди говорили мне, что, когда они изучают труды рава Кука, у них возникает ощущение, будто он взывает к читателю, просит его что-то сделать, пытается бросить ему вызов.

Но к чему он призывает своего читателя?

Индивидуальная душа забыта, нация полна религиозной и светской борьбы, а мир разваливается из-за ненависти и безразличия. Однако рав Кук просит нас перестать жаловаться на негатив и проблемы жизни:

Указание пальцем на болезнь… не принесет сил и жизни, поскольку такое отношение пессимистично по самой своей природе. (ИР 2, стр. 123)

Напротив, это вызов рава Кука истинному духовному искателю:

Самые чистые цадики (праведники) не жалуются на зло, а вместо этого увеличивают праведность. Они не жалуются на атеизм, а вместо этого укрепляют веру. Они не жалуются на невежество, а вместо этого увеличивают мудрость. (В 80)

Пусть духовная революция рава Кука станет личным вызовом для всех нас.

Знакомьтесь, Рав Кук

Рождение вундеркинда

Рав Кук родился Авраам Ицхак Хакоэн Кук 7 сентября 1865 года (16 элула 5625 года) в Гриве, пригороде Двинска в Латвии, в семье рава Шломо Залмана и Перы Златы Кук. Он был старшим из восьми детей. С самого раннего возраста рав Кук осознавал разногласия внутри еврейского мира, поскольку его родители происходили из двух противоположных сект. Его отец учился в Воложинской иешиве, ориентированной на Талмуд, которая твердо придерживалась литовского митнагдического подхода, противостоящего хасидизму, а его мать была потомком Хабада, хасидской группы. Родители рава Кука спорили о том, кем станет их талантливый сын, когда вырастет; его мать благословила бы его стать харизматичным духовным лидером, а отец благословил бы его стать талмид хачам (мудрым знатоком Торы).16Фактически, рассказывается, что, когда рав Кук был маленьким мальчиком, кто-то действительно столкнулся с ним по поводу этого противоречия:

Разве твой отец не митнагед, а твоя мать не из дома хасидов? Кем ты будешь?»

Молодой рав Кук ответил: «Я буду ими обоими!»17Как мы увидим, рав Кук провел большую часть своей жизни, пытаясь создать философию инклюзивной духовности, которая могла бы объединить, казалось бы, противоречивые миры.

Тот, кто сказал, что моя душа разрывается, говорил хорошо. Конечно, рвется. Нам невозможно представить себе человека, душа которого не разорвана… Вся борьба человека состоит в том, чтобы объединить разорванные части своей души.18

В ранние годы Рав Кук заработал себе репутацию илуи ( вундеркинда). Отец забрал его из школы в девять лет и отправил в Двинск на интенсивное раввинское обучение у раввина Реувена Левина.19В восемнадцать лет рав Кук начал учиться в Воложинской иешиве. Это известное литовское религиозное учреждение было основано раввином Хаимом Воложиным, учеником Виленского Гаона. График обучения рава Кука был очень напряженным; он учился по восемнадцать часов каждый день, подробно изучая шестьдесят страниц Талмуда.20Рав Кук сблизился с рош-ешивой, раввином Нафтали Цви Иегуда Берлина. Этот знаменитый раввин, известный как Нецив, однажды сказал о раве Куке: «Стоило основать Воложинскую ешиву только для того, чтобы подготовить такого ученика, как он».21

Внешне рав Кук выглядел идеальным учеником. Однако внутри он не чувствовал интереса к запоминанию сухой информации и просто к тому, чтобы стать опытным учеником. Позже он выразил это отношение следующим образом:

Великие духовные люди обнаруживают в себе сопротивление тому, чтобы быть опытным учеником, поскольку внутри все уже живо.

их…. Они должны сосредоточить свои извести му ув•■! тащите пилюлю .1■! и их собственные души. (СК 2:172)

Рав Кук хотел, чтобы изучение Торы было более ih.m |m!l • <־• riviup udm ation; он жаждал пройти через своего рода Иннм Руку! анимация во время изучения текста. Позже в своей жизни он выиграл!! !м иг! его ученики должны искать части Торы, которые n! Гунны уникальные духовные личности:

Если человек чувствует себя вдохновленным и святым в определенной области обучения, он должен постоянно удовлетворять себя тем глубоким удовольствием, которого желает его сердце. Что касается меня лично, то меня переполняет мощное чувство божественного удовлетворения, когда я изучаю мистическую Тору. (SK8:24)

После многих лет самоанализа рав Кук пришел к выводу, что, хотя и верно, что человек должен ознакомиться со всеми разделами Торы, каждый человек должен уделять особое внимание той части Торы, которая говорит с ним или с ней больше всего. Действительно, одной из главных частей духовной революции рава Кука было осознание того, что принуждение людей следовать религии таким образом, который не находит отклика на личном уровне, может полностью отвратить их от религии.

Есть люди, которые оставили религию, потому что в своей учености и духовном совершенстве они предали свою уникальную личность. Например, человек может быть от природы талантлив в вопросах агады (духовных и философских текстов) и не приспособлен к постоянному погружению в вопросы Галахи (вопросы права). (ОТ 9:6)

Рав Кук говорил не с абстрактной точки зрения; он осознавал свою страсть и уникальную связь с вопросами агады и духовности.

В душе я знаю, что мои идеи относительно Галахи, хотя они и могут быть точными объяснениями, не образуют нового пути, отличающегося от уже написанных книг. С другой стороны, что касается мира агады, философии и мистицизма, хотя я посвятил им лишь небольшое количество времени, я вижу, что с помощью Бога я уже нашел уникальный путь. На самом деле, я не встречал книг, содержащих вообще похожие идеи. (МС, введение)

И вот, в восемнадцать лет рав Кук начал работать над «Эйн Айя» — комментарием ко всем духовным историям трактатов Гемара «Брахот» и «Шаббат». Потратив так много времени на агаду, рав Кук позаботился о том, чтобы не пренебрегать своей уникальной личностью. Рош -ешива, Нецив, рано осознала, что рав Кук обладает особым талантом помогать людям, страдающим от духовных проблем. Поэтому всякий раз, когда студент ешивы боролся с вопросами веры, нецив отправлял его поговорить с равом Куком.22

Интровертный лидер

В 1885 году, в двадцатилетнем возрасте, рав Кук женился на Батшевой. Ее отцом был раввин Элияху Давид Рабинович-Теомим (Адерет), главный раввин Поневежа, а затем главный раввин Иерусалима. На этом этапе жизни рав Кука он был сосредоточен главным образом на духовном росте и изучении Торы наедине, вдали от отвлекающих факторов общества. Однако в молодом возрасте двадцати двух лет, из-за финансовых проблем и поддержки знаменитого Хофец Хаима, рав Кук стал раввинатом.23Вскоре после этого он был назначен раввином Зеймеля в Литве. Давайте проясним: решение посвятить свою жизнь общественным делам далось Раву Куку нелегко. Он часто чувствовал, что будучи общественным деятелем, у него не остается времени для собственного духовного роста. На протяжении всей своей жизни он писал письма людям, в которых выражал свою борьбу за звание раввинского лидера.

Вопросы раввината противоречат самой моей личности и талантам, и я искренне желаю сидеть на святой земле Израиля без бремени предоставления раввинских постановлений для общины. (ИР1, стр. 89)

Тем не менее, несмотря на замкнутый характер рава Кука, внутри него существовало мощное стремление общаться со всеми людьми и избавить их от страданий. Позже в своей жизни любовь рава Кука к людям побудила его написать следующее:

Слушайте меня, мой народ. Я говорю с тобой от души, от души своей души. Я связан с тобой самой связью своей с жизнью, а ты все связан со мной… Без тебя я ничто. (С, стр. 199)

Одним из первых дел рава Кука как еврейского лидера было основание небольшой газеты Торы «Иттур Соферим» , в которой публиковались его собственные эссе, а также статьи уважаемых раввинов на важные духовные темы.24Для рава Кука это был способ направить свою духовную страсть на благо общества. Тем не менее, как он обнаруживал в себе снова и снова на протяжении всей своей жизни, его духовное видение противоречило его непрактичности. Из-за отсутствия средств,25ему удалось выпустить только два номера этой газеты.

К сожалению, в 1889 году, вскоре после того, как рав Кук стал раввином Зеймеля, его жена Батшева заболела смертельной болезнью и скончалась в возрасте двадцати двух лет, оставив ему полуторагодовалую дочь по имени Фрейда. Хана.26Рав Кук изо всех сил пытался справиться с болью потери жены: «Я был очень сломлен, и много времени прошло с огромной болью и печалью в моем сердце».27О своих страданиях он писал стихи: «Она лежит в могиле, но еще жива. Нет конца боли и агонии… из мрака смятения… душа моя была покинута….»28

Некоторые говорят, что трагическая смерть молодой жены заставила рава Кука искать ответы в каббале и еврейской мистике;29Вскоре у него сложились близкие отношения с великим каббалистом равом Шломо Эльяшивом, автором книги «Лешем шево вахлама». Рав Кук время от времени приезжал в дом своего каббалистического учителя, чтобы изучать тайны Торы.30

Вскоре после этого рав Кук женился на Раизе-Ривке Рабинович, племяннице Адерета. У них было трое детей: Цви Иегуда, Эстер Яэль и Батья-Мириам Раанан. В тридцатилетнем возрасте рав Кук переехал с семьей в Бойск, где был назначен раввином города. В этот период рав Кук собрал свои дерашоты (проповеди) в книгу под названием « Мидбар Шур», в которой он начал развивать некоторые из своих наиболее влиятельных идей о том, как глубоко связаны Тора, еврейский национализм и всеобщая трансформация. Важным принципом духовной революции рава Кука была вера в то, что различные цели могут быть объединены для создания целостного видения еврейского народа, как он писал:

Воля Бога состоит в том, чтобы каждый человек имел свою собственную духовную цель… и благодаря силе святой Торы… все соберутся вместе ради одной единой цели… То же самое относится и к конечной цели еврейского народа. это sprillu.il li в I…… illmi ״I весь мир. (МС, стр. 115)

Алия, несмотря на противодействие

Репутация рава Кука распространилась по всей Европе, и он продолжил свою службу в качестве раввина Зеймеля и Бойска. Вскоре известные ешивы, такие как ешива Тельц, попытались убедить рава Кука преподавать в своих учреждениях.31Рав Кук удивил многих поклонников, когда в 1904 году в возрасте тридцати девяти лет принял предложение переехать в Израиль и стать раввином Яффо. Религиозные сионисты были озадачены этим решением, поскольку рав Кук не имел прямого отношения к сионистскому движению; но еще более удивительным было его решение переехать в город Яффо, который был известен как чрезвычайно светский и антирелигиозный город.32

Величайшие раввины Европы, в том числе рав Хаим Озер Гродзинский из Вильны, пытались отговорить рава Кука от поездки; даже раввины в Израиле рекомендовали ему не селиться в городе Яффо. Многие боялись, что рава Кука не примут две крайности города: старый ишув (религиозный) и новый ишув (светский). Тем не менее рав Кук упорно придерживался своего решения и проигнорировал эти предупреждения.

Какова была его мотивация переезда в скандальный город Яффо?33На этот вопрос трудно дать конкретный ответ; однако, похоже, один из возможных ответов заключается в том, что рава Кука привлекла возможность участвовать в жизни этих более мятежных светских сионистских душ. В то время как большинство религиозных евреев были напуганы таким бунтом против религии, рав Кук отождествлял их с их искренностью и идеализмом. Действительно, кажется, что на протяжении всей жизни рава Кука его главной целью всегда было искать добро во всех людях, объединять противоположные группы и создавать инклюзивную духовную философию — позицию, которую он однажды выразил следующим образом:

Я люблю всех людей. Я никогда не изменю этому своему качеству. В каждом человеке я могу найти хорошее качество, буквально в каждом. (С, стр. 191)

Оптимистическая духовность

3 июня 1904 года в возрасте сорока четырех лет умер отец-основатель сионизма Теодор Герцль. Новоназначенного раввина Яффо, рава Кука, попросили выступить с речью на поминальной службе. Религиозные люди были против его выступления, поскольку Герцль был лидером светских сионистов. С другой стороны, светские люди ждали выступления рава Кука, поскольку Герцль был их героем. Стремясь угодить как религиозным, так и светским людям, рав Кук решил произнести речь, не упомянув явно имени Герцля.34Однако это не решило проблему. Обе стороны остались разочарованы.

Однако рава Кука это не остановило, и он начал работать над своей давно запланированной духовной революцией. Его образовательные цели включали усиление существующих религиозных организаций («Тачкемони», «Шаарей Тора»), а также создание нового духовного учреждения под названием «ХаЕши-вах ха-Мерказит ха-Оламит» (центральная универсальная ешива), которое обучало бы религиозных лидеров сочетать страсть к Торе с любовью. земли Израиля. Кроме того, рав Кук разослал письма своим друзьям и ученикам annouiu mp, t!»<■ >׳««.׳ •I t h••■׳ I h! ׳ jhi iih d книги, которые переведут be.inly < >1.Im l.iHni lulu,! Я нипу айпи! светские сионисты поймут.

Для того, чтобы привлечь людей нашей геииции.ил ион, мы <• му ■анмд п< все наши священные писания – принципы .111 d <• 111 o11 o 11 ׳. < > Я,1 11!1. >. 1 Вся Тора – на современном языке. (ИР ;, ।>! ׳ ׳ ׳ < >)

Рав Кук опубликовал две собственные книги: «Эдер Хаякат» (iuo׳,i…!nd Ikvei Hatzon) (1906).

В 1910 году, в возрасте сорока пяти лет, рав Кук принял смелое и спорное решение использовать галахическую снисходительность под названием хетер мет хит ух (разрешение продать [землю]), которая позволила светскому сионистскому греху обрабатывать землю во время год шмитты (Тора запрещает обрабатывать землю каждый седьмой год). Рав Кук опирался на предыдущие раввинские постановления, выдвинутые раввином Шмуэлем Мохиливером и другими уважаемыми раввинами, которые утверждали, что закон не применяется, когда национальная экономика находится под угрозой. Рав Кук написал книгу под названием «Шаббат ха-Арец» («Отдых для земли»), в которой попытался объяснить галахическое обоснование своего решения; тем не менее, многие были недовольны, и многие отвернулись от него.

Не отказываясь от своего оптимизма, в 1913 году рав Кук возглавил группу раввинов, в которую входили многие из его религиозных оппонентов, в кампании тшува (духовного роста). Вместе они путешествовали по всему Израилю, посещая светские сионистские поселения, пытаясь объединить религиозное и светское. Чем больше рав Кук своими глазами видел, как светские сионисты буквально посвящают свои тела строительству земли Израиля, тем больше он ценил святость человеческого тела. Позже он напишет:

Спрос на телесность огромен. Нам нужны здоровые тела.

Но мы настолько сосредоточились на своей душе, что забыли святость тела. Мы пренебрегли своим здоровьем и силой и забыли, что святыми телами мы обладаем не меньше, чем святыми душами. (О, «Хатехия» 33)

Тем не менее, другие религиозные лидеры не были так впечатлены светскими сионистами, как Рав Кук, и его инклюзивная духовность часто их разочаровывала. Снова и снова рав Кук получал один и тот же трудный урок: пытаясь угодить всем, он всегда в конечном итоге кого-то обижал. Тем не менее, частью величия рава Кука было то, что, несмотря на то, что религиозные и светские общины не всегда принимали его пути, он отказывался поддаваться отчаянию; его оптимистический настрой всегда побеждал пессимизм.

Нам необходимо развивать духовное мировоззрение, которое не будет фокусироваться на негативных сторонах светских ценностей, а вместо этого сосредоточится на их преобразовании в более духовную и красивую форму. (СК 6:230)

Надежда в изгнании

Рав Кук был глубоко влюблен в духовную атмосферу земли Израиля и не собирался уезжать. Однако в 1914 году его пригласили выступить в Кнессии Хагедола (Великой Ассамблее) Агудат Исраэль во Франкфурте, Германия. После дебатов со своей семьей и студентами, следует ли ему покинуть Израиль на целый месяц, в конце концов он решил, что должен уехать, поскольку это была невероятная возможность помочь укрепить любовь евреев диаспоры к земле Израиля. Вскоре после прибытия рава Кука в Германию разразилась Первая мировая война, и все пути сообщения обратно в Израиль были отрезаны. Он был убит горем; в письмах семье и друзьям рав Кук писал о своем внутреннем разочаровании:

Мне очень трудно пережить эту ситуацию; Я даже не знаю, как долго это будет продолжаться из-за хаоса войны. Я только надеюсь на Бога, что Он не оставит меня. (ИР 2, стр. 331)

Находясь в изгнании, рав Кук написал многие из своих самых известных эссе о духовной силе земли Израиля.

Где мне взять радость от земли Им.кИ, ллу лимн……..Я от земли Израиля?… Боже милостив, пожалуйста, ли.ив•••••нип•׳ ! ..!! мне. Дай мне заслугу полностью вернуться к Тебе, пожалуйста•• ••■111111 я на Твоей прекрасной земле. (С, стр. 187)

То, что представлял себе рав Кук, представляло собой месячное путешествие I o (1 • • 1111. • m׳, в итоге оно длилось в общей сложности пять долгих лет в Европе. Он провел • ■ .• мл полутора лет в Швейцарии (нейтральной стране). территории во время войны), где <׳•• ■ он собирал средства для борющихся учреждений в Израиле, а также три с половиной года в Англии, где он стал раввином общины Махзике Хадат в Лондоне. В 1917 году рав Кук провел кампанию за то, что в конечном итоге будет названо Декларацией Бальфура, в соответствии с которой британское правительство официально заявило, что оно выступает за «создание в Палестине национального дома для еврейского народа».35

К концу своего пребывания в Европе рав Кук попытался создать альтернативу существующему религиозному сионистскому движению Мизрахи. Он назвал свое новое движение Дегель Йерушалаим (флаг Иерусалима) и с его помощью надеялся привлечь более религиозные секты к сионизму. Он разослал письма по всему миру и объявил о создании своего нового движения:

Раввины, общины и отдельные лица, пожалуйста, ответьте на наш призыв… и помогите нам создать… Флаг Иерусалима. (ИР 3, стр. 148)

В этом публичном письме он объяснил, что слово « Сион» представляет собой физическую революцию, а слово « Иерусалим» представляет собой духовную революцию. По словам рава Кука, «Флаг сионизма» будет сосредоточен на построении тела еврейского народа, а «Флаг Иерусалима» — на возрождении души еврейского народа. Вместо того, чтобы действовать как враги, Сион и Иерусалим станут партнерами в создании еврейского народа на его новой, но древней земле. Однако его идеалистическое видение снова столкнулось с отсутствием у него практических способностей, и его новое движение, Флаг Иерусалима, так и не появилось.

В течение этих пяти лет изгнания с равом Куком были жена и сын, но он очень скучал по своим трем дочерям и родителям, которые в то время жили в Израиле.36Он писал своему зятю в Израиль:

Вы видели моих детей дома?… Может быть, у вас есть время поговорить с моей маленькой девочкой Эстер Яэль? Она мудра не по годам. (ИР 2, стр. 330)

В этих словах мы можем услышать тоску и боль, которую испытывал рав Кук от столь долгого отсутствия вдали от своих близких.

Хотя большинство людей сочли бы эти пять лет чрезвычайно продуктивным периодом времени для Рава Кука, в его собственных глазах создание социальных изменений без проведения внутренней трансформации собственной личности казалось пустым. Рав Кук чувствовал, что у него нет времени на собственные мысли. «Из-за множества обязательств… я вынужден писать лишь небольшие абзацы».37Интровертная личность рава Кука была подавлена ​​социальной ответственностью общественного деятеля; он жаждал личного времени:

Если бы мое положение в диаспоре было свободно от всех этих мелких работ, я был бы рад поработать над определенными духовными задачами… реализовать то, что я уже начал в земле Израиля. (ИР 3, стр. 103)

И все же здесь мы снова видим внутреннюю силу рава Кука: несмотря на то, что ему приходилось находиться вдали от семьи и острую нехватку личного времени, он никогда не поддавался отчаянию. Он упрямо искал способ сохранять позитивный настрой и примириться со своей ситуацией.

Хоть я и застрял в изгнании; хотя я и испытываю сильную боль – как физическую, так и духовную – милость Божья не поможет

оставь меня. Мне нужно поднять mysc It 10.1 Ingin 1 In ■ !1….., за 1h !1

Я нет! ין , >) , который был у меня с собой в земле Им. ул

Возвращение в Израиль

В конце Первой мировой войны раву Куку предложили ׳.!״ ןill I. В. Я раввин Иерусалима. Хотя поначалу он не хотел, чтобы Ио .ili.iiuli >0 его любимых последователей в городе Яффо, подавляющее большинство .•11 ׳ ><ן<ןווו раввинов и лидеров в Израиле открыло ему глаза на то, насколько влиятельным 1.11 он мог бы быть в этой новой роли. Рав Кук получил письма с просьбой приехать в Иерусалим и стать их духовным лидером:

Наш великий раввин!… Мы говорим это честно и чисто, что видим, как трон иерусалимского раввината стоит и ждет вашего прибытия в святой город, чтобы вы могли на нем сесть. Нет на всей земле человека, кроме тебя, который мог бы совершить эту святую работу на благо построения разрушенного и разрушенного Иерусалима. (ИР3, стр. 302)

И вот, в 1920 году, в возрасте пятидесяти пяти лет, рав Кук переехал в Иерусалим и стал его главным раввином.

Конечно, возвращение рава Кука в Израиль было смешанным как с радостью, так и с печалью. После многих лет ожидания возвращения к своей семье, он пережил разрушительную трагедию вскоре после воссоединения с ними: в 1919 году его двенадцатилетняя дочь Эстер Яэль упала с лестницы в их доме. в Иерусалиме, сломала себе шею и сразу умерла. Рав Кук был убит горем; это был второй раз, когда близкий член его семьи умер в очень молодом возрасте (его первой жене было двадцать два года, когда она скончалась). Некоторые свидетели говорили, что рав Кук был явно опустошен смертью своей любимой дочери; его просто нельзя было утешить ничьими словами.38Сколько печали мог испытывать рав Кук в такой момент? Многие годы он мечтал воссоединиться со своей маленькой девочкой, а теперь она ушла навсегда. Вскоре после ее смерти рав Кук написал другу следующее письмо:

Вы, наверное, уже слышали об ужасной и шокирующей трагедии, которая случилась с нами сразу по возвращении на святую землю. Нашу драгоценную дочь и прекрасную девушку забрали у нас самым ужасающим и внезапным образом; оно оставило чрезвычайно глубокую рану в наших душах. (ИР 4, стр. 48)

И все же, проведя целых тридцать лет в размышлениях о значении смерти своей первой жены, на этот раз рав Кук упорно искал позитивный способ реакции на это трагическое событие. Во время шивы (первой недели траура) кто-то услышал, как рав Кук прошептал себе: «Вместо того, чтобы горько плакать о смерти нашей дочери, мы должны с благодарностью помнить, что Бог дал ее нам на двенадцать лет, чтобы порадовать наши сердца».39

Рава Кука иногда критикуют за наивное и чрезмерно оптимистическое отношение к жизни. Аргументируется, что если бы он стал свидетелем ужасов Холокоста, у него не было бы такого позитивного отношения ко всему. Однако этот аргумент ошибочен, поскольку он не принимает во внимание, сколько страданий испытал рав Кук в своей жизни — он потерял свою первую жену в молодом возрасте, провел Первую мировую войну в Европе и увидел смерть своей двенадцатилетней дочери. старая дочь, проведшая пять лет в мечтах о воссоединении с ней. Вместо этого мы должны сделать из этого вывод, что рав Кук не был наивен в отношении жизненных невзгод; он упорно искал оптимистическую духовную философию, которая позволила бы ему справиться с болью позитивным и значимым образом.40

Основные инновации

В 1921 году, вскоре после переезда в Иерусалим, РавКук помог получить статус центрального раввината, признанного британским правительством tli.it > <•| > 1 ■ ■ отправлены все основные еврейские общины Земли Израиля. Вскоре после этого этот совет назначил рава Кука главным ашкеназским раввином Израиля. Раву Куку не нравилась сама мысль о том, что люди оказывают ему такую ​​честь, и он часто подписывал свои письма «слугой святого народа на святой земле». Действительно, вместо того, чтобы использовать свое авторитетное положение для получения почестей, он в полной мере воспользовался своими связями, чтобы помочь советским евреям иммигрировать в Израиль, а также помочь любым организациям или людям, испытывающим финансовые проблемы. Рав Кук публично пригласил всех, кто нуждался в его помощи, прийти к нему домой в любое время суток.

Хотя рав Кук большую часть своего времени посвящал общественным обязанностям, всякий раз, когда у него было свободное время, он записывал свои мысли в дневник. Рав Кук мечтал опубликовать свои произведения, чтобы вдохновить духовную революцию внутри еврейского народа.

Я всегда веду эту внутреннюю борьбу: сильный дух подталкивает меня говорить о тшуве (духовном росте). Все мои мысли сосредоточены на этом… Я должен помочь нашему поколению понять ее глубину и направить их к реализации ее в нашей индивидуальной и коллективной жизни.41

Рав Чарлап, один из ближайших учеников рава Кука, однажды сказал раву Куку, что если он действительно хочет, чтобы его духовные идеи были приняты религиозным миром, он должен сначала написать важную галахическую книгу, чтобы завоевать их одобрение. К удивлению своего ученика, рав Кук ответил: «Идеи должны рождаться органично… Если бы Рамбам написал «Яд ха-хазака» [свою галахическую книгу] только для того, чтобы «Путеводитель для растерянных» [его философская книга] был принят, он бы не стал добились успеха».42Рав Кук отказался быть фальшивкой. Снова и снова он пытался показать своим ученикам путь духовности, наполненный подлинностью и верой в себя.

В течение следующих нескольких лет с помощью своего сына и ученика Рава Цви Йехуды, который воплотил многие из могущественных замыслов своего отца в практическое движение, рав Кук опубликовал ряд своих собственных сочинений: « Орот» (1921). , о духовном сионизме; Игрот Хареия (1925), сборник писем; и Орот Хатешува (1925) о духовном росте (фешуваЦви Йехуда) рассказали следующую впечатляющую историю о попытке удалить спорный абзац о святых упражнениях при редактировании книг своего отца:

Когда я редактировал его священные книги, я сказал ему: «Может, нам убрать этот параграф о святых упражнениях?» Мой отец упрекнул меня и сказал: «Это происходит не от страха Божия, а от страха перед людьми. Это слабость по отношению к [моим] святым словам, вдохновленным Божественным». Он упрекнул меня и не позволил мне удалить его. Так оно и осталось в книге.43

В 1924 году рав Кук осуществил свою мечту о создании духовного центра, ешивы в Иерусалиме для всего еврейского народа. Он назывался ХаЕшива ХаМерказит ХаОламит (сегодня Мерказ ХаРав). Учебная программа, которую Рав Кук подготовил для ешивы, была очень целостной: Талмуд, Галаха, Хасидут, философия, каббала, еврейская история,

Иврит, и даже академик. Я…1.!. Ии!. » Я… иддииб.и! 1׳

считал, что это очень важно.mt Im lih ׳ilmlmlti ……id. Imw древние талмудические дебаты непосредственно мллииру..׳ ……И.׳ в ИмУ.Ии!» »1• +1 вариантов.

В результате Рав Кук потратил около •axl<•<•!. й.-.н*. ш! ч 1■ м!׳ м. в magnum opus, Галаха Берура – ​​сообщение! рай! м 111. ■ 11I > y Im. Я и Иерусалимские Таймуды представляем мнение КмнлМтии уни Шулхан Аруха внизу каждой страницы. Это было m.rjv׳׳, хм! взяв, особенно если учесть, что главной страстью рава Кука была философия и мистика Джрулли, а не еврейское право. Работая над этим огромным галахическим проектом, рав Кук однажды заметил:

Когда философ Кант хотел немного отдохнуть от своих философских занятий, он изучал географию, говоря: «Поскольку я абстрактный мыслитель, я чувствую себя расслабленным и обновленным, когда исследую конкретные вещи, такие как горы, реки, города и деревни. ». То же самое и со мной. По натуре я интеллектуальный и эмоциональный человек. Поэтому, когда мне хочется немного отдохнуть, я углубляюсь в Галаху. Затем я чувствую, что мои ноги стоят на твердой земле. (Раз, Ангел среди людей, стр. 177)

Рав Кук был ярким примером своей собственной религиозной философии: когда человеку дается время найти личную и уникальную связь с иудаизмом, он в конечном итоге находит в себе силы соединиться с обоими измерениями Торы — духовностью и Галахой. Чтобы дать совет другим, рав Кук часто использовал уроки, которые он извлек из своих личных трудностей.

Когда я был молод, мне тоже не хотелось изучать Галаху. Мое сердце тянулось после Агады. Однако, изучая Агаду, я пришел к изучению Галахи. Я предлагаю вам научить вашего сына агаде, и в результате он тоже придет изучать Галаху. (СР, стр. 180)

29. МаР, стр. 62-65.

Действительно, рав Кук в конечном итоге написал замечательные книги как по Галахе , так и по Агаде. Рав Кук провел большую часть своей жизни за написанием Эйн Айя, комментария ко всем агадот (духовным историям) в трактатах Гемара Берахот и Шаббат.

В конечном итоге главной целью ешивы рава Кука было создание нового типа религиозного человека: человека, сочетающего в себе страсть к духовному росту, любовь к своей нации и глубокую заботу о всеобщих преобразованиях.

И затем есть тот, кто поднимается со всеми этими песнями вместе. Каждый дает свой голос. Каждый играет свою мелодию: песню души, песню нации, песню человечества и песню существования. Все гармонирует внутри идеального человека в каждый момент и во все времена. (ОК 2, стр. 444-45)

Борьба и достижения

В 1924 году рав Кук отправился в Америку с группой уважаемых раввинов, чтобы собрать средства для учреждений Торы в Израиле. Хотя рав Кук привлекал сотни и тысячи людей, чтобы послушать его выступления, впечатляя их своей харизматической духовной личностью, тем не менее, недостаток практичности помешал ему собрать необходимые средства. С этим рав Кук боролся всю свою жизнь: он был способен придумывать самые вдохновляющие видения, однако без практического планирования своего сына рава Цви Йехуды рав Кук часто чувствовал себя беспомощным.

Я надеюсь, что в отношении любых практических вопросов, о которых я говорю, ясно, что я не желаю брать на себя никакой ответственности. Как вы знаете, я могу заниматься только духом нашей святой земли и возрождением на ней нашего святого народа. Но я не углубляюсь в детали. Я был бы очень рад, если бы благодаря моим вдохновляющим словам практические дела пошли бы на самотек. (ИР 2, стр. 50)

В 1925 году, вернувшись из своей вдохновляющей, но неудачной поездки по сбору средств в Америку, рав Кук принял участие в церемонии открытия Еврейского университета в Иерусалиме. Многие религиозные фанатики были недовольны тем, что рав Кук связался с таким светским учреждением, не говоря уже о том, чтобы произнести там речь. Тем не менее, рав Кук всегда придерживался этого пути: не жаловаться и не сосредотачиваться на негативных элементах людей или учреждений, а упорно искать хорошее во всем.

Высший тип мышления… никогда не отвергает ни одной идеи в мире.

Вместо этого оно очищает его и направляет к добру. (СК 1:480)

Хотя это правда, что рав Кук не был полностью согласен со всем, чему учили в университете, особенно когда дело касалось религиоведения, он считал, что чрезвычайно важно донести инклюзивный голос Торы и еврейской духовности. Двумя годами ранее, когда Альберт Эйнштейн посетил Израиль в 1923 году, рав Кук отправил ему письмо с целью организовать встречу: «Почетному гиганту среди мудрецов мира, профессору Альберту Эйнштейну. Шалом!… Я был бы рад принять его почетное присутствие… чтобы он договорился со мной о времени и месте, когда ему будет удобно…» (ИР 4, с. 150). По словам очевидцев, рав Кук показал Эйнштейну каббалистические источники теории относительности. Эйнштейн был «удивлен тем, что раввин еврейского народа так глубоко разбирался в своих научных исследованиях» и сказал, что знания рава Кука «содержали нечто такое, чего многие из величайших ученых не способны понять».44

Многие из величайших писателей и поэтов Израиля, такие как Шай Агнон и Нахман Бялик, были настолько вдохновлены теплотой и духовной открытостью рава Кука, что часто посещали его дом в Иерусалиме, чтобы обсудить темы духовности и личного значения. Когда Шая Агнона однажды спросили, почему он никогда не написал роман по мотивам Рава Кука, Агнон ответил: «Я никогда не смогу отдать ему должное». Несколькими годами ранее, когда

Академия искусств и дизайна Бецалель была основана в 1906 году. Рав Кук был одним из немногих ортодоксальных раввинов, публично поддержавших это учреждение. Борис Шац (1866-1932), основатель и декан школы, был настолько благодарен за поддержку рава Кука, что подарил ему гобелен. Рав Кук немедленно повесил его на стену в главной комнате своего дома на всеобщее обозрение. Оно остается там и по сей день.45

Рав Кук не боялся никакой внешней власти. Он не только был готов противостоять предвзятому религиозному мышлению, но и имел смелость бороться с британцами за основные права евреев. В 1928 году британские офицеры прервали службу Йом Кипура в Котее;46в 1929 году арабские бунтовщики убили 130 евреев по всему Израилю по слухам о подстрекательстве со стороны Великобритании; а в 1930 году британское правительство провозгласило свою вторую «Белую книгу», запрещающую еврейскую иммиграцию в Израиль. Рав Кук рисковал своей репутацией среди британцев, когда опубликовал мощное заявление протеста:

Пусть все в мире знают, что не какое-то языческое царство дало нам… святую землю. Скорее, Святой Израилев, Бог всего мира… дал нам святую землю как вечное наследие… и если правительство… предаст свою миссию… мы можем быть уверены, что они не добьются успеха. в разрушении вечного плана Бога.47

К концу жизни рава Кука его поиск истины стал настолько важным для того, кем он был, что он был готов даже испортить свои отношения со своими любимыми светскими сионистскими поклонниками, чтобы отстоять божественную справедливость. В 1933 году Авраам Ставский, член праворадикальной сионистской ревизионистской секты, был приговорен к смертной казни по обвинениям.

Я —————_— _

ЗНАКОМЬТЕСЬ С РАВОМ КУКОМ 259

что он убил Хаима Арлозорова из леворадикальной сионистской рабочей секты. Не было никаких убедительных доказательств вины Ставского, и между левыми и правыми евреями Израиля разгорелся массовый спор. После первоначального молчания по этому поводу рав Кук в конце концов решил, что предотвратить смерть Ставского — его духовный и моральный долг. В открытом письме к общественности он написал:

Мы не должны оставаться равнодушными! Любой еврей или нееврей, в сердце которого есть искра Божия, должен протестовать против этого греха пролития невинной и праведной крови. Мы должны сделать все возможное, чтобы остановить эту несправедливость и спасти невинную жертву, Авраама Ставского.48

Скромный герой

В дневниках рава Кука мы видим, как он размышляет над вопросом, когда пророчество вернется к еврейскому народу.

Ростки пророчества растут, бней невиим (потомки пророков) пробуждаются, и дух пророчества поднимается в Израиле. (СК 4:17)

Хотя для большинства людей подобные вопросы носят чисто теоретический характер, для рава Кука это была личная дилемма. Когда он был вынужден покинуть Израиль и по ошибке застрял в Европе на пять лет, он размышлял, как возможно, что духовное вдохновение, которое он получил в Израиле, все еще было с ним в изгнании.

Опыт руах хакодеш (божественного вдохновения), происходящий в земле Израиля, является постоянным событием, даже если человек вынужден покинуть Израиль из-за ошибки или острой необходимости, точно так же, как пророчество, которое произошло в земле Израиля не прекращалось даже за пределами Израиля. (О, «Эрец Исраэль» 6)

Возможно ли, подумал рав Кук, что он получил пророчество? Боясь рассказать кому-либо о своих сокровенных мыслях и эмоциях, он однажды записал их в журнале:

Я слушаю и слышу из глубины своей души, из чувств своего сердца глас Божий, зовущий. Я испытываю сильную дрожь; не спустился ли я до того, чтобы стать нави шекером (лжепророком), чтобы говорить, что Бог послал меня, когда мне не было открыто слово Божие? И все же я чувствую, как моя душа тоскует по мере того, как растет пророчество. (SK4:ии)

Хотя мы, возможно, никогда не узнаем, к какому выводу он пришел, похоже, что этот вопрос пророчества был способом борьбы рава Кука с ценностью и авторитетом его собственных мыслей, эмоций и интуиции. Раньше в своей жизни рав Кук старался угодить всем, как религиозным, так и светским. Он хотел убедить верующих, что он такой же религиозный, как и они, и в то же время убедить светских людей, что он такой же свободный и непредвзятый, как и они. Однако вместо того, чтобы завоевать одобрение обеих сторон, рав Кук часто заставлял каждую сторону чувствовать себя преданной и даже обижаться. Его расстраивало то, что он не мог угодить всем. И таким образом, за многие годы духовного развития он в конце концов пришел к выводу, что ему больше не нужно подчиняться внешнему давлению, будь то религиозному или светскому.

Если я должен быть человеком, который спорит со всем миром, потому что моя душа настолько тянется к истине, что не выносит никакой лжи, то для меня невозможно быть кем-то другим. Мне нужно реализовать принципы истины, сокрытые глубоко внутри моего духа, без каких-либо размышлений о том, согласен ли со мной мир. Это путь искателя истины, вдохновляемого высшей силой. (С, стр. 158)

Это было одно из прозрений, которое рав Кук открыл о себе к концу жизни: чем глубже он верил в Бога, тем больше он должен доверять собственной интуиции. Ничто не могло удержать его от отстаивания того, что он считал правдой.

Мне нужно много говорить о себе; вопросы моей сущности должны стать для меня очень ясными. Через понимание себя я пойму всё — мир, жизнь — пока не достигну источника жизни. (СК 7:189)

Считал ли рав Кук его идеи инклюзивной духовности пророческими? Мы не уверены. Однако несомненно то, что рав Кук считал, что за его собственные идеи стоит бороться.

На протяжении всей жизни рава Кука его последователи изображали его совершенным святым с совершенными чертами характера, прекрасными способностями к обучению и совершенной верой в Бога. Действительно, после смерти рава Кука много было написано о его впечатляющих интеллектуальных способностях синтезировать философию и мистицизм.49его великая любовь к сионизму,50и его стремление к пророческим и мистическим опытам.51

Тем не менее, чем больше мы углубляемся в сочинения рава Кука, тем больше мы обнаруживаем человека, который изо всех сил старался описать свои собственные трудности, несовершенства и уязвимости.52

Признаюсь, я не умею ясно писать… Мне хочется излить свою душу, в какой бы форме это ни было. И меня не так волнуют требования редактирования, которые, как вы знаете, для меня сложны. (ИР1, стр. 267)

Рав Кук хотел, чтобы его ученики знали, что, хотя он и может быть вдохновляющим лидером, он не идеален; он тоже боролся со своим духовным обучением и отношениями с людьми. «Я заставляю себя учиться, действовать, общаться; выполнять различные обязательства, пока ни у кого не появится возможность стать целостным и зрелым».53

И хотя рав Кук считал, что наличие духовного образца для подражания является чрезвычайно ценным инструментом, в своих трудах он старался предупреждать своих учеников об опасностях поклонения образцу для подражания.

Нужно быть очень осторожным. Ибо если кто-то ошибается с праведным человеком и полностью привязывается к нему до такой степени, что привязывается и к его недостаткам, то эти недостатки иногда будут выражаться гораздо более негативно в преданном последователе, чем в самом лидере. (О, «Орот Исраэль» 3:3)

Во многих своих произведениях рав Кук намекает своим ученикам не поклоняться ему. Он пишет, что у него тоже есть недостатки,54и что ангельский образ, который ему подарила публика, не совсем честен. Похоже, что одной из главных образовательных целей рава Кука как цадика, раввина и лидера было вдохновлять своих учеников, не поклоняясь ему. Он стремился побудить их стремиться к большим высотам духовности, не полагаясь на него пассивно, и показать красоту человеческой и уязвимой личности.

Я уверен, что мир не понимает моей ценности, глубины моего интеллекта и широты моих мыслей. Точно так же они не понимают моих ошибок, моих недостатков, моих несовершенств и недостатков моего ума. (С, стр. 162)

К концу жизни рав Кук уже видел зачатки учеников, которые хотели создать из него движение, превратить его в совершенного кумира. Однако снова и снова рав Кук говорил людям, что быть истинным последователем его идей — значит не превращать его в святого, а использовать свое вдохновение, чтобы внести свой вклад в мир.

Не создавайте мне «Кукников». Любой еврей, который посвятил себя помощи Торе и иудаизму, является одним из нас. (Нефеш Хария и Шлоша б Элул 1:46)

Смерть и примирение со своей жизнью

В 1935 году раву Куку исполнилось семьдесят, и муниципалитет Тель-Авива удостоил его звания почетного гражданина. Обычно Рав Кук не любил, когда ему оказывали честь, предпочитая вместо этого оказывать честь другим людям. Тем не менее, он сказал, что он с гордостью примет это конкретное звание, поскольку это почетное гражданство первого современного еврейского города. И снова рав Кук нашел способ донести до светских сионистов инклюзивную духовность, которая узаконила их ценности; вместо того, чтобы отвергнуть это название как нечто поверхностное, он признал его хорошее качество.

Несколько месяцев спустя рав Кук почувствовал себя очень плохо, и вскоре у него обнаружили рак. Из-за сильной боли врач рава Кука посоветовал ему переехать в санаторий за городом. Перед отъездом рав Кук попросил, чтобы его отвезли по всему Иерусалиму; он чувствовал, что это может быть его последний раз. Отношения рава Кука с землей Израиля переросли в нечто глубоко личное; он рассматривал это не как какое-то внешнее имущество, а как нечто неразрывно связанное с тем, кем он был.

Земля Израиля – это не просто какой-то внешний объект, какое-то материальное достояние народа. И это не просто инструмент для достижения единства и укрепления нашего физического и даже духовного существования. Скорее, сущность земли Израиля связана с самой жизнью еврейского народа. (О, «Эрец Исраэль» 1)

Несмотря на усилия его семьи заставить его как можно больше отдыхать, рав Кук упрямо провел последние несколько месяцев своей жизни, сосредоточившись на двух своих главных увлечениях: духовности и заботе о людях. Каждую свободную секунду рав Кук либо изучал Тору, молился, либо принимал посетителей, чтобы помочь им решить их проблемы. Похоже, что до самого конца своей жизни рав Кук всю жизнь боролся с дилеммой: как сбалансировать заботу о собственном духовном росте и помощь обществу.

В один из последних Йом Кипуров в своей жизни рав Кук сказал раву Чарлапу, одному из своих ближайших учеников, что он наконец-то достиг внутреннего мира в отношении тех, кто противостоял ему.

Видите ли, я всегда старался полностью простить всех тех, кто меня преследует, даже если они не сожалеют о своих действиях и даже если намерены снова напасть на меня в будущем. Однако в этот Йом Кипур мне это действительно удалось! (Раз, Ангел среди людей, стр. 447)

1 сентября 1935 года (3 элула 5695 г.), после короткой, но напряженной борьбы с раком, скончался рав Кук. Еврейский народ впал в национальный траур. Заголовок газеты гласил: «Евреи земли Израиля осиротели: рава Авраама Ицхака Хакоэна Кука больше нет».55И хотя самого рава Кука, возможно, уже нет в живых, духовная революция, о которой он писал в своих книгах, дневниках и письмах, все еще с нами. Люди все еще ищут образ жизни, который соединит их со своей душой, еврейский народ все еще ищет инклюзивную духовность, которая объединит религиозное и светское, а мир все еще мечтает о времени, когда каждый человек увидит хорошее в каждый. И поэтому, по сути, идеи рава Кука все еще ждут, чтобы смелая душа воплотила их в реальность.

Любой человек, чье сердце наполнено мужеством, чье перо наполнено силой и чья душа наполнена духом Божьим, призван выйти на улицу и громко воскликнуть: «Да будет свет!» (ИР 2, стр. 123)