3. Бог

Бог

«Есть тип атеизма, который на самом деле является верой».

МНОГИЕ ЛЮДИ ДУМАЮТ, ЧТО АТЕИСТЫ — ВЕЛИКИЕ ВРАГИ РЕЛИГИИ. Они пытаются разрушить веру в Бога, используя научные аргументы или высмеивая само понятие «Великого Существа», наблюдающего за нами. Если раньше человек, отрицавший существование Бога, был бы отлучен от общества, то сегодня человек, гордо признающий веру в Бога, может чувствовать себя отчужденным. Некоторые религиозные люди избегают обсуждения Бога с атеистами; другие пытаются спорить. Однако когда человек читает труды рава Кука, он обнаруживает совсем другой подход к атеизму.

Рав Кук не только не пытается избегать атеистов и спорить с ними, но фактически узаконивает и даже восхваляет отрицание атеистов. Когда рав Кук читал книгу, опровергающую существование эгоцентричного Бога на небесах, требующего хвалы и подчинения, он не чувствовал необходимости возражать. Фактически он согласился с критикой. Рав Кук считал, что многие атеисты, которые думают, что они отрицают Бога, на самом деле отрицают лишь незрелый и искаженный образ Бога. Другими словами, отрицание Бога этим человеком на самом деле является более глубоким поиском более высокого и утонченного понимания.

В этой главе рав Кук объяснит, чему, по его мнению, атеисты должны учить религиозных людей, и что мы на самом деле имеем в виду, когда говорим слово « Бог».

Необходимость зрелого понимания Бога

Что мы имеем в виду, когда говорим «Бог»?

БОГ НАХОДИТСЯ ЗА НАШИМ ПОНИМАНИЕМ

Все разногласия между людьми и все внутренние конфликты, которые человек испытывает в своем уме, являются лишь результатом путаницы относительно понятия Бога. Бог — это бесконечный океан, который является одновременно источником и местом назначения всех практических и теоретических мыслей.7

Мы должны постоянно очищать свои мысли о Боге, чтобы они были чисты от любых ложных убеждений, абсурдных страхов, негативных характеристик или серьезных пробелов в понимании. Вера в Бога принесет человеку счастье лишь в той степени, в какой будет исследовано и понято величие Бога. Когда эта работа начата, душа начинает сиять из более высокого источника.

Сущность веры — это вера в величие и совершенство Бесконечного, вера в то, что все, что приходит в сердце по таким вопросам, — всего лишь крошечная искра по сравнению с тем, что можно было бы себе представить. И то, что следовало бы себе представить, даже близко не приближается к тому, что есть на самом деле. Когда говорят о добре, доброте, справедливости, силе или красоте, о чем-либо, что есть жизнь или улучшение жизни, о вере и духовности – все это есть желание души выразить то, что находится за пределами всех вещей. Все имена и описания, будь то на иврите или на другом языке, выражают лишь маленькую и тусклую искорку скрытого света, к которому стремится душа, когда она провозглашает «Бога».

СЛОВО БОГ НЕПРАВИЛЬНО

Любое ограничение, которое человек накладывает на Бога, приводит его к атеизму. Сама концепция описания Бога представляет собой духовное идолопоклонство. Даже пределы «интеллекта», «воли» или «духовности», даже само слово Элохим (Бог), если не понимать его как простые искры того, что находится за пределами этих описаний, также могут привести человека к атеизму.

Любое описание, кроме Эйн Соф (бесконечности), существует только для того, чтобы помочь человеку прийти к источнику веры. Некоторые описания можно классифицировать как «члены короля», тогда как другие описания можно назвать «одеждой короля». Хотя верно, что тот, кто насмехается над царской одеждой, совершил серьезное преступление и может лишиться жизни, все же необходимо осознавать различие между сущностью веры и ее описаниями, и даже между различными уровнями описаний. веры.

НЕЗРЕЛАЯ ВЕРА ПЫТАЕТСЯ КРИСТАЛИЗИРОВАТЬ БОГА

Наибольший вред для духа человечества наступает тогда, когда идея Бога кристаллизуется определенным образом из-за привычки и детского воображения. Это форма греха создания идола, от которой мы должны держаться подальше.

Из-за общего недостатка знаний в этих вопросах понятие Бога становится неясным... быть их лидерами – это роль могущественного тирана, от которого никто не может убежать и которого все вынуждены поклоняться. Когда человек приходит служить Богу с этой искаженной верой, полной тьмы и хаоса и лишенной какого-либо интеллекта или понимания Торы, он начинает терять свой духовный свет. Никакое величие Божие тогда не проявляется в душе человека. Есть лишь дикие представления о ложной концепции реальности, которые пугают любого, кто в них верит. Это сокрушает дух, извращает эмоции и притупляет духовную чувствительность. Оно искореняет божественную искру в душе. Такой человек может целыми днями провозглашать веру в Бога и Его Единство, но это пустые слова, к которым душа не имеет никакого отношения.

АТЕИЗМ – ЛЕКАРСТВО ОТ НЕзрелой веры

Склонность упрощенцев понимать реальность Бога, основываясь только на словах и буквах, является источником смущения для человечества. Атеизм приходит как болезненный крик, призывающий выкупить человечество из этой узкой, чуждой ямы, поднять его из тьмы текста и речи к свету мыслей и эмоций и, в конечном итоге, сосредоточить основное внимание на морали. Следовательно, атеизм имеет временную функцию и ценность. Оно приходит для того, чтобы очистить грязь, налипшую на веру, лишенную всякого понимания.

Человек, который признает добро в атеизме и вкусит его сладости, может вернуть его к его святому источнику... Идеология, которая хочет отказаться от традиции наших предков из-за своего нового видения, на самом деле является идеологией тшува . Когда человек понимает глубокую критику веры, которую предлагает атеизм, он способен трансформировать ее разрушительную силу в стремление вернуться к истинному Богу. (О, «Зероним» 5)


Светские сионисты в Израиле, привыкшие к религиозным евреям Старого Ишува (которые, по их мнению, избегали светского образования и избегали контактов с любым обществом за пределами своего собственного), были поражены равом Куком. Это был человек, который выглядел как религиозные евреи в Иерусалиме, но говорил с мирской изысканностью, обладал невероятной широтой познаний во многих светских предметах и ​​относился к ним с признательностью и уважением. Это фотография Рава Кука в старости.

" Я люблю бога"

Я полон любви к Богу. Я знаю, что то, что я ищу, то, что я люблю, нельзя назвать именем. Как можно дать имя тому, что больше всего, больше добра, больше сущности, больше существования?! И все же я люблю и говорю: «Я люблю Бога». (СК 1:164)

Атеисты с глубокой верой

«Я имею в виду тип атеизма, который на самом деле является верой, и тип веры, который на самом деле является атеизмом. Как же так? Можно признать, что Тора пришла с небес, но иметь образ небес настолько незрелым, что в нем нет и следа истинной веры.

Что такое атеизм, который действительно похож на веру? Можно отрицать, что Тора пришла с небес, однако такое отрицание основано на представлении о небесах, полученном от умов, наполненных неверными убеждениями. Атеист говорит, что Тора должна иметь какой-то другой источник, и начинает искать смысл через моральный и интеллектуальный дух человечества. Даже если этот человек, возможно, не достиг окончательного понимания, этот тип атеизма представляет собой своего рода веру, которая со временем будет приближать человека все ближе и ближе к более полной истине.

Это перевернутое поколение, которому нужна большая помощь. Спор о том, с небес ли Тора, является хорошим примером, объясняющим многие споры о вере. На самом деле мы имеем дело с разницей между тем, что люди говорят просто своими устами, и тем, что они на самом деле имеют в виду внутри. Последнее – это то, что действительно важно. (ОЭ, стр. 25)

Религиозные люди, которые несчастны

Почитание Бога может привести либо к расширению возможностей, либо к слабости. Воздание чести Богу должно рождать в человеке внутреннее мужество... Но есть люди, которые в своем страхе и тревоге не осмеливаются созерцать и исследовать понятие Бога, и поэтому их образ Божий становится камнем преткновения. В таком случае служение Богу является исполнением эгоистичного требования Существа, желающего бесконечной чести. Эта вера развращает все чувствительные и чистые эмоции и угнетает людей, превращая их в подлых рабов, ненавидящих друг друга. По правде говоря, именно Бога они ненавидят в своих сердцах, хотя и говорят Ему слова любви и почтения. «Устами своими и устами они чтят Его; однако их сердца далеки от Него» (Йешаяу 29:13). (МиР, «Кавод» 3)

Верующие могут сокрушить веру; Атеисты могут вдохновить это

Человеку иногда могут нанести вред книги, написанные маловерными, теми, чья душа не наполнена могучей святостью духовного огня. С другой стороны, книги, написанные полными атеистами, наполненными могучим, но нечистым духом отрицания, могут вдохновить и исцелить утомленную душу, наполняя ее жизнью и энергией, духовной силой и страстной верой в Бога. (ОЕ, стр. 21)

Атеисты с большей верой, чем религиозные люди

Иногда можно встретить атеиста, обладающего мощной внутренней верой, сияющей из источника духовной святости, гораздо большей, чем более слабая вера тысяч верующих. Этот принцип справедлив как для отдельных людей, так и для поколений. (ОЕ, стр. 21)

Спор о языке

Когда речь идет о вопросах философии и веры, содержание которых абстрактно и духовно, часто случается, что разногласия между людьми возникают лишь внешне, тогда как на более глубоком уровне они имеют в виду одно и то же. Все их разногласия, которые кажутся такими сильными, — это просто спор о языке. Каждая сторона не понимает слов, которые использует другая. (СК 1:10)

Язык веры не является конечной целью

Все конкретные слова в книгах, посвященных вере, являются не чем иным, как способами объяснения. И хотя полезно использовать этот язык, чтобы описать внутреннюю сущность того, что находится за пределами всех мыслей и слов, это никогда не должно быть конечной целью. Поэтому иногда мы встречаем людей, не имеющих никакого отношения к словам веры, но тем не менее наполненных ее внутренней сущностью. Такие люди часто не осознают своего духовного величия; это люди, которые, несмотря на потерю веры, полны многих сильных моральных поступков. (KYK2, Пинкас 4:86)

Любое имя Бога слишком ограничено для наших душ

Когда мы начинаем говорить о Боге из глубины своей души, любое имя, которое мы используем, слишком ограничено. Мы произносим имена и понимаем, что их внутренний свет задыхается от этих выражений. Именно через эту духовную боль расширяется наша душа. «Из глубин я воззвал к Богу, и Он ответил мне божественным расширением» (Техил-лим 118:5). (СК 1:883)

Не позволяйте языку запугать вас

Нас не должно пугать, если после длительного периода влияния еврейского народа на себя и мир атеизм вернется и распространится. «Если да, то что сделал праведник?» (Теилим 11:3). Тиккун олам (всеобщее преобразование) невозможно узнать по словам, которые используют люди. Главным моментом является внутренняя трансформация индивидуальной души и большего мира... Внутри находится свет Божий и мудрость Божия, даже когда они скрыты одеждой атеизма. (СК 1:377)

У каждого человека есть уникальное понимание Бога

В разнообразии способов понимания Бога есть элементы истины; каждая душа тянется к разному пониманию. Ни один человек не может по-настоящему понять внутреннее отношение другого человека к Богу. Все внешние сравнения общих слов или схожего образа жизни поверхностны; Внутренний настрой каждого человека всегда различен и уникален. (SKi:23)

Как человек ощущает Бога?

Бога не существует, он есть существование

ПОДДЕЛКА ЗНАЧЕНИЕ

Душа не может иметь прочного основания ни на чем, кроме Бога. Все наши знания, эмоции, воображение, внутренние и внешние желания и движения должны быть направлены к Богу. Только тогда человек обретет удовлетворение, гармонию и душевное спокойствие.

Однако, если кто-то попросит чего-то меньшего, чем это величие, он будет подавлен, как тонущий корабль среди ревущих волн, переброшенный от одного к другому, пока он не перестанет знать, кто он такой. Если человеку удается обитать в густой грязи фальшивого духа и материалистических эмоций, его свет может на короткое время погаснуть, чтобы человек мог убедить себя в том, что нашел удовлетворение. Однако пройдет совсем немного времени, и дух человека вырвется из оков и начнет протестовать в полную силу. Действительно, только в Боге мы можем найти удовлетворение.

ИЩЕТ БОГА НЕ В ТОМ МЕСТЕ

Но разве Бог не находится вне реальности наших эмоций и мыслей? А все, что находится за пределами эмоций и мыслей, с нашей точки зрения — ничто. Как мы можем найти душевное спокойствие ни в чем?

Как следствие, мы видим множество талмидд хачамим (религиоведов), которые ищут Бога, но чувствуют усталость в душе. Ибо, когда их души жаждут самого яркого света, они не удовлетворяются тем светом, который содержится в нравственности, истине или красоте, даже в их высших формах. В их глазах мир становится бессмысленным. Тоска их души настолько возрастает, что весь мир, как физический, так и духовный, кажется им слишком тесным: самая атмосфера его начинает их душить.

Они ищут то, что находится за пределами их возможностей, то, что кажется ничем. Но невозможно ничего превратить во что-то, и поэтому их общее стремление к жизни и стремление к Богу становится утомленным и слабым.

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ С БОГОМ

Какая дорога ведет во дворец? Это благочестие, которое проявляется в мире в его красоте и славе, духе и душе; во всех животных и жуках, кустах и ​​цветах; во всех народах и государствах Океаны и волны; в небе и великолепных звездах; в стиле великих ораторов, идеях авторов, воображении певцов, мыслях ученых, эмоциях чувствительных людей и в храбрости каждого воина.

ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ СВЯЗЬ С БОГОМ

Стремление встретиться с трансцендентным Богом, быть поглощенным Им и собранным в Его свет — это желание, которое мы не можем удовлетворить. И все же бывают моменты, когда трансцендентное нисходит для нас в мир и мы встречаем неземное наслаждение и душевное спокойствие. Нас поражает молния из области, которая находится выше всех мыслей и теорий. Небеса открываются, и мы видим видение Бога.

Тем не менее, мы знаем, что это состояние сознания кратковременно. Молния исчезает, и мы возвращаемся, чтобы обитать не во дворце, а во дворах Божиих. (О, «Зероним» i)

«Религия» — это не еврейская концепция

«Вера в то, что Бог имеет значение только в рамках религии, заставила нас воспринимать мир крайне пустым образом. Бог должен быть очевиден во всей жизни и существовании; и, как следствие, Бог будет ощущаться во всей жизни и существовании. Религия — это просто способ тренировки своих действий, личности и чувств... чтобы жизнь и все существование стали опытом Бога.

Бога можно найти в религии только тогда, когда религия становится чем-то большим, чем она сама. Религия — прекрасное название для других наций, но не для еврейского народа. Жизнь Торы – это не просто религия. Наша жизнь Торы — это откровение Бога, исходящее из всего сущего. Тора и существование, когда они соединяются, раскрывают Бога в жизни и внутри индивидуальной и коллективной души. Однако с точки зрения обычной религии святое и светское разделены. Такая религия стремится контролировать святое и отказаться от мирского. Однако Бог открывается во всем, как в святом, так и в мирском. (КИК 2, Пинкас 1:20)

Монотеизм против панентеизма

МОНОТЕИЗМ МОЖЕТ ОСЛАБИТЬ ВАС

Правильное понимание Бога, исходящее из монотеизма, который является наиболее популярным пониманием веры, иногда вызывает печаль и беспокойство. Это чувство слабости возникает, когда человек воспринимает себя как объект манипулируемый, ограниченный, хрупкий и далекий от совершенства Бога, сияющего светом красоты и силы. В частности, чувство слабости возникает при сравнении очевидных моральных слабостей человека с праведным и этическим совершенством Бога. Хотя можно уменьшить это чувство слабости, укрепив свои моральные стандарты, это чувство никогда не исчезнет полностью из-за неспособности человека в его неизбежной малости сравниться с величием Бесконечного Бога.

ПАНЕНТЕИЗМ ДАЕТ ВАМ СИЛЫ

Монотеистическое понимание Бога, тяготеющее к пантеизму.8может предотвратить такое чувство слабости. Когда эта точка зрения очищена от возможных искажений, она напоминает новое хасидское понимание того, что нет ничего, кроме Бога.

Если эта перспектива не понята правильно, все еще существует опасность почувствовать абсолютную слабость и ничтожество. На самом деле можно ощутить даже более сильное небытие, чем небытие чистого монотеизма; по крайней мере, с простой монотеистической точки зрения человек существовал в своей собственной реальности, хотя и чувствовал себя маленьким и незначительным по сравнению с великим совершенством Бога. Однако когда смутно понимаешь, что в мире нет ничего, кроме Бога, можно почувствовать, что собственное сознание не просто незначительно, но совершенно ложно и иллюзорно. Следовательно, эта вторая перспектива потенциально может ослабить дух даже больше, чем первая.

Однако это не настоящая правда. Вторая перспектива действительно должна наполнить человека силой и уверенностью. Это побуждает человека дистанцироваться от образа жизни, вызванного ложным представлением о том, что люди являются отдельными существами сами по себе, духовно отрезанными от Бога. Как только человек начинает идти по этому истинному пути, ему больше не нужно ничего побеждать в конкретной реальности. Бесконечное счастье можно обрести, просто победив ложные убеждения. Конечно, эта духовная работа не так проста, как кажется. Освободиться от цепей ложных убеждений зачастую не проще, чем освободиться от физических цепей. Тем не менее, дух расширения возможностей ждет в конце пути второй перспективы.

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЪЕДИНИТЬ ДВЕ ТОЧКИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Однако достичь второго состояния сознания возможно только посредством большой физической и интеллектуальной тренировки в первой перспективе. Тогда можно пролить свет второй перспективы на первую. «Бог в Своем святом святилище» (Теилим 11:4).

Бог." Это вера в то, что, хотя присутствие Бога наполняет вселенную, Бог также превосходит вселенную.

Вторая перспектива позволяет воспринимать мир с большей интеллектуальной и эмоциональной правдой, наполненной светом смирения. Тем не менее, физический мир не может практически функционировать только с этой более высокой точки зрения. Таким образом, нужно уменьшить свой свет, чтобы приспособиться к конкретному миру и оставаться прочно связанным с первой перспективой, в то же время будучи абсолютно ясным, что эта перспектива сама по себе не является настоящей истиной. Первая точка зрения должна руководствоваться второй, более глубокой перспективой.

При этом сочетании физический мир функционирует хорошо, точно и справедливо, тогда как внутренний мир мысли остается ясным и возвышенным. Тогда мир сможет существовать в гармонии и совершенном единстве (ОК 3, с. 399-401)

Запись опубликована в рубрике: .