Праведник — «папа» или «мама»?



Какая разница, или праведник это "папа", и тогда «ученики подобны сыновьям». Или праведник это "мама", "корова, жаждущая накормить своего теленка", как это говорит рабби Акива?

Разница, на первый взгляд: если это "папа" - папа зовет на баррикады, на мсирут нефеш.

Но если праведник это «мама» - мама не любит войны. Мама думает о том, чтобы у ее детей была нормальная жизнь.

Очевидно, у цадика есть и то и другое. Но что основное? Основное - "мама". Цадик - это прежде всего устная Тора. "Тора матери твоей", материнская Тора, Тора жизни. Тора тшувы тоже, но прежде всего Тора жизни.

Зоар, каббала - это тоже "женское" («бина») учение, где основное это "вернись назад, вернись домой", построй свою жизнь.

Это может одна из вещей, где наиболее отчетливо видна разница между письменной (в самом широком смысле) Торой и устной традицией - тоже в самом широком смысле, как живет народ, как живет община, как люди живут. И если присмотреться, то видно, что тексты полны войны. А "по жизни" евреи это просто народ, который лучше всех умеет жить. А религиозные евреи - это народ, который лучше всех евреев умеет жить. А хабадники ну и т.д.

Тора жизни, "жить по ним, а не умирать по ним"

А как же с тем, что "йехида" это мсирут нефеш? - Наверное, есть что-то выше чем йехида. Йехида это еще свет. Есть сущность. Это не свет, это материя. Сущность желает жизни.

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .