Меньше всего хочется говорить банальности, или клясться в любви человеку, которого я никогда не встречал.
Я "встретил" его сихот. Я "встретил" его маамарим. Я встретил его шлухим, и его учеников.
Тоже, в общем-то, не так уже мало.
Я помню лет тридцать назад мы обсуждали, что же так привлекательно в любавичском хасидизме.
Ответ был: наглость..
Сегодня я могу перевести этот ответ на более понятный язык.
Цадик, праведник вообще, и особенно - цадик а-дор, праведник поколения - это "некудат эцем а-хают" - "сущностная точка жизненности", сердце поколения.
Вс-вышний создал этот мир и сокрыл в нем свой свет и свою сущность. Но при этот Он оставил "backdoor" - праведников поколения. И чем тяжелее приходилось поколению, тем более великих праведников Вс-вышний посылал ему.
Поколению после Катастрофы Вс-вышний послал Ребе.
Что сделал Ребе? Что сделали другие праведники поколения? - Они сделали одно, и главное - вернули это поколение к жизни. В точности так же, как Баал Шем Тов вернул к жизни свое поколение, так и праведник поколения дает жизнь всему поколению.
Это не новость, это говорится в Тании открытым текстом. И все равно продолжают спрашивать: зачем нужны цадиким, зачем нужен иткашрут к цадиким? Ведь можно же самому прочитать все книги и самому все понять... можно же самому подняться на небеса.
Можно, если получится.
Но дело не в этом. Пару лет назад Нетаниягу сказал "сущность жизни предшествует качеству жизни". Хорошо сказал. Так вот, в этой формуле праведник - это "сущность жизни". А все что мы пытаемся постичь своими силами - это "качество жизни". Сущность жизни предшествует качеству жизни. Все правильно сказал Нетаниягу.
Связь с праведником возвращает человека к жизни. Особенно это относится к баал тшувам, прошедшим нелегкий путь назад. Им нужен кто то кто вернет их к жизни, кто поставит их на ноги и даст силу идти вперед.
Это вся идея цадика.
Сделал ли это Ребе? - Посмотрите на этих наглых хабадников, и решайте сами.
Собственно, не только хабадников. "Как дети его живы так и он жив". Ребе как то сказал, что если есть даже один еврей, который "жив" в Торе и заповедях - т.е., не просто волочится по жизни не имея мужества сбросить это ярмо, а действительно "жив" в Торе и заповедей - то это только сила Яакова, который "не умер".
Праведник - это сущность жизни, это раскрытие сущности, которое пробивает весь цимцум и все завесы и возвращает к жизни каждого, кто удостоился коснуться "золотой трости" праведника, исполнить его указания и его шлихут.
Связано ли это с Песах? Очевидно, да. Песах это рождение нации. Рождение - как обьясняет Ребе в известной сихе, это "рождение сущности". Дальнейшее развитие - это только "качество жизни", все уже заключено в первом моменте рождения.
Таким образом, праведник - это сущность жизненности, и также Песах это сущность жизненности.
Ну вот вроде так.