Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Комментарий к уроку рава Ицхака Шапиро на «контрос итпаалут»



Если сказать своими словами. Я много лет задаю себе этот вопрос: почему человек делает тшуву, учит хасидут, и это не только не делает его лучше, а делает его куда хуже. Развивает в нем высокомерие и грубость духа, развивает в нем худшие моральные качества.

Более того, я смотрю на многих своих друзей (и некоторым это я говорю вслух) и я не воспринимаю их как религиозных. Они все соблюдают, но мои «сенсоры» не воспринимают их как религиозных людей.

Иногда я думаю, что я преувеличиваю. Может я не так смотрю. Не так воспринимаю. Может это во мне нужно что-то менять (кто бы сомневался).

Но приходит Мителер Ребе (в интерпретации рава Шапиро) и расставляет все по своим местам.

Он говорит — если ты не ощутил в молодости — подчеркнуто, в молодости — глубины отчаяния, «моэс бехаяв мамаш», так, что жизнь стала тебе отвратительна — то у тебя нет и не будет никакой религиозности. Эта точка отчаяния — это и есть точка пробуждения твоей Б-жественной души. Наверное, это то, что у рава Ашлага называется «черной точкой». Точка отчаяния и точка депрессии и точка тоски — это и есть голос пробуждения Б-жественной души. Если ты не испытал это в молодости — ты никогад не станешь по настоящему религиозным. То есть ты можешь, конечно, все соблюдать. Но причем здесь религия. По крайней мере в том смысле, как это подразумевает Мителер Ребе (со ссылкой на Алтер Ребе и на Магида).

Дальше интересно. Пробуждение этой точки души, это точки Б-жественности в душе — ощущаемое как глубина отчаяния — далее проявляется в тоске, так самая «велт-шмерц» о которой пишут классики. Мителер Ребе говорит «мара шхора», но я бы сказал, лучше сказать «тоска», «ностальгия», нечто, специфически отличавшее всегда «галутного» еврея, образ который современный сионизм (и в значительной степени современный иудаизм) попытались стереть, «вывести» новый тип еврея-сабры, еврея полного гордости и силы.

И не то что бы в идее гордости и силы нет смысла. Есть и большой. Но без этой «мировой тоски», поселившейся в сердце еврея — нет и не может быть глубины и силы еврейства.

Безусловно, следует служить Вс-вышнему в радости. Но без этой точки отчаяния нет глубины служения.

Удивительно, что человек может много лет подряд пытаться убежать от этого внезапно свалившегося на него отчаяния и меланхолии, этой внезапно пробудившейся в нем Б-жественной искры. Пытается — и не может. Он заливает отчаяние вином и смехом. Но все равно отчаяние настигает его. Почему? Однажды пробудившаяся душа уже не хочет больше спать. «В эту ночь сон бежал от царя» — это основное чудо.

А потом выясняется, что это твое отчаяние, с которым ты столько лет и столь безуспешно пытался бороться — это и есть твое настоящее «Я». Это и есть ты. Это и есть твоя душа.

Кстати, Джекобсон в «К жизни полной смысла» немало намекает на это в предисловии

Вот собственно урок рава Шапиро

http://chassidus.ru/library/harav-itzik-shapiro/kontros-hitpaalut-77.htm