Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Идея меланхолии в Контрос Итпаалут



Рав Ицхак Шапиро, 9-10 кислев 5777 года

Пели «капелла» Мителер Ребе, «старый нигун», «Кеаяль таарог».

Отличие между освобождением Среднего Ребе и освобождением Старого Ребе

У меня есть брат, который одно время был очень привязан к ружинскому хасидизму. Он как-то спросил у меня: Смотри. Алтер Ребе был в тюрьме 53 дня, и какой балаган делают из этого. Рабби Исроэль из Ружина был два года в тюрьме, и из этого не делают ничего особенного. По-видимому, в Хабаде просто любят делать много шума…

Я ответил ему, что это интересный вопрос, но есть здесь недопонимание реальности. Когда рабби Исроэль из Ружина сидел в тюрьме, это было уже после пика его славы. В тюрьме был большой кризис, и ему организовали побег из тюрьмы, и он с трудом смог прийти в себя. В конце концов, он сумел с большим трудом создать очень красивое движение хасидизма, но это точно не было подъемом для него.

У Алтер Ребе до ареста все было сковано, а с момента освобождения начался большой прогресс. Стало куда больше управления, добавилось очень много хасидов, и также его Тора очень расширилась. Тания была написана до того, но большинство больших маамарим были сказаны после Петербурга. Алтер Ребе слышал от Магида и от Баал Шем Това, что есть обвинение на учение хасидизма, и когда он вышел на свободу, в сущности, устранилось обвинение. Также со стороны народов мира стало легче, ибо весь донос упал, и хасиды победили. В известной степени это было общее разрешение, как сверху, так и снизу, делать то, что хотят.

У Мителер Ребе освобождение из-под ареста было больше похоже на то, как это было у рабби Исроэля из Ружина. Хотя все заключение было легче, но это завершилось куда менее успешным образом, чем арест и освобождение Алтер Ребе. Внешне — не получили полного разрешения от народов мира, и также внутренне, Мителер Ребе скончался на следующий год. Все хасиды собрались, чтобы праздновать первый йуд кислев, а он скончался за день до того, 9 кислев. Это немного вопрос на мое объяснение.

Я думал через это войти в тему. Я много думал о себе, что только после того, что я начал учить Мителер Ребе, я почувствовал, что я понимаю, в чем состоит открытие Алтер Ребе. Только после того, как я увидел, каким удивительным образом Мителер Ребе обьясняет это. Сколько я ни учил Алтер Ребе, это не не заострило у меня, до какой степени хотят и говорят, что это возможно, что будет присутствие Вс-вышнего внутри выбора человека, внутри его служения. Это большое открытие.

Идея меланхолии в Контрос Итпаалут[1]

Есть одна очень красивая и простая идея, через которую можно видеть, в чем состоит хидуш (открытие) Мителер Ребе. Это та часть в Контрос Итпаалут, где он говорит о меланхолии (мара шхора). Он называет это на идиш, цуброхенкайт. Та степень «резолюции», с которой говорит о меланхолии Мителер Ребе, и то, до чего он доходит в этом, невозможно найти, по крайней мере, по простому смыслу, у Алтер Ребе. Это уже не просто битушим (букв «избиение»[2]). Здесь объясняется это качество во всех деталях до самой крайней степени.

Алтер Ребе говорит о меланхолии достаточно коротко, и немедленно говорит о противоположности, так, что ощущается, что есть равновесие. Мителер Ребе объясняет очень подробно и до крайности одну сторону. Но это действительно «до конца». Потом он говорит о второй стороне. Но из-за того, что он говорит столь подробно именно о меланхолии, и поскольку он входит во все подробности и глубину этой идеи, то трудно почувствовать, что есть равновесие. Ощущение, что это две совершенно противоположные крайности.

В той части, которая находится в конце Контроса, он объясняет, почему зачастую люди изучают хасидут, и это не пробуждает у них никакого религиозного чувства. После того, как он дает много ответов на этот вопрос, он далее дает наиболее значимый ответ.

И однако, после внимательного рассмотрения во всех подробностях, причин этой болезни, которая распространяется на большинство людей, это приходит из другого места. И это то, что у них нет «сломленного сердца» (которое называется на идиш цуброхенкайт)

Писание говорит лишь о «сломленном сердце», но цуброхенкайт на идиш означает что человек совершенно разбит. Как это называют сегодня? שבר כלי, совершенно разбитый человек, депрессия, травма, «сломанный человек». Он говорит, что поскольку люди не настолько сломлены, поэтому они не понимают хасидут. Можно прочитать это так, как мы читаем у Алтер Ребе, и искать равновесия. Но он не останавливается, он идет очень крепко на эту идею.

Истинного в самой сущности их природы

Он не ограничивается тем, что говорит «сломленное сердце». Он говорит, что это должно быть истинно и укорениться в самой сущности природы человека

Ибо с молодости он не получил изначально слова хасидут по причине истинного пробуждения тшувы из глубины души и сердца, но только путем «маавар», временно, и даже это уже прошло и ушло, и даже следа от этого полностью исчез, так, что он совершенно цельный человек в самом себе

Он изучал хасидут, но он никогда не учился потому, что он хотел пробудиться в тшуве. Он изучал это потому, что это очень красиво и возвышенно. И это причина того, что эти слова входят в одно ухо и выходят в другое, а человек остается цельным с самим собой

(на идиш это называется «очень совершенным внутри себя», без всякого следа цуброхенкайт)

(Он очень совершенен в собственных глазах. У него нет никакого чувства, что он разбит). Видно, насколько он подробно говорит, насколько мы или они далеки

И поэтому он не способен принять слова хасидут с этой внутренней цельностью. Они не входят внутрь его сердца и мозга совершенно, только как нечто проходящее мимо. Как человек, который слышит и видит нечто, находящееся вне его. Несмотря на то, что это доставляет ему удовольствие и воодушевление на один момент, но это немедленно испаряется как будто бы его не было вообще

Жизнь продолжается дальше и все завершается этим

И чем больше есть у человека разбитое сердце по самой сущности его природы, со стороны его Б-жественной души, которая называется «горькой душой»[3], ибо она находится в заключении материи и плоти

Т.е., что Б-жественная душа чувствует себя плохо внутри тела

Хотя это кажется природой человека со стороны того, что она облачается в природную душу, которая называется природной меланхолией, но это в действительности это не со стороны природной души совершенно, ибо в ее природе только быть в меланхолии только от недостатка и отсутствия в материальных вещах, но не от недостатка Б-жественного света и т.д.

Если у тебя не хватает связи со Вс-вышним, это точно не приходит со стороны природной души, но со стороны Б-жественной души. То, что тебе кажется, что твоя депрессия это просто так, как все остальные депрессии, которые происходят от животной души — это ошибка. Знай, что у тебя есть другая депрессия, которая происходит от Б-жественной души. И это не просто так. Он еще скажет далее, что это просто природа Б-жественной души

(И поэтому сказали[4] даже о тех, кто воспринимает тайны Торы, что это только те, в ком постоянно «сердце беспокойно в нем»,

Сейчас он объясняет, что означает выражение «сердце беспокойно в нем». Я бы мог объяснить различными простыми способами эти слова Хазаль: он хочет постичь Б-га, или он не хочет отдалиться или повредить в Торе, но он объясняет несколько иначе.

Что это есть природная и сущностная меланхолия, происходящей от самой сущности Б-жественной души

У Б-жественной души есть природа находиться в состоянии меланхолии

И без нее не будет светить свет тайн Торы и не останется в нем никоим образом, но наоборот, он прийдет ко тьме, и это только высокомерие и сбрасывание ига Небес, как известно из опыта вне всякого сомнения)

Весь хасидут который он учит, приведет его только к высокомерию и к тому, чтобы сбросить иго Небес

И это то, что я слышал ясными словами от моего отца и учителя, Ребе, и он слышал это теми же словами от рава Магида, да будет благословенна его память, что не способен человек прийти к настоящему восприятию тайн Торы, и постижению истинной глубины в Свете Бесконечного, пока не установится в его душе действительно

Т.е., что он прийдет к постижению такого уровня, что существование и присутствие Бесконечного Света установится действительно в его душе

Иначе как есть в нем природная и сущностная меланхолия[5], которая укоренилась в нем с именно самой молодости, и именно в аспекте июли в нем, в общем, то, что на идиш называется «эссенция»)

Июли в душе означает как нечто экзистенциальное, то, что находится в самой основе, нечто первичное, изначальное, первичная материя, из которой сотворено все остальное. Подобно тому, как при творении мира изначально была сотворена первичная материя, из которой потом было сотворено все остальное. Он говорит удивительную вещь, что первичной материей души, строительным материалом всех частей Б-жественной души является меланхолия.

Если это в действительной и истинной глубине

Мы видим, насколько важно ему подчеркнуть истинность этой идеи

(т.е., истинная сломленность духа по природе, так что он действительно презирает собственную жизнь, постоянно и ежечасно)

Здесь он объясняет до конца, чего он хочет, и он совершенно не желает останавливаться в своем объяснении. (Такими Вс-вышний хочет видеть нас?) — Да. Хотя во многих местах воспитывают, что Вс-вышний хочет только, чтобы было все хорошо, чтобы всем было весело, но то, что он пишет здесь это настоящая антитеза такому воспитанию. (Один из присутствующих, отец которого очень известный педагог, сказал, что если бы он знал это в молодости, его жизнь была бы куда лучше.) Это «двигатель» для хорошей жизни. (Как можно сказать такое, ведь это просто ужасно, как можно учиться так, или молиться так, это испорченный двигатель. Можно удостоиться святого духа с таким ацвут[6]?) Он говорит, что даже тайн Торы нельзя удостоиться без этого. Тем более, святого духа. На самом деле это есть у Алтер Ребе в Тании, но из-за краткости и равновесия, которые есть в Тании, трудно себе представить что он имеет в виду до такой степени. Он пишет так (гл. 16): «Также его душа и его дух, которые в нем, так полагается им, находиться в постоянном душевном стремлении к нему, желая и стремясь выйти из их телесной оболочки, и прилепиться к Нему. Но против своей воли они живут внутри тела, и находятся в нем, как живые вдовы[7]». Ты встречал когда-нибудь вдов? Они полны горечи. (Но если человек живет так — разве это не приводит его к ацвут?) — Ты сделал уже лехаим? Дайте ему «машке[8]» («дайте пьянящее пропащему, и вино горьким душой»…) Можно также все то, что говорится здесь, пропустить мимо ушей «только как проходящее мимо, на короткий момент».. Давайте читать дальше.

Тогда поселится в нем из источника всей жизни, «источник всего», чтобы оживить дух падших, и как сказано «И в ком поселюсь? — В падших и униженных духом», во всем, что он делает, или это углубленная мысль о тайнах Торы — передают их ему в настоящем раскрытии, если сердце его беспокойно внутри него. (И наоборот

Т.е., когда сердце его не беспокойно внутри него

Не передают ему в душе совершенно, даже если он знает и постигает буквальный смысл и т.д.) И также каждая и каждая деталь в Б-жественном служении, Вс-вышний желает его, и тогда его вздох и его природная меланхолия превращаются в веселье и наслаждение только со стороны Б-жественности, которая покоится на душе его действительно

Если продолжить аналогию Алтер Ребе, то наша «вдова» уже не так молода, и более того, она «живая вдова» (т.е., вдова при живом муже), она не может выйти замуж. Найти своего мужа это для нее несбыточная мечта, в котором нет никакой логики. Можно видеть, как он берет фразу Алтер Ребе, берет ее с абсолютной серьезностью и рассматривает ее очень и очень подробно. Само то, что душа находится внутри тела это уже причина для депрессии Б-жественной души. Тот, кто не чувствует так — ему не раскрывают тайны Торы и Вс-вышний не покоится внутри него.

Но без этого, и особенно противоположно этому, тот, кто по своей природе холерик, любитель природных развлечений, и даже если он готовый сосуд, чтобы принять всякую тайну, это не установится в его душе, и он будет идти во тьме все дни свои, и будет пребывать в полном заблуждении относительно себя, ибо Вс-вышний не находится с ним никоим образом. До сих пор содержание его слов

(это слова Алтер Ребе от имени Магида)



[1] Один из основных текстов Мителер Ребе, и в общем, всего учения хасидизма. Речь идет о том, что изучение хасидизма должно пробудить душу и сердце, не оставить человека равнодушным, и почему это зачастую не происходит. Прим. переводчика

[2] См. Тания гл. 29 со ссылкой на Зоар, «Дерево, которое не горит, разбивают его и начинает гореть»

[3] Ср. стих, который говорит о Хане, матери пророка Шмуэля, «и она горька душой». Прим. переводчика

[4] В трактате Хагига, 13

[5] Я не знаю, может лучше сказать, «тоска». Рав обьяснял на одном из недавних уроков как «гаагуа», «тоска». Прим. переводчика

[6] Ацвут переводится как «депрессия». Меланхолия не означает депрессию, как объясняется в Тании

[7] Т.е., вдова при живом муже. Ситуация, когда муж пропал без вести, и женщина не может выйти замуж, называется «живая вдова»

[8] Водка (хасидский жаргон)