Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 17

 С Б-жьей помощью

И в связи с этим становится понятным написанное: "Ибо это тебе очень близко[1], [это] в устах твоих и в сердце твоем[2], чтобы ты мог это сделать"[3]. На первый взгляд кажется, что такое противоречит нашему ощущению (а ведь Тора вечна[4]), и вовсе не "очень близко" и легко отвратить сердце от желаний этого мира и истинно полюбить Всевышнего, и как написано в Гмаре: "Разве страх Б-жий — это мало?"[5], а тем более любовь. А также сказали наши мудрецы, что лишь праведники владеют своим сердцем[6]. Однако в словах "это сделать" имеется в виду любовь, приводящая только к исполнению заповедей, и это – желание сердца, которое есть в тайниках его, хотя оно и не проявляется ощутимо, как раскаленные угли [ощутимая любовь]. Ведь это "очень близко" и легко для каждого, у кого есть мозг в голове. Ибо мозгом своим каждый владеет и может с его помощью размышлять, сколько пожелает. Когда же он станет размышлять своим мозгом о величии Эйн Софа, благословен Он, он неизбежно породит в своем мозгу по крайней мере любовь, [выражающуюся в стремлении] соединиться с Ним, исполняя заповеди и изучая Тору, а это – весь человек[7]. Ибо написано: "сегодня, чтобы исполнять их"[8], а "сегодня" – это [материальный] мир действия[9], а "завтра"[10] и т. д., как написано в другом месте.

Мозг по природе своей властен влиять на левую полость сердца, уста и все члены, то есть орудия действия. Это невозможно лишь в том случае, если человек является истинным грешником[11], и сказали наши мудрецы, что грешники во власти своего сердца, а сердце не в их власти. И это – наказание за то, что грех их велик и тяжек. Но Тора не говорит о мертвых – о тех, кто при жизни называются мертвыми[12], – ибо грешники не могут начать истинно служить Всевышнему, не покаявшись сначала в грехах прошлого и не сломив "клипот" (ибо они ["клипот"] – занавес разделяющий и железная преграда, отделяющая их [грешников] от Отца их, Который в небе) сокрушенным сердцем и горечью души из-за грехов своих, как объясняется в книге "3oгар" стих "жертвы Б-гу – дух сломленный, сердце разбитое и т. д."[13]: когда сердце разбито, сломлен дух нечистоты стороны "ситра ахра" (см. там же комментарий к главе Пинхас, стр. 240 и комментарий к главе Ваикра, стр. 8 и 5а, а также комментарий раби Моше Закуто, там же). И это – нижнее покаяние, вознесение нижней буквы "гей"[14] [имени Гавайе], чтобы поднять ее из состояния падения, ибо она пала [в сферу влияния] внешних, и это – тайна изгнания Шхины, как сказали мудрецы: "Когда они были изгнаны в Эдом, Шхина ушла в изгнание с ними"[15]. Когда человек совершает дела Эдома, он спускает [вниз] и привлекает туда искру Б-жественного, дающую жизнь его ступеням души нешама, руах и нефеш, облеченных в нем в животную душу, связанную с категорией "клипа", местящуюся в сердце, в его левой полости, которая господствует в человеке, пока он грешник, властвует в его малом городе, и ступени души нефеш, руах и нешама заключены у нее в изгнании. Когда же сердце его разбито в нем, и сломлен дух нечистоты и стороны "ситра ахра", и [силы зла] рассеиваются и т. д., тогда она поднимается из состояния падения и встает[16], как об этом говорится в другом месте.

К главе семнадцатой

[1]   Это основа всей Книги средних. Основная ее мысль — что полное обращение к Б-гу и любовь к Нему не есть нечто труднодостижимое, так как душа еврея самой сущностью своей связана с сущностью Б-га, со своим Источником.

[2]   Сначала написано "в устах" — изучение Торы приводит к исполнению заповедей, так как и наверху и в душе человека разум предшествует эмоциям (мидот).

[3]   Дварим, 30:14.

[4]   Все, что в ней сказано, происходит, действует и действенно во все времена. Поэтому неверно думать, что это было легко только для поколения Моше, — и в наше дни чрезвычайно легко этого достичь.

[5]   Брахот, 336; Мегила, 25а.

[6]   Брейшит раба, 34:11, 67:7. Средние же не владеют своим сердцем, их сердце не может ощутимо желать того, что понимает и желает мозг. Но они не во власти сердца — во всем, что касается конкретных поступков на уровнях мысли, речи и действия, они собой владеют всегда. Таким образом, в чем-то они подобны праведникам. В предыдущей главе (в примечании) сказано, что причина того, что некоторые не способны достичь ощутимой сердцем любви, в том, что их корень души на уровне зародившихся в сфирот разума, но еще не порожденных им эмоций. Есть, однако, люди, корень души которых на уровне раскрывшихся эмоций. Такие люди способны достичь ощутимой любви к Б-гу- В отличие от средних, для праведников ощутимая любовь возможна всегда.

[7]   Хотя его постижение не достигает ступени любви, но если оно приводит к исполнению заповедей, этим достигается цель мироздания, цель сотворения человека.

[8]   Дварим, 7:11. 

[9]   Эйрувин, 22а.

[10]   "Завтра" — грядущий мир, мир воздаяния.

[11]   Совершил тяжкий грех, кара за который — "карет" (искоренение души, отделение ее от Источника жизни) или смерть, или же очень большое количество грехов, которое отдаляет от Него так же, как и тяжкий грех.

[12]   Брахот, 186.

[13]   Тегилим, 51:18.

[14]   Это ступень Б-жественного, непосредственно творящая и оживляющая творения, Шхина. Эта ступень — источник душ (евреев). Своими грехами евреи низводят ее вниз, в состояние падения (галут, изгнание), а покаянием и исполнением заповедей возвращают букву "гей" (имени Гавайе) так, что она соединяется с остальными его буквами, каждая из которых — вид Б-жественного влияния на мир, связанный с определенной ступенью в мире Ацилут. Ср. также Тания, часть 3, гл. 4,7,8.

[15]   Мегила, 29а.

[16]   Встает на подобающее ей место — соединяется с остальными буквами имени Гавайе.