Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 5

И в довершение необходимо подробнее рассмотреть, о какого рода постижении идет речь в связи со словами пророка Элиягу: «Мысль не способна постичь Тебя и т. п.»[1]. Всякий разум в процессе сознания и постижения[2] чего-либо схватывает познаваемое и собою объемлет его, и предмет постижения схвачен, объят и облечен внутри разума, который постиг его и осознал. И разум также облекается в познаваемое в тот момент, когда он постигает его и объемлет собою. Когда, например, человек ясно и до конца понимает и постигает какой-либо закон Мишны или Гмары, разум схватывает и объемлет его и сам в то же время в него облекается.

Но этот закон – не что иное, как мудрость и воля Б-га, ибо так пожелал Он, что если, к примеру, Реувен будет что-либо определенным образом утверждать, а Шимон также определенным образом ему ответит, то решение их спора должно быть также некоего определенного рода. И даже если никогда не произойдет обсуждения подобных утверждений и контраргументов, все же воля и мудрость Всевышнего выразилась в том, что если кто-нибудь будет нечто подобным образом утверждать и кто-то другой отвечать ему, их спор должен разрешиться так, как об этом говорится в законе. И поэтому, когда человек узнает и постигает разумом это решение в виде закона Мишны, или Гмары, или кодификаторов, он постигает, схватывает и объемлет разумом волю и мудрость Всевышнего, ибо мысль не способна постичь ни Его, ни Его волю и мудрость иначе, как при их облечении в открытые нам законы. И разум также в них облечен. Это удивительное единство, которому нет ничего подобного, и в вещественном мире не существует такого совершенного единства со всех сторон и во всех отношениях[3].

В этом удивительное, совершенно неизмеримое превосходство заповеди, предписывающей знание и постижение Торы[4], над всеми заповедями, относящимися к сфере действия, даже над теми, что связаны с речью, и даже над заповедью изучения Торы с участием речи. Через заповеди, связанные с речью и действием, Всевышний облекает душу Своим Б-жественным светом и объемлет ее сверху донизу. А через познание Торы не только разум облекается в мудрость Б-га, но мудрость Его проникает разум познающего в той мере, в какой он познает, и схватывает, и объемлет собою все, что он сможет понять и постичь в области познания Торы, каждый в соответствии с его разумом и степенью проникновения в Пардес.

И так как Тора в процессе ее постижения облекается в душу человека и его разум и охватывается ими, она называется хлебом и пищей души. Подобно тому, как вещественный хлеб служит пищей телу тогда, когда он усваивается глубоко внутри него и там становится плотью и кровью, и тогда оно живет и существует.

Тут же роль играет познание и постижение Торы в душе человека, который ее изучает с большим усилием и приложением ума, так, что она схватывается разумом и вступает в единство с ним, и они соединяются воедино. Тогда она становится пищей души и ее внутренней жизнью, исходящей от источника жизни Эйн Софа, благословен Он, ибо Он Сам облекается в Своей мудрости и Торе, облеченных в человеческой душе. Так следует понимать слова «И Твоя Тора внутри меня»[5].

И как написано в книге «Эц хаим», врата 44, раздел 3: одеянием душ[6] в Ган Эдене [раю] служат заповеди, а Тора служит пищей душам, которые в этом мире занимались ее изучением ради нее самой. И как написано в книге «Зогар», глава «Ваякгель», стр. 210[7]: изучать Тору ради нее самой[8] – значит изучать ее для того, чтобы соединиться с Б-гом с помощью этого изучения, и каждый это делает в соответствии со своим интеллектуальным уровнем, как сказано в книге «При эц хаим».

Но то, что мы называем пищей, – это внутренний свет, то же, что мы .называем одеянием, – свет, объемлющий кругом. И поэтому сказали наши мудрецы, что изучение Торы приравнивается ко всем заповедям, вместе взятым[9], ибо заповеди – всего лишь одеяния, а Тора – и пища, и одеяние[10] для разумной души, которая, углубляясь в изучение Торы, в нее облекается. И особенно когда человек, изучая ее, произносит слова вслух, тогда дуновение речи становится светом, объемлющим вокруг[11], как сказано в книге «При эц хаим».



[1]   Тикуней Зогар, 126. Возникает вопрос, как же в таком случае возможно постижение Б-га и близость к Нему.

[2]   Этапы познания: осознание (Хохма) и постижение (Бина). На это указывают и выражения «схватывает познаваемое» (силой разума — Хохма) и «собою объемлет его» (при основательном, детальном рассмотрении — Вина). О том же говорят слова «схвачен», «объят» и «облечен». Облечен силой разума Даат, и это связь с Предметом познания.

[3]   В нашем мире то, что познается разумом, — лишь образ, сам предмет познания разумом не охватывается. И при физическом единстве, например при объятии человека, единство — только с одной стороны.

[4]   Знание и изучение Торы представляют собой две отдельные заповеди.

[5]   Тегилим 40, 9.

[6]   Заповеди служат душам одеянием — средством внешнего проявления, Тора же служит им пищей — внутренним источником жизни.

[7]   Часть 2, стр. 210а и далее.

[8]   Ср. гл. 39, 40 и 41.

[9]   Мишна, Пеа, 1:1.

[10]   То, что человек постигает в Торе, становится пищей его души, а то, что он постичь не может, становится одеянием, это свет, не проникающий внутрь, а облекающий его снаружи.

[11]   Буквы речи окружают разум, речь оказывает влияние на него. Хотя речь — лишь одно из одеяний души, она поднимает разум гораздо выше того уровня постижения, которого он мог бы достичь сам.