Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

2


Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".

Купить в магазине издательства "Еврейская книга"


А она тоже пошла на поиски его, и тоже заблуди­лась[1]. И решила вернуться к морю и быть там. И вышла к берегу моря, и там были деревья с плодами[2]. Так она стала жить: днем ходила к морю — авось, про­плывет кто[3], и питалась плодами, а ночью забиралась на дерево, чтобы не напали дикие звери.

В то время жил один именитый богатый купец. За­ключал он сделки по всему миру. И был у него единст­венный сын. Купец этот был уже старик. Вот однажды[4] говорит сын отцу своему — купцу[5]:

— Ты, отец, уже в преклонных годах, а я юноша, и твои доверенные не знают меня вовсе, а если умрешь ты, — останусь я один и не буду знать, что делать, потому дай-ка мне корабль с товаром, поплыву с ними и выучусь заключать сделки и вести переговоры.

Дал ему отец корабль с товаром, и поплыл он в разные страны, и продал товар, и купил новые, и пре­успел. Проплывая по морю, увидели издалека те самые деревья (где находилась дочь императора). И решили, что это какое-то населенное место. Подплыли ближе и видят, что это просто деревья, и хотели было вернуть­ся. Тем временем присмотрелся купец (сын старика- купца) и видит, на одном дереве вроде сидит человек. Сказал другим людям, и те присмотрелись и видят: действительно, отражение[6] человека на дереве. И ре­шили приблизиться к берегу и послать туда кого-ни­будь на лодке. И все собрались и смотрели на море, чтобы направлять того посланного, чтобы не сбился с пути и плыл прямо к дереву. Подплыл тот и увидел, что, действительно, сидит там человек, и сообщил им. И он сам (молодой купец) отправился туда и видит: сидит там девушка. И сказал ей, чтобы спускалась. А она отвечала, что не желает идти на корабль, — разве только если обещает ей, что не дотронется до нее[7], пока не вернется домой и не возьмет ее в жены по закону. И обещал ей[8]. Тогда поднялась она с ним на корабль. И вот он примечает, что она и на музыкаль­ных инструментах может играть и на нескольких язы­ках говорить, и обрадовался, что случай свел его с ней.

Потом, как начали приближаться к его дому, она сказа­ла ему, чтобы шел домой и сообщил своему отцу и всем близким и знакомым, чтобы выходили все встречать ее, как и подобает, когда вводят в дом жену знатного происхождения. А потом, дескать, уж после свадьбы, она откроет ему, кто она. Он согласился. (И также на корабле она поставила условие, чтобы не спрашивал, кто она. Мол, сообщит ему после свадьбы.) Еще она сказала, уж если вводишь такую жену, положено напо­ить матросов, чтобы знали, что хозяин женится, да еще какую жену берет. Он и тут согласился. Взял само­го лучшего вина[9], что было на корабле, и дал матро­сам, и они опьянели. А он пошел домой сообщить отцу и родным, как договорились. А матросы до того напи­лись, что когда сошли все с корабля[10], попадали и где попало развалились во хмелю. И пока его родня приго­товлялась, как положено, идти ее встречать и прини­мать, пошла она и направила судно от берега, и распус­тила паруса, и вышла на нем в открытое море… А купеческая родня вышла к кораблю ее встречать, и ничего не нашли[11]. И разозлился на молодого купца отец, и стал бранить его. А тот в ответ:

— Да поверьте мне, что я привел судно с товаром, и если не верите, вон, спросите у матросов! — А те лежат вповалку пьяные. Потом пробудились и спросили у них, а те ничего не помнят, что с ними произошло, только знают, что привели судно, а где оно и что с товаром, ничего не знают. Еще больше разгневался торговец на сына и выгнал его из дома, чтоб не появ­лялся ему на глаза[12]! И ушел сын от отца бездомным скитальцем. А она тем временем плыла по морю.

Жил один царь[13]. Этот царь строил себе дворец на берегу моря: привлекало его, что там морской воздух и мимо проходят суда.

И случилось, что дочь императора проплывала ми­мо этого дворца. А царь смотрел на море и увидел, что плывет корабль без управления и без команды. И ре­шил, что, может, он ошибается, и приказал своим людям посмотреть, но и те увидели то же самое.



[1] заблудилась. В пустыне Шхина не может найти обратную дорогу без Из­раиля.

[2] деревья с плодами. Деревья — пра­ведники, а плоды — добрые дела.

[3] проплывет кто — те, кто раскаялся. Условие возвращения Шхины к своему мужу — раскаяние.

[4] вот однажды — букв. «и был день» — это начало тяжких испытаний. Здесь рассказывается о четырех испытаниях дочери: встрече с сыном купца, при­морским царем, разбойниками и сы­ном старого царя. Эти четверо соот­ветствуют четырем клипот, силам зла. Их описывают пророк Ехезкель (1:4) и пророк Элияу (1 Царей, 19:11-13), о них же говорит Тора, повествуя о нача­ле творения (Брейшит, 1:2). Им соответ­ствуют четыре царства, которые при­тесняли Израиль, четыре изгнания — Вавилон, Персия, Греция и Рим. Раби Нахман учит, что малхут должна пройти через клипот четырех миров.

[5] купцу — это Недобрый, как и в восьмой истории. В видении Ехезкеля эта клипа названа «бурей, приходящей с севера». Она несет «золотые отбро­сы» — богатство, которое не используется для служения Богу. Север — в этом направлении движутся в поисках богат­ства. Намек на Вавилонское изгнание, во время которого уважение к Торе сохранилось.

[6] отражение — на его уровне сын Недоброго не способен видеть прямо, он видит лишь отражение.

[7] не дотронется до нее. Тора не да­ется тому, кто плавает по морям, с целью обогащения, т.е. учит ее, чтобы разбогатеть.

[8] и обещал ей. Потому что всякий, кто встречает императорскую дочь, влюбля­ется в нее, забывает о делах и стремится домой, чтобы жениться на ней.

[9] вина. Это основное оружие им­ператорской дочери. Вино символизи­рует радость. Как написано: «Вино ве­селит сердце человека» (Псалмы, 104:15). Раби Нахман учит, что с помо­щью радости можно превозмочь четы­ре клипы — силы зла, поскольку, нахо­дясь во власти клипы, человек впадает в печаль и тоску.

Вино — это радость занятий Торой, в особенности Устной Торой. Числовое значение слова яйн (вино), как и слова сод (тайна) — 70, это указание на 70 ликов Торы и 70 тайн Торы.

Дочь императора отнимает его у ку­печеского сына, первой клипы-«бури». Это намек на смятение мыслей, свойственное опьянению, однако это состоя­ние можно превратить в радость и доб­ро. Без радости нет пророчества. Пер­вая клипа соответствует Вавилону, где, по преданию, говорили на семидесяти языках. Именно оттуда дочь императо­ра берет вино. Также и падение Вави­лона связано с вином (знаменитый вал­тасаров пир).

[10] корабля — это символ тела, над которым пьяный теряет власть.

[11] и ничего не нашли. Пьянство при­водит к нищете. Как сказано о Вавило­не: «Десять мер нищеты пришло в мир, и девять получил Вавилон» (Кидушин 796).

[12]не появлялся ему на глаза. Он изгнан за то, что хотел освободить дочь императора, руководствуясь личными мотивами — чтобы жениться на ней. Сказано: «Богатство Вавилона идет в Геином [ад, чистилище]» (Бейца 32а). Геином — это третья клипа — огонь. Этот же огонь (разбойники) в конце обога­щает сына торговца. Геином приносит страдание, но увеличивает награду.

[13]царь — вторая клипа — «огромное облако» — Персия. Его характеризует стремление к наслаждению и Тора нуж­на ему только для этого, что еще хуже первой клипы. Вода — источник всех наслаждений.