Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Борух агоймел 12 тамуза 5743

Сефер мааморим 5743, стр. 182

И вот, каким образом придет человек к этому подъему, ради которого его душа спустилась вниз, про это сказано «одом леомол йиволейд[1]«, что как только рождается человек, у него начинается уже аспект подъема, и в начале это приходит посредством помощи другого, воспитателя, механех или мадрих, или его отец и его мать, которые воспитывают и направляют его, и в дальнейшем — посредством его учителя, который обучает его Торе. И после этого он приходит к положению, когда он обучает и воспитывает себя сам, и поднимается выше и выше. И это есть причина великого подъема, которого он достигает, поскольку его работа идет с большим трудом — омол и йегио, что само это — также аспект йеридо[2], которая приводит к алийо[3]. И посредством того, что человек не считается ни с какими трудностями, и всеми препятствиями и задержками, и упорно трудится в своей работе, чтобы исполнить свой шлихус[4] в мире, ани ниврейси лешамейш эс койни[5], посредством этого он достигает самого большого подъема, подобно превосходству света перед тьмой, и как сказано «лефум цааро агро[6]«. Ибо на первый взгляд, непонятно, почему человек нуждается в большой йегио в его работе, ведь йеш баал hа баис лебиро зу[7], и аин ройе веойзен шоймаас[8], и если так — почему сделал Вс-вышний так, и в особенности, в соответствии с тем, что раскрыл Баал Шем Тов в его известном учении, что Вс-вышний творит мир в каждый и каждый момент из полного и абсолютного ничто действительно, как в первый раз, и если так — то очень удивительно, почему есть аспекты препятствующие и задерживающие, вплоть до того, что есть необходимость в омол и йегио в работе человека. Но это понятно также в соответствии с вышесказанным, что, поскольку подъем приходит посредством опускания именно, и превосходство света приходит из тьмы и глупости именно, поэтому одом леомол йиволейд.

И вот, в вещах препятствующих и задерживающих есть в общем четыре способа, и это есть четыре вещи, на которые благословляют благословение агоймел. Больной, который излечился, это то, что человек нуждается, чтобы исполнить свою миссию, чтобы у него было здоровое еврейское сердце и здоровый еврейский мозг, и иногда возможно, что будет у него аспект болезни и т.д. И для этого должен быть аспект йегио, чтобы он сделал все зависящее от него, и Вс-вышний помогает ему, и становится хойле шенисрапо[9], вплоть до того, что возвращается к здоровому состоянию. И второй аспект, это выходящий из бейс асурим[10], что в служении человека это, что сказано, рошо махтир эс ацадик[11], что йецер hоро[12] махтир — окружает доброе начало и вплоть до того, что доброе начало сидит в бейс асурим. Однако, когда он знает, находясь в бейс асурим, что Вс-вышнему принадлежит земля и все, что наполняет ее, и полня вся земля славы Его, и поэтому он всегда в самой большой надежде, и делает все зависящее от него, чтобы было видно, что также в бейс асурим находится там слава Вс-вышнего, и вплоть до ани молей[13], и тогда он добивается, что выходит на свободу из тюрьмы. И третий аспект и ступень, это то, что иногда даже когда человек исправляет два аспекта, о которых говорилось выше, есть у него положение идущих в море, т.е., что его голова занята вопросами парносо[14], которые сравниваются с водами бушующего моря, что вопросы парносо мешают покою его тела и покою его души, и как сказали Разал, что опускающиеся в море не спокойны, пока не поднимутся на сушу. И четвертый аспект, идущие в пустыни, это то, что вместо того, чтобы находиться в месте, где живут люди, как тиферес одом лошевес баис[15], он находится в пустыне, место, которое не пригодно для проживания человека нижнего, который называется одом[16] на имя эдоме лоэльйон[17], т.е., что оно непригодно для того, чтобы сеять и собирать урожай и все действия человека, но, когда человек делает все зависящее от него, чтобы выйти из пустыни, тогда он благословляет благословение гоймел.

И это есть благословение агоймел лахайовим тойвос шегмалани тойв[18], ибо поскольку человек находится в этом материальном мире, что нет ниже него, поэтому сколько бы он ни старался сделать все зависящее от него, то, по крайней мере, в подавляющем большинстве эйн цадик боорец ашер йаасе тойв велой йехто[19], и как известно объяснение в этом (в мааморим хсидус) йехто от языка хисорон[20], т.е., что это невозможно в большинстве случаев), чтобы не было какого либо аспекта недостатка в его служении, ибо каждый и каждый из Израиля сотворен в качестве праведника, вамех кулом цадиким[21], который должен исполнить свою работу в полном совершенстве. И поскольку эйн цадик боорец ашер йаасе атойв велой йехто, что есть у него какой-либо недостаток в его служении, и, в особенности, во время изгнания, хойшех кофул умехупол[22], во время иквесо димшихо[23], поэтому называется человек именем хайовим, поскольку он обязан завершить свою работу в полном совершенстве, без всякого греха и недостатка? и со стороны недостатка, который есть в нем, он не может сам по себе выйти и преодолеть четыре эти аспекта, о которых говорилось выше, в полном совершенстве, но ему требуется помощь Вс-вышнего. И это есть объяснение текста благословения агоймел лахайовим тойвос шегмолани тойв, ибо само то, что он не мог сделать это сам, в полном совершенстве, указывает на то, что он хайов, и поэтому он говорит гмолани, язык гмилус хесед[24], что было дано ему от Вс-вышнего чтобы он мог вернуть свой долг и сделать Вс-вышнему диро в тахтойним[25]. Но тем не менее, говорят гмолани, что это называется на его имя, поскольку это не в качестве наhамо дэкисуфо[26], хас вешолом, поскольку начало было его работой, и тот, кто приходит, чтобы очиститься, помогают ему.

И посредством наших дел и нашей работы таким образом, что это возможно каждый и каждый день в служении человека своему Создателю, что в начале, когда он просыпается от сна, что тогда нешомо беапой[27], он должен идти в синагогу — работа молитвы, и из дома молитвы в дом учения, изучение Торы, и после этого — hанhейг боhейм минhаг дерех эрец[28], исполнение заповедей, и все эти вещи — с радостью и добрым сердцем, ибо посредством этих трех столпов стоит мир, как малый мир — человека, и также весь мир вокруг него, что исправляют его, чтобы быть лесакейн ойлом бемалхус Шин-Далет-Йуд[29] посредством мошиаха цидкейну.


[1] «Ибо человек рождается для страдания» (Ийов 5, 7)

[2] Опускание

[3] Восхождение (к Торе); подъем

[4] Шлихус — Миссия

[5] «Я создан, чтобы служить своему Создателю»

[6] Чем больше страдание — тем больше награда

[7] «Есть хозяин у этого города»

[8] «Глаз видящий и ухо слышащее»

[9] больной, который выздоровел

[10] тюрьма

[11] «Нечестивый окружает праведника» (Хаввакук 1, 4)

[12] Йецер го-ро — Дурное начало

[13] «Небо и земля полны Мною.» (Йирмийа 23, 24)

[14] Парносо — Заработок, пропитание

[15] «По красоте человека, – чтобы сидеть дома!» (Йешайа 44, 13)

[16] Одом — Человек. Адам

[17] «Уподоблюсь Всевышнему» (Йешайа 14, 14)

[18] «Творящий должникам милости, за то, что отплатил мне добром»

[19] «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы.» (Когелет 7, 20)

[20] Недостаток. Нехватка

[21] «И народ твой, все праведники» (Йешайа 60, 21)

[22] Тьма двойная и удвоенная

[23] Пятки Мошиаха

[24] Доброе дело. Ссуда

[25] жилище в нижних мирах

[26] «хлеб стыда» — незаработанная награда

[27] «Дыхание в ноздрях его» (Йешайа 2, 22)

[28] «Веди себя в них по обычаю земли»

[29] «Исправить мир в Царстве Вс-вышнего»