Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Хай элул

Про приход в мир души Баал-Шем-Това[1], говорится в писаниях, что в то время евреи находились в состоянии обморока. Поэтому тогда открылся Баал Шем Тов, которого звали общим именем всех евреев — Исроэл, с помощью которого он пробудил их из обморока. Как можно видеть, что когда человек находится в сильном обмороке, то через то, если назвать его по имени, он очнется.

Объяснение этого:

В Хасидус[2] обсуждается, почему через называние по имени пробуждают из обморока, поскольку обморок вызывает к сокрытие и силук[3] только в открытой части жизненной силы человека, но не в эцемнешомо[4], т.е. только в открытых (внешних) силах, но не в эцем хайус[5], и на это помогает называние по имени, поскольку шейм[6] притягивает эцем[7], который всегда остается целым.

Поскольку имя, то, что данного человека зовут именно этим именем, это не просто «по соглашению», но, как объясняется в писаниях Ари-Заля, что свыше внушают родителям, дать ребенку имя, соответствующее и связанное с душой,  входящей в него, у мальчика — во время Брис[8], ибо тогда  — начало вхождения Б-жественной души, а у девочки — когда (ее отца) вызывают к Торе.

И поскольку имя связано с сущностью души,  оно имеет силу притянуть и открыть эцем ганешомо[9]  в открытые силы, и это пробуждает из обморока.

Так же как это для отдельно взятого человека, так же это и для клолус гакоймо[10] — всего еврейского народа, что Баал Шем Тов пробудил евреев из обморока.

Его имя — Исроэл — указывает на внутреннее содержание его миссии в этом мире — сделать для всего народа то же самое, что делает называние по имени для отдельного человека, как говорилось выше.

Из-за погромов и религиозных преследований, происходивших тогда, еврейский народ находился в состоянии обморока, как в материальном, так и в духовном смысле.  Это означает сокрытие и силук[11] на всех уровнях, до эцем, ибо эцем еврея остается всегда целым.

Открытие души Баал Шем Това, а затем его руководство и его учение — Торат Хасидус[12], пробудило душу  еврейского народа. Отсюда понятно, что Хасидус[13] — это не для группы людей или партии, но для всех евреев.

Ибо Хасидус пробуждает евреев из обморока, тем что достигает их эцем[14], а это имеет отношение и необходимо для всех евреев.

Изучение Тойрас[15] Баал Шем Това, и особенно,как оно было открыто  Алтер Ребе в учении Хабад в виде, доступном для постижения разумом, для того, чтобы оно смогло проникнуть внутрь человека, и поведение по дархей хасидим[16], затрагивает эцем[17] и притягивает ее в койхойс гаглуйим[18], чтобы также они были связаны со Вс-вышним.

И именно это сделал Баал Шем Тов, не только для своего поколения, но и для всех поколений до прихода Машиаха, и эту силу он вложил в свое учение, Тойрас Хасидус, и дархей хасидус, и через это пробуждаются из гисалфус[19].

И это объясняет, почему приход Машиаха зависит от распространения Тойрас Баал Шем Тов, как известен ответ, который Баал Шем Тов во время своего алияс нешомо[20] получил от Машиаха, на вопрос ‘эймосай кооси мар’[21] ответил ему Машиах, ‘лихшэйофуцу майанойсэхо хуцо’[22]. Поскольку через распространение  учения Баал Шем Това евреи пробуждаются из обморока, открывается сущность еврейской души, и это приводит Машиаха.

Из поколения в поколение тьма[23] становится все сильнее, и само собой становится все сильнее обморок, все более необходимо изучение Хасидизма.

И поэтому Рабойсейну[24] из поколения в поколение все больше открывали и распространяли Тойрас Хасидус[25], как через то, что все больше объясняли Хасидус на уровне постижения разумом, так и через распространение его среди все более широких кругов, так, чтобы это дошло до всех идн[26].

И понятна, таким образом, как велика ответственность и как велика заслуга, которую несет каждый за распространение майонойс Тойрас гахасидус и дархей гахасидус,  — хуцо[27] . Ибо в нашем поколении, когда тьма становится все больше, это нужно в еще большей степени.

И через йофуцу майанойсэхо хуцо[28] мы удостоимся кооси мар[29] бимгейро бейомейну [30].

В авойдас Гашем[31] есть два способа: 1) ‘сур мейро[32], 2) «ваасэй тойв«[33]  т.е., что он в основном занимается ваасэй тойв[34], и, само собой, что он не имеет никакого касательства к ра[35].

Различие между  двумя способами в служении — это общее различие между дерех мусар[36] и дерех хасидус[37].

Мусар — это (в основном) путь сур мейро[38]. Он задумывается о том, как ‘ра вемар озвех ейс гашем’[39], как не хороша цад гасмол[40], йецер горо (дурное начало), и само собой он ее отталкивает способом сур[41] через таанисим весигуфим[42] .

Хасидус же в основном занимается гисбойненус бетойв[43] . Хасидус объясняет и обсуждает тув таам[44] Элойкус[45], ди гехойбенкайт ун гешмакайт фун нешомо[46], и когда он прочувствует это, — он само собой не имеет никакого отношения к злу.

И способ, которым он не имеет отношения ко злу, отличается от того, как  это приисходит с помощью мусар. Потому что через работу сур мейро, как это по системе мусар, он не становится выше. Он остается на своем месте, и, поскольку он остается на своем месте, то , чтобы не упасть хас вешолейм[47], он должен ломать тело, с помощью поста и умерщвления плоти.

И совсем не так в Хасидизме, он занят добром, гисбойненус вегаамокас гадаас ин Элойкус[48] и т.д. — и сам становится выше со стороны  ойр Элойки[49] , который светит в нем, в его мозгу и сердце Через это они тоже становятся светлее, и можно легче служить с их помощью Вс-вышнему. Само собой, что ему не нужно ломать свое тело, как известен пируш[50] Баал шем Тов на посук[51] ‘азойв таазойв имой’[52], что с самим телом он должен служить Вс-вышнему, ибо само оно стало выше и чище.

В соответствии с этим становится также понятно мнение некоторых Учителей Закона, что заповедь хинух котон[53] — распространяется только на  мицвойс асэй, ваасэй тов[54], а не в мицвойс лой саасэй,сур мейро[55].

Хотя, на первый взгляд, раз он обязан его воспитывать, тем более, что он должен отдалять его от запрета.

Потому что основная работа, которую нужно делать, — это в асэй тойв[56], очистить его, возвысить его, и через это, когда он будет обязан соблюдать мицвойс (т.е. достигнет возраста бар-мицво, 13 лет), он само собой будет беречься от зла.

Однажды спросили — вероятно, у Баал Шем Това, что нового принесло учение хасидизма относительно своих предшественников, Рейшис хохмо, Шалой, которые тоже основаны на каболо[57].

Он ответил примером:

Когда вор приходит воровать, то есть два способа от него защититься: Первый способ, что хозяин начнет громко кричать и вор испугается и убежит, но, тем не менее, возможно, что вор снова прийдет воровать.

Есть второй способ, что хозяин хватает вора и воспитывает его, так, что он перестает быть вором. И это, — закончил он, превосходство хасидизма перед его предшественниками. 

(Из сихас ахройн шел песах 5716).

(31)

Мой тесть и учитель[58]  однажды сказал, что он не хочет, не дай Б-г никого принизить, он хочет лишь говорить о достоинстве того, о чем говорится.

Также сейчас, то о чем будет идти речь, не означает, не дай Б-г, кого-то принизить, речь идет только о достоинствах Хасидут Хабад.

Различие между системой Хабад и системой Пойлин[59] может существовать только сейчас. Система Хабад, что каждый должен работать над тем, чтобы иметь понимание и постижение в Элойкус[60], а система Хасидус Пойлин (как известно высказывание Карлинского Ребе, «цадик бээмуносой йихье[61] не читай йихье[62], а йехайе[63]«, есть цадик[64], который служит Вс-вышнему, а остальные, с помощью эмунас цадиким[65] , которая у них есть, их цадик тоже мехайе[66] .

Эти два подхода могут быть только сейчас. Про будущий мир все согласны, что тогда будет «умолъо гоорец дейо эйс гашем кемайим лейам мехасим[67]» что все евреи будут иметь понимание и постижение в Элойкус[68] как сказано в Писании, «ки кулом йейдъу ойси» (ибо все познают меня).

Сейчас время перед приходом Машиаха, само собой, что все вещи, которые будут в будущем, нужно делать подготовку  и кли[69] к этому во время голус[70], кли должен быть подобен свету и открытию, который должен прийти, следовательно, должно быть также сейчас подобие кулом йейдъу ойси[71], что все евреи должны работать над тем, чтобы иметь понимание и постижение в Элойкус.

И подобно тому, как сказано в книге «При эйц хаим», и некоторые так поступают и практически, что в пятницу вечером нужно попробовать от маахолим шел шабос[72], как сказано, тойамэго хайим зоху[73] .

Ибо «шис алфэй шнин коим олмо»,[74] следовательно, сейчас уже пятница после полудня, должно быть безусловно, тойамэго хайим зоху, изучение Хасидизма с пониманием и постижением, что через это удостоятся кулом йейдъу ойси.

В нынешнее время необходимо изучение Хасидизма, его обычаев и указаний. В нынешнее время это необходимо не только для «да Элойкей овихо»[75], для того чтобы «веавдейгу бэлэйвов шолейм»[76], т.е., достижение совершенства в Служении, но и просто для изучения Торы и выполнения ее заповедей с необходимой строгостью.

Четкое доказательство этого мы видели в нашу эпоху в государствах, в которых были большие испытания на изучение Торы и выполнение заповедей, и те, кто учили Хасидус Хабад и вели себя в соответствии с его указаниями, остались цельными в изучении Торы и соблюдении ее заповедей.

Должно быть «дохак венихнос»[77] в это. И «Эйн лехо довор гооймэйд бифнэй гороцойн[78]« .

Те, кто еще не учат регулярно Хасидут Хабад — должны начать учиться, а те, кто уже и раньше учились — должны добавить, «тойсэфэс мерубо ал гоикор»[79].

И это будет гахоно[80] и кли[81] к кемайим лейам мехасим[82], в геуло гашлеймо[83], с помощью Машиаха цидкейну, бимгейро бейомейну мамош[84].

(Ликутей сихойс т.2 стр 472)



[1] Основатель общего Хасидизма

[2] хасидизм

[3] уход

[4] сущность души

[5] сущность жизненной силы

[6] имя

[7] сущность

[8] обрезание

[9] сущность души

[10] букв. «полный рост», т.е. собрание всех еврейских душ

[11] уход

[12] учение хасидизма

[13] хасидизм

[14] сущность

[15] учения

[16] путям хасидизма

[17] сущность души

[18] открытые силы души, т.е. разум и чувства

[19] обморок

[20] поднятие души

[21]  «когда ты прийдешь»

[22] «когда твои источники распространятся наружу»

[23] т.е сокрытие Вс-вышнего

[24] наши учителя, руководители Хабада

[25] учение хасидизма

[26] евреев (идиш)

[27] источников учения хасидизма и путей  (Служения  Вс-вышнему) хасидизма — наружу

[28] распространение источников

[29] приход Машиаха

[30] в скором времени, в наши дни

[31] служению Вс-вышнему, букв. «работе»

[32] «уйди от зла»

[33] «делай добро»

[34] «делай добро»

[35] зло

[36] дорога Мусара

[37] дорога хасидизма

[38] уход от зла

[39] «плохо и горько, что ты оставил Б-га»

[40] букв. «левая сторона» — в кабале и хасидизме синоним зла

[41] «уйди»

[42] посты и  умерщвление плоти

[43] задумываться о добре

[44] букв. «сладкий вкус»

[45] Б-жественное

[46] возвышенность и сладость души

[47] не дай Б-г

[48] задумывается о величии Вс-вышнего

[49] Б-жественный свет

[50] объяснение

[51] стих из Торы

[52] «помогая помоги вместе с ним»

[53] воспитание маленького ребенка

[54] заповеди «делай», «делай добро»

[55] заповеди «не делай», «уйди от зла»

[56] делай добро

[57] тайное учение

[58] Предыдущий Ребе

[59]  «польский хасидизм»

[60] Б-жественное

[61] «праведник своей верой будет жить»

[62]  будет жить

[63] будет давать жизнь

[64] праведник

[65] веры в праведника

[66] дает им жизнь

[67] «И наполнится земля знанием Б-га, как вода покрывает море» (Ишая 11, 9)

[68] Б-жественном

[69] сосуд

[70] изгнание

[71] «Все будут знать меня»

[72] субботние кушанья

[73] «пробующие ее удостоятся жизни»

[74] «шесть тысяч лет существует мир»

[75] «Познай Б-га отца твоего»

[76]  «И служи ему с цельным сердцем»

[77] «протиснулся и вошел»

[78] «нет вещи, которая устоит перед желанием»

[79] больше, чем было изначально

[80] подготовка

[81] сосуд

[82] «как вода покрывает море»

[83] истинное освобождение

[84] в скором времени,  в наши дни буквально